ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

МЕТОДИКА КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ ШПАЛЕР И ГОБЕЛЕНОВ

Негневицкая О.И.

(опыт Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина)

Шпалеры и гобелены - один из самых трудоемких видов декоративно-прикладного искусства. Принципы и методы реставрации и консервации шпалер (в дальнейшем мы будем пользоваться этим, более общим, термином - шпалеры) различны в разных странах и мастерских. В рамках данной статьи не представляется возможным дать полный анализ этих методов и их особенностей, поэтому мы остановимся на методике реставрации, принятой в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В коллекции музея насчитывается около 60 шпалер, из них 25 старинных (XVI-XIX вв.). Однако вопросы консервации и реставрации тесно связаны с методами изготовления шпалер, причинами и видами их разрушения, а также рядом других вопросов, которые коротко рассмотрены ниже.

1. Принципы изготовления шпалер

В истории ручного ткачества известно множество разнообразных технических приемов. Они различно использовались при создании художественных произведений. Приступая к реставрации шпалер, необходимо знать основные приемы этого вида декоративного ткачества.

Существуют два вида шпалерного ткачества - готлисное и баслисное, что соответствует типу станков: готлисный, с вертикальным расположением нитей основы (франц. haute - высокая, lisse - основа) и баслисный, с горизонтальным расположением основы (франц. basse - низкая).

Между шпалерами, выполненными на готлисном или баслисном станке, нет почти никакой разницы. Способы их реставрации одинаковы. В старинных шпалерах в качестве основы брали неокрашенные толстые крученые нити из шерсти и льна (позднее стали использовать хлопчатобумажные).

Сквозь нити основы с помощью челнока и пальцев руки протаскиваются нити утка. Уток - нить, проходящая сквозь нити основы. Это обычно цветная узорообразующая нить. В старинных шпалерахв качестве утка использовали шерсть и шелк, реже -золотые и серебряные нити.

В традиционном шпалерном ткачестве нити утка обычно перпендикулярны нитям основы, то есть горизонтальны (техника полотняного переплетения). Это позволяет "прибивать" уток по всей ширине ткани. Но существует много других способов прокидок утка, не ограничивающихся горизонталью, а следующих линиям рисунка отдельных мотивов общей композиции. Такой способ называется "тканьем мотивами". При этом может создаваться самая разнообразная фактура, отличная от ровной, ребристой. Ребристая, или рубчатая, фактура характерна для традиционного ткачества. Она образуется из-за того, что нити утка обычно тоньше нитей основы.

Полотняное переплетение (схема 1) образуется чередованием прокидок. Прокидка нити утка сквозь нити основы ведется сначала в одном направлении, покрывая, например, нечетные нити основы. Затем для образованиях тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в другом направлении, покрывая теперь четные нити основы. После "прибивания" прокидок друг к другу нити основы становятся невидимыми. Основа полностью покрывается утком с обеих сторон (с лицевой и с изнаночной).

Схема 1 - полотняное переплетение. Схема 2 - косая прокидка. Схема 3 - криволинейная прокидка. Схема 4-7 - различные типы соединений ниток утка между собой.

Прокидки утка редко тянутся от края до края шпалеры: ведь каждое изменение цвета в общей композиции требует смены утка. Кроме того, меняя уток даже в монохромных участках шпалеры, ткач избегает деформации тканой поверхности.

Отдельные участки ткани различной длины, не соединенные между собой, затем сшивались по изнаночной стороне - свободно, не стягивая, специальным петельным швом, обычно светлой шелковой нитью (схема 10).

Перечислим основные виды прокидок, которые необходимо знать при реставрации шпалер (соответствующие схемы можно найти в специальной литературе): полотняное переплетение, косая прокидка (схема 2); криволинейная прокидка (схема 3); растяжка или штриховка (схема 8); ступеньки, зубцы, реле (схема 9); различные типы соединений нитей утка между собой - 7 способов, 4 из них показаны на схемах 4-7; крапотаж, обвивание нитей основы, гампаж, летящая нить, сумах, букле.

Схема 8 - растяжка или штриховка. Схема 9 - реле. Схема 10 - способ сшивания отдельных участков тканья по изнаночной стороне.

2. Причины разрушения шпалер

Наиболее уязвимые экспонаты, выставляемые и хранимые в музеях, - это текстиль. Большинство тканей имеют белковую или целлюлозную основу и поэтому очень чувствительны к влажности, температурным перепадам и свету.

Причины разрушений можно классифицировать следующим образом:

1) химическое воздействие используемых материалов (пигменты, красители, протравы);

2) атмосферные явления и свет;

3) насекомые;

4) небрежное отношение при хранении и подвешивании;

5) старение;

6) непрофессиональное вмешательство (например, в начале XX века хрупкие шпалеры укрепляли путем нанесения клея на изнаночную поверхность, что привело к затвердению ткани и усложнению повторной реставрации). Шелковые волокна разрушаются быстрее, чем шерстяные.

3. Основные виды повреждений

Повреждения шпалер можно условно разделить на 4 типа:

1) потертость тканой поверхности;

2) лакуны - расхождение ранее сшитых фрагментов;

3) перфорации - незначительные по размеру утраты с выладением уточных нитей:

а) с сохранением нитей основы,

б) с утраченными нитями основы;

4) значительные утраты основы и утка.

Как и все произведения искусства, которые подлежат реставрации, шпалеры необходимо сфотографировать до и после реставрации (иногда и в процессе): целиком и все нужные фрагменты. Опыт показывает, что утраты основы и утка видны нагляднее и объективнее, если фотографировать ткань напросвет, т.е. давая и боковое освещение для выявления фактуры и подсветку сзади, иначе многие утраты не видны.

4. Оборудование реставрационной мастерской

Для реставрации шпалер особенно важно иметь достаточно просторное помещение, которое позволяет работать с большими и, как правило, тяжелыми шпалерами. Желательно, чтобы в помещении была свободная большая стена для подвески шпалеры при фотофиксации, исследовании, а также для более качественного пришивания подкладки (имеется в виду пришивание нижнего края подкладки - см. ниже). Место работы реставратора должно быть хорошо освещено. Надо избегать прямого попадания солнечных лучей на шпалеру. Все части шпалеры, которые не находятся в данный момент в работе, должны быть закрыты от света и пыли.

В помещении нужно контролировать температуру и влажность.

Желательно иметь станки с тремя валами (навоями), которые устанавливаются на специально изготовленные козлы. При этом можно регулировать натяжение шпалеры. Часть шпалеры, нижняя, например, накручена на один вал, затем шпалера перекинута через средний вал, который выше первого, затем верхняя часть накручивается на третий вал. Система валов крепится на козлах. При таком положении шпалеры легко вводить и выводить иглу, регулировать натяжение вводимой основы и утка. В ГМИИ пока нет специальной рамы или станка для реставрации шпалер и работу производят на большом столе.

для очистки шпалеры необходим пылесос, промывочная ванна или гладкий ровный кафельный пол. Нужны: деревянный вал, а лучше - пластиковый; запас умягченной воды, шланг с душевой насадкой, греческие губки, моющее средство, резиновые перчатки, различные материалы для просушки шпалеры: хлопчатобумажные ткани, фильтровальная бумага. Необходимо хорошо проветриваемое помещение для просушки.

Для консервационных и реставрационных работ нужно иметь: шерстяную пряжу разной толщины и крутки; шелковые крученые нитки; набор химических красителей; набор натуральных красителей (травы, корни, скорлупа и т.д.); набор протрав; льняной холст или полотно для дублирования и покладки; булавки из нержавеющей стали со стеклянными или пластмассовыми головками; различные иглы: полукруглая игла; шпалерная игла с тупым концом и широким ушком; игла с загнутым острым концом; ножницы, пинцеты; щипцы; наперсток; швейную машину. Это, конечно, неполный список всего, что может понадобиться, но наиболее важные вещи указаны.

5. Способы очистки

Прежде всего шпалеру надо обеспылить. Если она сильно повреждена, то на особо ветхие участки накладывают и приметывают шелковый газ с лица и с изнанки.

Участок, который пылесосят в данный момент, покрывают пластиковойсеткой. Это удерживает незакрепленные нити, не препятствуя при этом удалению пыли.

Если шпалера очень сильно загрязнена, то после обеспыливания она нуждается в промывке. Существует влажная водная очистка органическими растворителями. Выбор того или иного способа очистки зависит от многих причин: наличия необходимых условий промывки в мастерской, характера загрязнения, ветхости, материала, из которого сделана шпалера, эластичности волокон и т.д.

При промывке шпалеры большое значение имеет время ее изготовления. С наибольшей осторожностью надо подходить к промывке шпалер, сотканных после второй половины XVIII века, когда стали использоваться нестойкие красители. Поэтому необходимы соответствующие пробы на текучесть красителей. Места всех предыдущих реставраций также нуждаются в проверке на стойкость красителей. Очень важно в процессе промывки все время следить за малейшими проявлениями нестойкости красителей.

В последние годы многие реставраторы шпалер на Западе считают (и это подтверждено исследованиями), что промывка водой показана для шпалер. Лишь в небольшом числе случаев, обычно когда мы имеем дело со шпалерами производства позднее конца XIX века (нестойкие красители), необходимо рассмотреть возможность других способов промывки, но это зависит от каждого конкретного случая.

Перед промывкой следует отпороть подкладку и поддерживающий материал, так как в мокром состоянии она может окрасить шпалеру, а также потому, что при высыхании подкладка даст большую усадку и "потянет" шпалеру. Кроме подкладки удаляют реставрационные нити, которые могут "потечь".

Идеально для промывки шпалер использовать ванны размером в шпалеру, но можно использовать для этой цели и наклонный гладкий и ровный кафельный пол со стоком воды.

Шпалеру промывают из шланга с душевой насадкой умягченной водой, а затем тампонируют греческой губкой нейтральным моющим средством. Этот процесс повторяют несколько раз, чередуя с промывкой чистой водой. Окончательное прополаскивание проводят в теплой кипяченой воде, затем в 1%-ном растворе уксусной кислоты. В течение всей операции необходимо проверять рН раствора (он должен быть не ниже 5). Просушку проводят на ровной горизонтальной плоскости в помещении с принудительным током воздуха. Постоянно до окончательного высыхания меняют хлопчатобумажную ткань и фильтровальную бумагу под шпалерой. Снятие габаритных размеров шпалер до и после промывки показало, что ткань практически не дает усадки. Шпалера становится чистой и мягкой, оживляются красители. Через 36 часов шпалера практически высыхает.

Описанным выше способом группой сотрудников ГМИИ в 1986 году проведена водная очистка гобелена "Месяц Август" (Франция, XVIII век, 4,19x3,15).

Если красители в шпалере нестойки, то можно пользоваться органическими растворителями - перхлорэтиленом (полностью хлорированным этиленхлоридом). Но этот растворитель имеет тенденцию образовывать соляную кислоту в присутствии влаги, что опасно. Поэтому лучше ограничиться углеводородными растворителями - уайт-спиритом, хотя чистящее действие его менее заметно. При этом надо учитывать, что все растворители обезжиривают ткань шпалеры, волокна становятся более ломкими и жесткими, так как извлекается ланолин из шерсти, и это уже невосполнимо.

Пока еще не найдено средство умягчить шерстяные волокна на длительное время. Умягчать шерсть на некоторое время можно смесью: спирт, дистиллированная вода, глицерин (3:6:1).

Промывка - это всегда определенный риск. Но реставраторы многих музеев мира пришли к выводу, что очистка водой дает лучшие результаты, чем очистка растворителями.

Вода способствует восстановлению эластичности пряжи, но в мокром состоянии волокна частично теряют прочность, поэтому промывать в воде надо быстро, чтобы долго не держать шпалеру в намоченном виде, не допускать складок, не тереть, не вешать в мокром виде.

Чаще всего для промывки и просушки шпалеры требуется помощь нескольких человек.

После очистки можно приступить к реставрации шпалеры.

6. Основные методы консервации и реставрации шпалер

Существуют различные методы реставрации шпалер, основывающиеся на двух противоположных принципах:

1) восполненные фрагменты должны выделяться, отличаясь по виду от подлинных;

2) восполненные фрагменты должны имитировать оригинал.

Со временем отреставрированные участки несколько изменяют цвет; пряжу, ее крутку и толщину невозможно подобрать совершенно идентично оригиналу, участки реставрации обязательно будут заметны специалисту. Поэтому, на наш взгляд, нет необходимости специально выделять реставрационные фрагменты цветом и фактурой.

Рассмотрим подробно второй принцип. Восполнение утрат может быть выполнено различными способами:

- укреплением методом приштопывания к тонированной дублировочной ткани;

- укреплением с последующей росписью дублировочной ткани, повторяющей рисунок утраченных фрагментов (метод Фусека, ЧСФР);

- методом ручного художественного ткачества.

Тот или иной метод реставрации выбирается в зависимости от особенностей сохранности шпалеры, исторической ценности экспоната, времени и средств, имеющихся на реставрацию данного произведения искусства.

Материалы для реставрации

Для консервации, как и для реставрации, нужно подготовить шерстяные и шелковые нити, тонированные для данного экспоната. По возможности, желательно тонировать шерсть и шелк натуральными красителями с применением протрав (по методике, разработанной в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря). Если данный цвет и оттенок невозможно получить с помощью природных красителей, то пользуются искусственными. В качестве основы при реставрации шпалер используют хорошо крученую льняную (макей) или хлопчатобумажную нить, реже - прочную хорошо крученую шерстяную нить. Опыт показывает, что при реставрации следует выбирать для основы и для утка нить немного тоньше, чем соответствующая нить оригинала.

Консервация

а) укрепление лакун

Если нет возможности провести детальную реставрацию шпалеры, то проводят консервацию.

Прежде всего укрепляют лакуны по всей поверхности шпалеры. Обычно ткачи сшивали отдельно сотканные участки (от 2 см и более) тонкой шелковой нитью светлого оттенка. По всей шпалере использовали один цвет для этого шва. Сшивают фрагменты по изнаночной стороне петельным швом, не затягивая. Захватывают одну нить основы одного фрагмента и одну нить основы другого фрагмента. Стежки делают на расстоянии примерно 0,3-0,5 см друг от друга. Тогда на лицевой стороне видны короткие штрихи светлого шелка, и это считается естественным и при изготовлении шпалери, соответственно, при реставрации.

б) укрепление утрат

Для укрепления участка утрат утка или основы и утка подводят под этот участок фрагмент тонированной дублировочной ткани. Размер фрагмента должен быть несколько большим, чем утрата, чтобы укрепить его на неповрежденной части шпалеры. Легкими стежками, не затягивая, укрепляют отстающие нити утка и основы на дублировочной ткани. Используют шелковые или хлопковые нити. Расстояние между стежками около 1 см. Все отдельные нити, свисающие с краев утраты выводят на изнаночную сторону. Подрезать их нельзя.

При дублировке используют одну и ту же ткань для всей шпалеры, предварительно ее хорошо промывают. Нужно тщательно отрегулировать натяжение дублировочной ткани. Оно должно быть прочным, обеспечивать прямое и параллельное расположение нитей основы и в то же время не "тянуть" при подвеске шпалеры. Когда укрепление закончено, "заплату" закрепляют рядом стежков по периметру так, что длинная часть стежка находится с изнаночной стороны. Затем подрезают края заплаты.

в) подведение подкладки

В процессе ткачества шпалеры на ее изнаночной стороне при смене одного цвета утка другим образуется большое количество свисающих концов шерсти. Это способствует большему накоплению пыли и грязи. В процессе реставрации эти концы нитей нельзя подрезать, так как это может привести к дополнительному разрушению шпалеры. Хорошая подкладка защищает изнаночную сторону от загрязнений и воспринимает основные нагрузки при подвесе шпалеры во время экспонирования.

Подведение подкладки производят после укрепления лакун и утрат.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.