ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Сложение теоретических основ реставрации археологических объектов

Вопрос о том, какой должна быть реставрация, которая удовлетворяла бы требованиям археологической науки, не мог не привлечь внимания ученых. В 1849 г был опубликован труд И.П. Сахарова "Исследования о Русском иконописании", где впервые на примере реставрации икон были поставлены вопросы о принципах реставрации археологических памятников1. И.П. Сахаров начал с критики традиционного поновительства. Чтобы успешно решать археологические проблемы, реставраторы, по его мнению, должны отказаться от традиционного возобновления икон, результатом которого являлось не восстановление, а искажение старого письма. "Вместо восстановления, — писал Сахаров, — уничтожают драгоценное древнее письмо и пишут все изображение вновь"2. Он полагал, что "классическое художество должно поставить преграды такому своевольному уничтожению святыни установлением прочных правил для возобновления древних икон". Сахаров пытался определить место реставрации в сохранении иконописи. Он считал, что к реставрации следует прибегать лишь в крайних случаях и применять те или иные операции сообразно с необходимостью. Реставратор не должен увлекаться сложными и опасными для памятника операциями, такими как перевод живописи на новое основание. Эта операция должна проводиться "или когда доска сгнила от времени, или когда она растрескалась и угрожает разрывом левкасу". Для археологических целей, по мнению И.П. Сахарова, реставратор должен овладеть всеми необходимыми операциями, такими как стирание старой олифы и укрепление живописи, а также научиться "снятию древнего письма и переводке его на новую доску". Реставратор должен уметь уничтожать приписки "накрашенные неискусными поправителями на первоначальном письме, в противном тоне с древним производством", научиться "восстановлению испорченных мест согласно с древним письмом и оригинальностью пошиба"1.

В вопросах реконструкции утраченных частей иконописи И.П. Сахаров предлагал ограничивать реставрационное вмешательство пределами утрат. При этом он указывал на возможность различия в технике выполнения дополнений по отношению к авторскому письму: "Легким ли пунктиром наполнить должно одни слупившиеся места, или нужно наводить густую плавку — может указать только знание, опыт и необходимость"4.

Для того чтобы стала яснее суть рекомендаций И.П. Сахарова по восполнению утрат живописи икон, можно их сопоставить с теми, которые содержатся в "Наставлении по реставрации (возобновлению) картин, написанных масляными красками", в книжке, вышедшей в 1857 г. Как отмечалось, И.П. Сахаров категорически возражает против "освежения" древних икон новыми красками, в то время как автор "Наставления" придерживается иного мнения. Он рекомендует не ограничиваться тонированием утраченных частей картины (выпадений грунта и осыпей красочного слоя), но стараться прописывать ее всю заново, подделываясь под стиль и манеру автора таким образом, чтобы после реставрации она "выглядела как вновь написанная"5. В сопоставлении мнений становится очевидно методологическое различие во взглядах авторов на цели и задачи реставрации. Если автор "Наставления" находится в плену поновительных концепций, то И.П. Сахаров подчеркивает специфику археологического подхода к проблеме реставрации памятников прошлого. Это различие заключено в принципиально новом отношении ученого к конечному результату реставрации. Главную цель он видит в раскрытии древнейшего слоя живописи и сохранении его раскрытым для дальнейших научных исследований.

Как видим, уже в середине XIX в. И.П. Сахаровым были сформулированы основные теоретические принципы реставрации в ее методических аспектах, не утратившие своей актуальности и в настоящее время. Это была первая попытка теоретически обосновать и установить строгие правила реставрации памятников, выявить границы реставрационного вмешательства. Дальнейшее развитие идей, высказанных И.П. Сахаровым, выразилось в разработке юридических, этических и эстетических аспектов реставрации и более детального рассмотрения ее границ и этапов, а также обоснованности реставрационного вмешательства.

Таким образом, обращение археологов к реставрации было продиктовано практическими нуждами науки. Реставрация в системе наук постепенно становилась средством изучения и обеспечения исследовательского процесса достоверными сведениями о памятниках. Главными аспектами разработки стали вопросы теоретической реставрации — методов реконструкции.

На практике же археологическая реставрация использовала опыт мастеров различных профессий. Установится общий порядок организации реставрационных работ, который сохранился в дальнейшем в практике археологических обществ. Все действия реставраторов должны были контролироваться специалистом-архитектором, археологом или специально созданной комиссией. Практическое же осуществление работ возлагалось на мастеров-подрядчиков соответствующей специальности — иконников, резчиков по дереву, иконостасщиков, позолотчиков, плотников, каменщиков, кровельщиков и т.д. Проведение реставрации монументальной живописи иконописцами было явлением распространенным. Но наметилась тенденция приглашать для реставрации стенописей профессиональных художников — выпускников Академии художеств, каким был, например, академик Ф.Г. Солнцев, выполнявший особые поручения Министерства двора, в ведении которого находились памятники древности.

При рассмотрении состояния реставрации в первой половине XIX в. возникает вопрос о том, что же могли применить в практике реставрации монументальной живописи художники академической выучки и иконники, опиравшиеся на свой опыт по-новления икон. Ответ на интересующий нас вопрос содержится в упомянутых книгах Сахарова и "Наставлении для реставрации (возобновления) картин, написанных масляными красками".

Многое из описанного в этих книгах уже не используется в современной реставрации. Не применяются способы удаления деструктированного лака, покрывающего красочный слой картины, путем раздавливания его в порошок или стирания потемневшей олифы иконы пемзой или золой. Вышли из употребления такие препараты и их композиции, как винный камень, кремор-тартар, бура, зола, мыльный щелок, ром, арак, тесто из меди и ржаной муки с кислотой, распущенной в воде, мука с известковой водой или уксусом, поташ, меркуриальная сулема и т.д. Но следует отметить, что почти все технические операции, применяющиеся в современной реставрационной практике, такие как удаление потемневшей олифы и деструктированного лака, расчистка, укрепление красочного слоя, дублирование и перенос живописи на новое основание, уже были известны реставраторам первой половины XIX в.

Итак, сказанное позволяет утверждать, что идея восстановления памятников древности в России формировалась в процессе освоения опыта и традиций культуры и искусства классической древности и русского средневековья. Специфическая проблема восстановления памятников в их прежнем виде с точки зрения формы возникла также и в исторической науке второй половины XVIII — первой половины XIXвв. Поиск средств и способов реализации программ по накоплению и систематизации источников способствовал формированию археологического метода реставрации памятников материальной культуры, письменности и искусства. Профессиональный интерес к проблемам реставрации заострял внимание археологов на художественных аспектах реставрации, в то время как технические аспекты еще не попали в поле зрения ученых.

Применение археологического метода восстановления памятников в прежнем виде по остаткам, письменным свидетельствам и произведениям изобразительного искусства на практике способствовало преодолению традиционного поновительства, не учитывавшего историко-культурного и художественного своеобразия объектов поновления. Отсутствие же в практической деятельности иного опыта, кроме поновительского, определило формирование в России представлений о цели реставрации как о воспроизведении с "археологической" точностью историко-бытовых и художественных черт архитектуры и искусства в "духе" или "во вкусе" определенного времени. Это указывает на то, что реставрация еще не нашла свой круг специфических проблем и практических целей по отношению к археологической реконструкции.

Реставрация в сфере археологической науки рубежа XVIII и XIX вв. начала путь формирования прикладной дисциплины, обеспечивающей эту науку достоверными сведениями о памятниках, получаемыми в результате реставрационного раскрытия. Ее методы все больше приобретали научную строгость, Они попали в сферу анализа с точки зрения пригодности их использования для научных целей. Использование методов и результатов реставрационного раскрытия для реализации научных программ археологии требовало уточнения специфики реставрации в рамках археологической науки и четкого понимания ее целей и задач. Новые представления об этих целях и задачах сложились под влиянием археологической концепции документальной значимости памятников в качестве исторических источников. Первое формулирование новых целей и задач реставрации свидетельствует о зарождении ее теории. Они представляют собой попытку определить место реставрации в изучении материальной культуры прошлого и выявить специфические особенности, отличающие ее от традиционного поновительства.

Оценивая состояние реставрации в России к середине XIX в., следует отметить высокую степень разработанности ее проблем в трех важнейших аспектах: 1) сформировался метод археологической реконструкции древних предметов по их остаткам, произведениям изобразительного искусства и сведениям о них, которые содержатся в письменных источниках; 2) в реставрационной практике стали применяться почти все технические операции, имеющиеся в арсенале современного реставратора (укрепление основы, грунта и красочного слоя, расчистка, снятие покрывных лаков, дублирование и т.д.); 3) появилась первая разработка теоретических проблем реставрации. Все это позволяет утверждать, что к середине XIX в. были заложены основы научной реставрации.

________

1 Сахаров И.П. Исследование о русском иконописании. СПб., 1849. Кн.1-2.

2 Там же. Кн. 2. С. 33.

3 Сахаров И.П. Ук. соч.. С. 33-34.

4 Там же.

5 Наставление для реставрации (возобновления) картин, написанных масляными красками. СПб., тип. Вольфа, 1857. С. 16.

 

Первоисточник: 
От поновления к научной реставрации. В.В. Зверев; М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.