ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

О СОВРЕМЕННОМ ЗНАЧЕНИИ ПОНЯТИЯ «ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ»

Гуляницкий Н.

В ряду многочисленных памятников культуры — археологических, исторических, мемориальных, искусства и др. — памятники архитектуры представляют собой такие объекты, в которых историко-познавательное значение и архитектурно-художественная ценность выступают в неразрывном единстве. И хотя в настоящее время в ряде случаев художественная выразительность исторических зданий в значительной мере ослаблена или даже утеряна вследствие сильного искажения, это не должно становиться препятствием к их классификации как памятников архитектуры, если их художественный образ может быть воссоздан.

Главной особенностью охраны памятников архитектуры сейчас является сохранение наряду с самим объектом также и пространственной среды. В условиях города и других населенных мест наряду с сохранением самих памятников требуется их особая градостроительная охрана, обеспечивающая их органическое включение в развивающиеся современные поселения.

Необходимость такой градостроительной охраны памятников архитектуры заставляет по-новому подойти и к самому определению понятия «памятник архитектуры».

В течение нескольких десятилетий отношение к судьбе историко-культурного наследия страны не было постоянным. В наиболее тревожный для сохранения архитектурного наследия период 20-х—30-х годов усилия по сохранению памятников были направлены прежде всего на спасение и охрану самих произведений архитектуры. Тогда задача сводилась главным образом к защите памятника от дальнейших разрушений (консервации) и, в лучшем случае, к возможно полной его реставрации.

Понятие «памятник архитектуры», таким образом, заключало в себе внутренние качества, относящиеся к зданию и его композиции, но оно почти полностью игнорировало его взаимодействие с окружающей средой.

Понимание архитектурных памятников как «замкнутых в себе» историко-художественных ценностей было отражено и в их классификации в 40-е годы в связи с изданием правительственного постановления о государственной охране памятников культуры. Результатом этого постановления явилось предотвращение гибели и реставрация тысяч архитектурных памятников, однако их физическое сохранение явилось только частичным решением задачи. Многие исторические сооружения и комплексы, будучи «неприкосновенными» и во многих случаях даже и реставрированными, понесли значительный ущерб в результате игнорирования или недоучета в современной застройке их градообразующего значения, соответствующего максимальному раскрытию эмоционально выразительных свойств памятников в окружающем пространстве.

Особенностью памятника архитектуры в отличие от других памятников культуры является его активная композиционная роль в пространстве. Само же пространство, будучи одним из главнейших элементов каждого произведения архитектуры, имеет широкий диапазон развития от абсолютно замкнутого — в интерьере, до абсолютно раскрытого — во внешней среде. Внутри этой системы развитие пространства имеет множество промежуточных ступеней, и все они в той или иной степени являются органической принадлежностью композиции памятника, подлежащего охране.

При сложившемся понимании охраняемого объекта сфера его охраны по существу ограничивается физически осязаемыми объемами памятника, и, следовательно, зона охраняемого пространства в основном ограничивается интерьером. В случае когда понятие «памятник архитектуры» распространяется на композиционно законченный архитектурный ансамбль (например, кремль, крепости-монастыри и т.п.), внутри комплекса также образуется замкнутая зона охраняемого пространства, которая в границах исторической зоны составляет вместе с отдельными архитектурными памятниками своеобразный интерьер ансамбля.

Современное понимание охраняемого архитектурного комплекса значительно расширяет свои пространственные масштабы. С быстрым развитием городов и расширением их территорий, застраиваемых в основном типовыми зданиями, увеличивается и значение исторических частей города, в которых историко-познавательная ценность сочетается с неповторимой эмоциональной силой и индивидуальностью их архитектурно-художественного облика. В структуре развивающихся современных городов в целом его историческое ядро значительно уменьшается в своих относительных размерах и его сохранение стало не только реальностью, но и необходимостью. К числу подобных объектов только по РСФСР можно отнести 115 исторически ценных городов, утвержденных республиканским правительством к охране.

Однако охрана исторических частей города не может быть осуществлена традиционными средствами лишь «выборочного» сохранения отдельных архитектурных сооружений, поскольку объектом охраны становятся существенные элементы города как системы и, собственно, сам исторический город уже понимается как единый в своей композиционной законченности памятник архитектуры.

Важнейшими элементами градостроительной охраны в масштабе всего исторического ядра является пространственная структура старого города и его композиционные связи, которые вместе с традиционной застройкой образуют историческую архитектурно-пространственную среду, качественная характеристика которой служит одним из главных средств сохранения исторического города как памятника архитектуры. Выявление пространственной структуры и композиционных связей становится в этих условиях необходимой предпосылкой для определения мероприятий по сохранению наиболее существенных элементов города, а также творческих предложений по современной реконструкции всего исторического ядра в целом.

Сохранение исторической городской системы как памятника градостроительства и архитектуры в своей методологической основе имеет много общих черт с сохранением замкнутых в себе комплексов типа древнерусских монастырей-крепостей или более раскрытых и композиционно завершенных архитектурных ансамблей более позднего времени. Однако в отличие от ансамблей, состоящих, как правило, из ряда отдельных архитектурных произведений уникальной ценности и сохраняющихся поэтому в полной неприкосновенности как заповедные комплексы, сохранение города как системы должно основываться на более гибком методе, создающем возможности для известного преобразования городской среды наряду с консервацией и реконструкцией основных композиционных узлов.

Анализ современного состояния города должен дать качественную классификацию существующих зданий, композиционных узлов и связей, в результате чего должно быть ясно, что необходимо сохранить и восстановить, то, что подлежит частичной реконструкции и что может быть снесено или заменено в соответствии с общей задачей сохранения города как памятника архитектуры. Программа должна содержать также предложения и рекомендации по использованию зданий и территорий исторической части с обеспечением современного уровня комфорта.

При градостроительном методе выявления объектов охраны и их классификации в условиях сохранения самой исторической структуры города изменяется и метод определения исходных принципов. В качестве первичного элемента принимается не отдельное здание, а объединенный исторической общностью своего возникновения и развития комплекс зданий, а в качестве основных элементов структуры в целом — пространственная система исторических площадей, улиц и природных образований (реки, водоемы, парки и т. п.).

Наряду с уникальными зданиями на первое место выдвигается пространственная структура с ее главнейшими композиционными узлами и связями. Изменяется и значение традиционной рядовой застройки как архитектурного объекта, подлежащего сохранению.

С точки зрения существующей классификации памятников архитектуры рядовая застройка исторических городов в своей большей части не подлежит охране. Однако при сохранении города как единого памятника архитектуры рядовая застройка рассматривается как один из важнейших элементов организации пространственной городской структуры и как историческая среда города, необходимая для восприятия уникальных зданий как «архитектурный фон». Именно такой метод был положен в основу исследования старого города в Таллине с целью его охраны и частичной реконструкции, в результате чего количество охраняемых зданий было увеличено почти втрое.

В этой же связи важно обратить внимание и на значение таких композиционных узлов, как древние квартальные площади и другие элементы городской структуры, застройка которых не является уникальной ценностью, хотя сама их пространственная организация может являться существенным объектом сохранения.

Например, в структуре старого города Самарканда большое значение имеют площади с квартальными мечетями, школами и искусственными водоемами. При сохранении города как системы эти пространственные узлы должны быть композиционно акцентированы и реставрированы, хотя по существующим спискам памятников архитектуры они не подлежат охране.

Помимо сложной проблемы формирования архитектурно-пространственной среды исторического ядра города в масштабах его «интерьера» не менее трудной является проблема композиционного влияния архитектурного памятника на окружающее пространство и его активного воздействия на формирующуюся близ него современную застройку.

Подлинная охрана памятника архитектуры предполагает одновременно и сохранение его органической композиционно-пространственной связи с окружением, а также максимальное раскрытие художественных средств его композиции. Создание пространственной зоны вокруг памятника — условие необходимое, однако методы ее определения для каждого случая индивидуальны.

Особое значение при этом имеют связи памятника с природным ландшафтом и сложившееся его композиционное взаимодействие с окружающей застройкой и объемно-пространственными доминантами. По существу, «внешние» пространственные связи памятника также составляют систему композиционных условий, которые частично уже сложились и в какой-то степени еще могут преобразовываться.

Композиция церкви Вознесения в Коломенском немыслима без ее естественного основания — высокого берега Москвы-реки и широких просторов долины, в которой доминирует ее стройная вертикаль. Вторжение в эту зону безликой застройки соседнего жилого района нанесло непоправимый ущерб самому памятнику архитектуры, художественный смысл которого полностью раскрывался лишь в органическом и активном взаимодействии с окружающей природой.

Первозданные связи памятника с природным ландшафтом особенно важно сохранить там, где эти связи не претерпели в процессе исторического развития существенных искажений и где они и в настоящее время продолжают играть значительную роль в формировании окружающей среды памятника. Одним из наиболее ярких примеров может служить город Загорск, в котором Троице-Сергиева лавра существует в «обрамлении» неповторимого по своей красоте и индивидуальности природного ландшафта, характер которого композиционно воспринят и в самой архитектуре этого уникального ансамбля. Сохранение наиболее характерных черт природного окружения лавры и прилегающей к ней застройки — одна из основных задач при современной реконструкции исторического центра города. На примере Загорска отчетливо выступают и другие подлежащие выявлению и сохранению композиционные связи окружающей главный ансамбль среды, в частности пространственные связи расположенных вокруг лавры объемных доминант — церквей и подчиненная природному ландшафту и основным доминантам малоэтажная рядовая застройка.

Значительно сложнее выявление и сохранение связи окружающей среды памятника в условиях крупного города. Однако и в этих условиях возможны относительно удачные решения задачи, если широко использовать метод градостроительного подхода к сохранению памятника. К подобным примерам в Москве можно отнести работы по сохранению и органическому включению в проект реконструкции района площади Ильича ансамбля Андроникова монастыря.

В современных условиях широкий подход к определению понятия «памятник архитектуры» как к исторически ценному пространственному комплексу и органической части быстро растущего города является единственно правильным и реалистическим путем сохранения историко-архитектурного наследия.

Первоисточник: 
Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.