ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

РЕСТАВРАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ГОРЕЛОЙ ТКАНИ ДОМОНГОЛЬСКОГО ПЕРИОДА

Волынцева-Шурина О.Г.

Из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в сектор "Ткани" отдела прикладного искусства ВХНРЦ поступила на реставрацию археологическая ткань из горелого слоя полуземлянки, обнаруженной при раскопках, которые проводились археологом Кругляковскимв Суздале в 1973 году. Полуземлянка находилась на территории древнего посада возле Скорбященской церкви. Там же были найдены два сосуда XII века.

Археологическая обуглившаяся масса поступила в небольшой картоннойкоробке с крышкой. Масса представляла собой обуглившийся спрессованный минерализированный ком черного цвета с пепельным налетом в виде порошка. В состав массы входили небольшие сплавившиеся пузырчатые фрагменты блестящего металла. При визуальном осмотре через налобную лупу в обуглившейся массе просматривалисьфрагменты тканей различной фактуры и вкрапления расплавленного металла.

После фотофиксации было проведено множество проб для выбора методики пластификации и очистки археологической ткани, в результате чего предложен следующий способ ее расслаивания и обработки. Спрессованный ком, обернутый в двухслойный тонкий газ, обильно смачивали 10-ным раствором глицерина в перхлорэтилене методом распыления. Через 2 часа после увлажнения стало возможным провести послойное разделение спекшегося кома на фрагменты обуглившейся деформированной ткани с помощью осторожных прикосновений тонкой щетинной кисти. В результате расслоения получили множество фрагментов археологического текстиля, которые условно можно разделить на несколько групп.

1) Фрагмент полотняного переплетения. На ткани имелась кромка, что позволяло различить основу и уток, плотность переплетения. Размер этого фрагмента 21,5x14 см о крупной утратой но центру - 8,5x5 см.

2) Фрагмент полотняного переплетения более тонкой ткани собран в сборку. 20x14 см.

3) Аналогичная ткань с остатком швов, выполненных шелковой нитью. Самый большой фрагмент, размером 24x10 см и еще 5 фрагментов меньших размеров.

4) 17 фрагментов ткани полотняного переплетения с более толстыми нитями, чем на предыдущих фрагментах. От 9x6 до 2x0,5 см.

5) Многослойные фрагменты ткани шелкового репса, служившего основой под металлическое шитье, собранное остатками швов в орнаментальные полоски с растительным орнаментом "елочка" -9,5x3 и 3x2 см, а также 13 фрагментов с тканым металлическим шитьемразмером от 7x2,5 до 1,5x1 см.

6) Обрывки спутавшихся в виде клубка шелковых крученых нитей (на некоторых из них есть узелки).

7) Войлок (?). Под микроскопом представляет собой множество коротких плоских волокон (некоторые на концах раздвоены).

Все фрагменты тканей пластифицировали и расправляли кистью и шпателем на тонком газе. Спустя сутки фрагменты обрабатывали с помощью мягкой кисти 3%-ным фторлоноы путем одноразовой пропитки на фторопластовой пленке. После чего пропитывали 5%-ным водным раствором гексаметофосфата натрия (калгоном) для растворения солевых почвенных загрязнений, а затем промывали в 1%-ном растворе синтетического моющего средства "Каштан" и тщательно дистиллированной водой через два слоя тонкого газа. Высушивали при комнатной температуре. Закрепление раствором фторлонаструктуры обгоревшего волокна позволило провести водную очистку с применением комплексообразователя и моющего средства.

Фрагменты ткани с металлическим шитьем просматривали в ИК-лучах, при этом на промытых фрагментах шитье выявлялось голубоватым свечением, а закрепленные фторлоном непромытые фрагменты ткани не давали свечения и оставались в ИК-лучах густо-черного цвета*.

Микрохимический и спектральный качественный анализ** выжига ткани показал наличие следующих элементов: Au, Ag, С, Fe, Mn, Si, Mg, Al, Вa. Рентгенографические исследования дали следующие результаты: обгоревшая ткань рентгенографически очень малой плотности, на рентгенограмме видны лишь следы ткани, а металлическое шитье имеет рентгенографическую плотность средней величины, равную 3-м условным единицам. Видны целые нити, обмотанные металлом. Наиболее рентгеновски плотная полоса соответствует двум кускам ткани, сплавленным между собой***.

Микроскопическое исследование фрагментов ткани с металлическими нитями позволило выявить наличие золотных пряденых нитей двух видов, различающихся по толщине и направлению крутки Z-образных и S-образных. Пряденые золотные и серебряные нити состоят из металлической спирали на шелковой основе. Цвет ткани установить не удалось из-за плохой сохранности обгоревших фрагментов, а на многослойных тканях на незначительных участках в шве видна шелковая крученая нить светло-серого цвета. Природу волокна фрагментов обгоревших тканей определить не удалось.

Для хранения и экспонирования фрагментов археологической ткани было решено сдублировать их на тонированный в нейтральный цвет тонкий газ и оформить в паспарту. Тонирование тонкого газа проводили прямыми светопрочными красителями в серый цвет с теплым оттенком.

Все фрагменты археологических находок, кроме многослойных тканей, войлока (?) и нитей крученого шелка, сдублировали на тонированный тонкий газ 4%-ным раствором акрилового сополимера А-45К, растворенного в смеси ацетона и этилацетата (в соотношении 1:1). Фрагменты ткани, собранной в сборку, сдублировали частичнов верхней части, а фрагменты со швами дублировали швом налицо для возможности их дальнейшего исследования.

Фрагменты археологической ткани были смонтированы в паспарту из картона с микалентной бумагой и разложены по картонным коробкам.

___________

* Анализ проведен Е.В.КугучевоЙ (отдел исследования художественных произведений).

** Анализ проведен В.Г.Беркгаутом, Г.Н.Гороховой (отдел исследования художественных произведении).

*** Рентгенолог М.П.Лямина.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.