ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ. Сборник № 3

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВЕТСКОЙ АРXИТЕКТУРЫ

Книга состоит из ряда отдельных статей, написанных практиками реставрационного дела и научными работниками. В ней освещается опыт реставрации и консервации от дельных памятников Москвы, Ленинграда, Рязани, Чернигова, Тбилиси и других городов. В ряде статей обобщены материалы по отдельным вопросам сохранения памятников, рассказывается об организации музеев архитектуры под открытым небом, восстановлении садов и парков XVIII—XIX вв., исследовании и реставрации московских памятников XVI в., растворах, применяемых при инъекции каменных кладок, и др. В сборник входят статьи, обобщающие зарубежный опыт охраны памятников и градостроительных комплексов.

Книга рассчитана на архитекторов и искусствоведов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Широкий, всенародный интерес к истории нашей культуры, к памятникам архитектуры особенно усилился за последние годы. Не только исследователи и ученые, но и широкие народные массы интересуются теперь художественными особенностями таких памятников, проявляют заботу об их охране и поддержании, выражают живой интерес к процессу восстановления их первоначального облика. В реставрационных работах на памятниках архитектуры под руководством опытных реставраторов теперь нередко участвуют добровольцы или целые студенческие бригады. Они с большим энтузиазмом отдают этому делу свои силы и посвящают ему иногда все свободное время. Такое положение обусловливает особое, крайне актуальное значение публикаций, освещающих опыт и методику реставрационных работ на памятниках архитектуры.

Интенсивный процесс роста и реконструкции городов нашей страны нередко нарушал композиционные и зрительные связи памятников архитектуры друг с другом, с рядовой застройкой или доминантами распланированных позднее районов. Вместе с тем возникали новые композиционные связи, порождавшие совершенно особый аспект проблемы самой охраны памятников архитектуры. В отличие от господствовавшего ранее стремления охранять лишь единичные здания и создавать вокруг них местные охранные зоны ограниченного размера и значения во многих городах стали выделять групповые охранные зоны, нередко охватывавшие значительные участки городской застройки.

За последний период сформировалось и получило свое развитие также представление о большом культурном и художественном значении произведений градостроительного архитектурного творчества с их планировкой, массовой застройкой, пространственными решениями, в сочетании с природным ландшафтом, т. е. представление о ценности так называемого городского ландшафта. Произведения градостроительного искусства — значительно более крупные архитектурные образования, чем единичные постройки или ансамбли, обладают нередко не меньшей, а часто и большей художественной выразительностью, чем отдельные здания-памятники (исторический центр Ленинграда, историческое ядро Таллина, градостроительный комплекс Суздаля, Каменца-Подольского и т. п.). В связи с этим определилась конкретная и насущная необходимость расширения понятия «памятник архитектуры», которое должно охватывать теперь также целые градостроительные системы, объединяющие в себе не только здания, выдающиеся по своим художественным или конструктивным особенностям, но и окружающую их, связывающую их рядовую застройку.

Этим новым идеям посвящен ряд статей (статьи арх. А. Ю. Беккера, канд. арх. Н. Ф. Гуляницкого, отчасти статья канд. искусств. Е. В. Михайловского), в связи с чем значительно повышается актуальность сборника, его конкретная связь с насущными задачами сегодняшнего дня в области как охраны памятников архитектуры, так и градостроительного проектирования, если оно связано с сохранением культурного и художественного наследия городов. С определением понятия «памятник архитектуры», с выявлением многостороннего значения его тесно связана конкретная методика не только самой охраны, но и реставрационных работ на таких объектах, специфика которых может существенно варьироваться в зависимости от того, является ли главным художественное, научное, историческое или градостроительное значение реставрируемых построек. Это еще больше заострило внимание редколлегии на публикации статей такого рода. Статьи сборника, обобщающие зарубежный опыт охраны памятников архитектуры (арх. А. В. Бабурова и д-ра арх. А. В. Иконникова), также трактуют важные вопросы, связанные с градостроительным проектированием, обеспечивающим охрану как единичных зданий памятников, так и крупных градостроительных образований. В первой из них много внимания уделено спасению градостроительных ценностей Венеции и Рима, во второй — градостроительным мероприятиям, обеспечивающим сохранность исторического ядра и его городской среды в Бате, Оксфорде, Кембридже и других городах.

Исключительную актуальность приобретает в наши дни научная методика проведения охранных мероприятий по памятникам архитектуры и реставрационных или консервационных работ на них. И здесь уместно напомнить, что, прилагая большие усилия к охране и реставрации зданий-памятников, мы нередко упускаем из виду или отодвигаем на второй план подчас весьма значительные и не менее ценные памятники садово-парковой архитектуры. В данном сборнике научной методике работ по садово-парковым комплексам посвящена статья канд. арх. К. И. Минеевой и статья канд. арх. Е. П. Щукиной. Весьма ценные сведения дает также статья о методике инъецирования каменной кладки зданий инж. Н. П. Зворыкина, в которой подробно излагается весь процесс производства этих сложных работ. Отсутствие у нас в настоящее время разработанной теории реставрации памятников архитектуры на практике часто приводит к весьма разнообразным и даже противоречащим друг другу приемам и способам производства реставрационных работ. Некоторые теоретические и достаточно острые вопросы в этой области рассматриваются в статье арх. Л. Давида на примере реставрации трех выдающихся памятников архитектуры. Весь подбор статей сборника, освещающих практику реставрационных работ, осуществлен с таким расчетом, чтобы дать на уже проведенных и апробированных реставрациях примеры различного методического подхода к сохранению и реставрации памятников. Это должно, с одной стороны, дать представление о возможных изменениях метода в зависимости от характера объекта, на котором проводятся работы, а с другой стороны, придать материалу дискуссионность, чтобы подвергнуть такие методические вопросы полноценному рассмотрению. И теоретические, и методические проблемы нашей советской реставрации архитектурных памятников должны получать широкое освещение и всестороннее обсуждение.

Первоисточник: 
Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА