ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Сложение теоретических основ реставрации археологических объектов

Вопрос о том, какой должна быть реставрация, которая удовлетворяла бы требованиям археологической науки, не мог не привлечь внимания ученых. В 1849 г был опубликован труд И.П. Сахарова "Исследования о Русском иконописании", где впервые на примере реставрации икон были поставлены вопросы о принципах реставрации археологических памятников1. И.П. Сахаров начал с критики традиционного поновительства. Чтобы успешно решать археологические проблемы, реставраторы, по его мнению, должны отказаться от традиционного возобновления икон, результатом которого являлось не восстановление, а искажение старого письма. "Вместо восстановления, — писал Сахаров, — уничтожают драгоценное древнее письмо и пишут все изображение вновь"2. Он полагал, что "классическое художество должно поставить преграды такому своевольному уничтожению святыни установлением прочных правил для возобновления древних икон". Сахаров пытался определить место реставрации в сохранении иконописи. Он считал, что к реставрации следует прибегать лишь в крайних случаях и применять те или иные операции сообразно с необходимостью. Реставратор не должен увлекаться сложными и опасными для памятника операциями, такими как перевод живописи на новое основание. Эта операция должна проводиться "или когда доска сгнила от времени, или когда она растрескалась и угрожает разрывом левкасу". Для археологических целей, по мнению И.П. Сахарова, реставратор должен овладеть всеми необходимыми операциями, такими как стирание старой олифы и укрепление живописи, а также научиться "снятию древнего письма и переводке его на новую доску". Реставратор должен уметь уничтожать приписки "накрашенные неискусными поправителями на первоначальном письме, в противном тоне с древним производством", научиться "восстановлению испорченных мест согласно с древним письмом и оригинальностью пошиба"1.

В вопросах реконструкции утраченных частей иконописи И.П. Сахаров предлагал ограничивать реставрационное вмешательство пределами утрат. При этом он указывал на возможность различия в технике выполнения дополнений по отношению к авторскому письму: "Легким ли пунктиром наполнить должно одни слупившиеся места, или нужно наводить густую плавку — может указать только знание, опыт и необходимость"4.

Для того чтобы стала яснее суть рекомендаций И.П. Сахарова по восполнению утрат живописи икон, можно их сопоставить с теми, которые содержатся в "Наставлении по реставрации (возобновлению) картин, написанных масляными красками", в книжке, вышедшей в 1857 г. Как отмечалось, И.П. Сахаров категорически возражает против "освежения" древних икон новыми красками, в то время как автор "Наставления" придерживается иного мнения. Он рекомендует не ограничиваться тонированием утраченных частей картины (выпадений грунта и осыпей красочного слоя), но стараться прописывать ее всю заново, подделываясь под стиль и манеру автора таким образом, чтобы после реставрации она "выглядела как вновь написанная"5. В сопоставлении мнений становится очевидно методологическое различие во взглядах авторов на цели и задачи реставрации. Если автор "Наставления" находится в плену поновительных концепций, то И.П. Сахаров подчеркивает специфику археологического подхода к проблеме реставрации памятников прошлого. Это различие заключено в принципиально новом отношении ученого к конечному результату реставрации. Главную цель он видит в раскрытии древнейшего слоя живописи и сохранении его раскрытым для дальнейших научных исследований.

Как видим, уже в середине XIX в. И.П. Сахаровым были сформулированы основные теоретические принципы реставрации в ее методических аспектах, не утратившие своей актуальности и в настоящее время. Это была первая попытка теоретически обосновать и установить строгие правила реставрации памятников, выявить границы реставрационного вмешательства. Дальнейшее развитие идей, высказанных И.П. Сахаровым, выразилось в разработке юридических, этических и эстетических аспектов реставрации и более детального рассмотрения ее границ и этапов, а также обоснованности реставрационного вмешательства.

Таким образом, обращение археологов к реставрации было продиктовано практическими нуждами науки. Реставрация в системе наук постепенно становилась средством изучения и обеспечения исследовательского процесса достоверными сведениями о памятниках. Главными аспектами разработки стали вопросы теоретической реставрации — методов реконструкции.

На практике же археологическая реставрация использовала опыт мастеров различных профессий. Установится общий порядок организации реставрационных работ, который сохранился в дальнейшем в практике археологических обществ. Все действия реставраторов должны были контролироваться специалистом-архитектором, археологом или специально созданной комиссией. Практическое же осуществление работ возлагалось на мастеров-подрядчиков соответствующей специальности — иконников, резчиков по дереву, иконостасщиков, позолотчиков, плотников, каменщиков, кровельщиков и т.д. Проведение реставрации монументальной живописи иконописцами было явлением распространенным. Но наметилась тенденция приглашать для реставрации стенописей профессиональных художников — выпускников Академии художеств, каким был, например, академик Ф.Г. Солнцев, выполнявший особые поручения Министерства двора, в ведении которого находились памятники древности.

При рассмотрении состояния реставрации в первой половине XIX в. возникает вопрос о том, что же могли применить в практике реставрации монументальной живописи художники академической выучки и иконники, опиравшиеся на свой опыт по-новления икон. Ответ на интересующий нас вопрос содержится в упомянутых книгах Сахарова и "Наставлении для реставрации (возобновления) картин, написанных масляными красками".

Многое из описанного в этих книгах уже не используется в современной реставрации. Не применяются способы удаления деструктированного лака, покрывающего красочный слой картины, путем раздавливания его в порошок или стирания потемневшей олифы иконы пемзой или золой. Вышли из употребления такие препараты и их композиции, как винный камень, кремор-тартар, бура, зола, мыльный щелок, ром, арак, тесто из меди и ржаной муки с кислотой, распущенной в воде, мука с известковой водой или уксусом, поташ, меркуриальная сулема и т.д. Но следует отметить, что почти все технические операции, применяющиеся в современной реставрационной практике, такие как удаление потемневшей олифы и деструктированного лака, расчистка, укрепление красочного слоя, дублирование и перенос живописи на новое основание, уже были известны реставраторам первой половины XIX в.

Итак, сказанное позволяет утверждать, что идея восстановления памятников древности в России формировалась в процессе освоения опыта и традиций культуры и искусства классической древности и русского средневековья. Специфическая проблема восстановления памятников в их прежнем виде с точки зрения формы возникла также и в исторической науке второй половины XVIII — первой половины XIXвв. Поиск средств и способов реализации программ по накоплению и систематизации источников способствовал формированию археологического метода реставрации памятников материальной культуры, письменности и искусства. Профессиональный интерес к проблемам реставрации заострял внимание археологов на художественных аспектах реставрации, в то время как технические аспекты еще не попали в поле зрения ученых.

Применение археологического метода восстановления памятников в прежнем виде по остаткам, письменным свидетельствам и произведениям изобразительного искусства на практике способствовало преодолению традиционного поновительства, не учитывавшего историко-культурного и художественного своеобразия объектов поновления. Отсутствие же в практической деятельности иного опыта, кроме поновительского, определило формирование в России представлений о цели реставрации как о воспроизведении с "археологической" точностью историко-бытовых и художественных черт архитектуры и искусства в "духе" или "во вкусе" определенного времени. Это указывает на то, что реставрация еще не нашла свой круг специфических проблем и практических целей по отношению к археологической реконструкции.

Реставрация в сфере археологической науки рубежа XVIII и XIX вв. начала путь формирования прикладной дисциплины, обеспечивающей эту науку достоверными сведениями о памятниках, получаемыми в результате реставрационного раскрытия. Ее методы все больше приобретали научную строгость, Они попали в сферу анализа с точки зрения пригодности их использования для научных целей. Использование методов и результатов реставрационного раскрытия для реализации научных программ археологии требовало уточнения специфики реставрации в рамках археологической науки и четкого понимания ее целей и задач. Новые представления об этих целях и задачах сложились под влиянием археологической концепции документальной значимости памятников в качестве исторических источников. Первое формулирование новых целей и задач реставрации свидетельствует о зарождении ее теории. Они представляют собой попытку определить место реставрации в изучении материальной культуры прошлого и выявить специфические особенности, отличающие ее от традиционного поновительства.

Оценивая состояние реставрации в России к середине XIX в., следует отметить высокую степень разработанности ее проблем в трех важнейших аспектах: 1) сформировался метод археологической реконструкции древних предметов по их остаткам, произведениям изобразительного искусства и сведениям о них, которые содержатся в письменных источниках; 2) в реставрационной практике стали применяться почти все технические операции, имеющиеся в арсенале современного реставратора (укрепление основы, грунта и красочного слоя, расчистка, снятие покрывных лаков, дублирование и т.д.); 3) появилась первая разработка теоретических проблем реставрации. Все это позволяет утверждать, что к середине XIX в. были заложены основы научной реставрации.

________

1 Сахаров И.П. Исследование о русском иконописании. СПб., 1849. Кн.1-2.

2 Там же. Кн. 2. С. 33.

3 Сахаров И.П. Ук. соч.. С. 33-34.

4 Там же.

5 Наставление для реставрации (возобновления) картин, написанных масляными красками. СПб., тип. Вольфа, 1857. С. 16.

 

Первоисточник: 
От поновления к научной реставрации. В.В. Зверев; М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.