ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Формирование археологического метода восстановления памятников

Предпосылки для развития реставрации нового типа (по отношению к традиционному поновлению памятников) были созданы в России благодаря новым веяниям в архитектуре и инженерном строительстве, возникшим в начале XVIII в. вместе с освоением русскими зодчими новых методов строительства и приемов проектирования.

Зарождение реставрации как метода восстановления разрушенных временем памятников по их остаткам в том виде, в каком они существовали когда-то, как метода, удовлетворяющего требованиям науки, происходило наряду с эстетическим освоением архитектурной традиции, восходящей к античности и к эпохе Возрождения.

Первое знакомство русской общественности с античными теориями искусства относится к началу XVIII в. В 1709 г. в России был издан перевод трактата К.Б. Виньолы "Правило о пяти чинах архитектуры", переиздававшийся позднее несколько раз1. Это имело впоследствии большое значение для формирования приемов реконструкции памятников античной культуры, поскольку на основании теории архитектурных стилей и знания конструктивной логики ордерных систем, пространственных закономерностей построения целого, пропорционирования частей, используя симметрию и аналогию деталей, можно было разработать формальные приемы восстановления памятников в их прежнем виде. Представление о стиле художественного произведения как явлении историческом формировалось в середине XVIII — начале XIX вв., когда русская общественная мысль постигала законы исторического развития 2. Важная роль в этом становлении отводилась археологической науке. Стиль классицизма, признававший историю высшим художественным жанром, отводил античной археологии главную роль в реализации творческих и учебных программ Академии художеств.

Однако изучение классического наследия в России осложнялось тем, что большинство лучших памятников античности находилось за пределами страны; разрозненные и рассеянные в различных зарубежных музеях, они оставались труднодоступными для изучения. А памятники древности, хранившиеся в русских государственных и частных коллекциях, также были мало доступны для специалистов. Причина тому — длительные задержки с их публикацией, невысокий уровень полиграфической техники. Иллюстрации, выполненные художниками, далекими от археологии, грешили неточностями, а порой представляли собой слабое отражение подлинного вида памятника.

Острую потребность в произведениях классического искусства испытывала Академия художеств. Хотя к концу XVIII — началу XIX вв. Академия располагала большим собранием копий памятников античного искусства, этого было далеко не достаточно для полноценного образовательного процесса. Решение этой проблемы видели тогда в создании коллекции копий всех известных памятников античности и эпохи Возрождения. Так, президент Академии художеств А.Н. Оленин считал необходимым создать при Академии музей учебных пособий, где, кроме копий с эллинских мраморов, украшавших Парфенон, статуй фронтонов храма Юпитера в Эгине и барельефов храма в Фигалии, находилось бы "полное, сколь можно, собрание гипсовых слепков с превосходных произведений древнего греческого ваяния всякого рода, как то: статуй, группов, бюстов, барельефов, изображающих фигуры человеческие, разных зверей, животных и архитектурные украшения". Кроме собрания слепков, монет и медалей, в музее должна быть собрана коллекция военных и гражданских костюмов древних греков и римлян и "некоторых других знаменитых народов древности 3.

Важную роль в создании коллекции копий отводилось реконструкции вещей. Известно, что сам А.Н. Оленин посвятил ряд трудов истории костюма и воинского снаряжения античности. Он разработал метод восстановления древних предметов, используя с этой целью их археологические остатки, произведения античной скульптуры, живописи и вазописи. Кроме того, для придания реконструкции предметов большей достоверности он предпринимал филологический разбор текстов античной мифологии и других памятников древней письменности.

Суть археологического метода реставрации в 1831 г. была выражена А.Н. Олениным наиболее ярко по отношению к восстановлению греческих и римских воинских доспехов и костюмов. По его мнению, "сии костюмы нужно было сделать в настоящем виде и сколько можно из тех самых веществ или же подобных тем, которые на предметы употреблялись древними. Они должны быть самыми ближайшими подражаниями подлинникам, которые до нас дошли посредством ваятельных и живописных произведений древних, особенно же на так называемых этрусских вазах и некоторых настоящих остатках убранств, оружия и скарба древних египтян, ассириян или персов, греков, римлян и скифов, найденных в гробницах и в развалинах городов их и зданий. Результатами археологического восстановления должно было стать "подражание настоящим предметам в их формах, покрое, веществе и наружном виде 4.

Эта запись может рассматриваться как одна из первых формулировок целей и задач научной реставрации — восстановить предмет в том виде, в каком он существовал когда-то. Более того, дано указание, какими средствами эта проблема должна решаться — как повторение процесса создания древней вещи.

На протяжении всего XIX в. Петербургская Академия художеств, отводя большую роль реставрации, выполняла программу накопления памятников древности. Реставрация использовалась и с целью получения достоверных знаний о памятниках древней культуры и искусства, а также их копий; рисунков и макетов, удовлетворяющих научным запросам. Так, в инструкции "О заграничных пенсионерах, посылаемых Имп. Академией художеств для усовершенствования в искусстве" читаем: "Архитекторы за второй год своего пребывания обязаны представить реставрации, фрагменты или снимки с одного из зданий эпохи Возрождения, причем, эти работы должны быть выполнены так, чтобы могли служить оригиналами в архитектурных классах или быть достойными к помещению в академическом музее или же в зданиях Академии"5. В инструкцию редакции 1886 г. было внесено изменение: пенсионер был обязан осматривать "замечательные здания как древние, средневековые, так и новейшего времени", изучать их "в художественном и техническом отношениях" и исполнить небольшую реставрацию здания по своему выбору или дать "рисунок особенно замечательного архитектурного остатка, также реставрируя его". "Работы должны быть исполнены так, чтобы они могли служить оригиналами в архитектурных классах или быть достойными к помещению в академическом музее 6.

Об общественной значимости реставрации классических древностей свидетельствует работа архитектора Ф.Ф. Рихтера, выполнявшего в Италии по поручению Академии художеств реставрацию форума Траяна и терм Павла Эмилия (за эту работу Ф.Ф. Рихтер был удостоен звания академика архитектуры и награжден бриллиантовым перстнем). Результатом его поездки стал проект реставрации храма и исследование памятника, изложенное в работе "Restauro del foro Trajano 7.

_________

1 Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2. С. 155,212.

2 Проблемы историзма в русской литературе. Л.. 1981.

3 Оленин А.Н. Изложение средств к исполнению главных предначертаний
нового образования Имп. Академии художеств. СПб., 1831.

4 Оленин А.Н. Ук. соч.

5 Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Имп. Академии художеств. 1764-1914 г. СПб., 1914. Ч. 1.С.64.

6 Кондаков С.Н. Ук. соч. С. 73.

7 Новицкий А.П. Памяти Ф.Ф. Рихтера // Записки Московского архитектурного общества. М., 1905-1906. Т. 1. В. 2. С. 51.

Первоисточник: 
От поновления к научной реставрации. В.В. Зверев; М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.