ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Формирование археологического метода восстановления памятников

Предпосылки для развития реставрации нового типа (по отношению к традиционному поновлению памятников) были созданы в России благодаря новым веяниям в архитектуре и инженерном строительстве, возникшим в начале XVIII в. вместе с освоением русскими зодчими новых методов строительства и приемов проектирования.

Зарождение реставрации как метода восстановления разрушенных временем памятников по их остаткам в том виде, в каком они существовали когда-то, как метода, удовлетворяющего требованиям науки, происходило наряду с эстетическим освоением архитектурной традиции, восходящей к античности и к эпохе Возрождения.

Первое знакомство русской общественности с античными теориями искусства относится к началу XVIII в. В 1709 г. в России был издан перевод трактата К.Б. Виньолы "Правило о пяти чинах архитектуры", переиздававшийся позднее несколько раз1. Это имело впоследствии большое значение для формирования приемов реконструкции памятников античной культуры, поскольку на основании теории архитектурных стилей и знания конструктивной логики ордерных систем, пространственных закономерностей построения целого, пропорционирования частей, используя симметрию и аналогию деталей, можно было разработать формальные приемы восстановления памятников в их прежнем виде. Представление о стиле художественного произведения как явлении историческом формировалось в середине XVIII — начале XIX вв., когда русская общественная мысль постигала законы исторического развития 2. Важная роль в этом становлении отводилась археологической науке. Стиль классицизма, признававший историю высшим художественным жанром, отводил античной археологии главную роль в реализации творческих и учебных программ Академии художеств.

Однако изучение классического наследия в России осложнялось тем, что большинство лучших памятников античности находилось за пределами страны; разрозненные и рассеянные в различных зарубежных музеях, они оставались труднодоступными для изучения. А памятники древности, хранившиеся в русских государственных и частных коллекциях, также были мало доступны для специалистов. Причина тому — длительные задержки с их публикацией, невысокий уровень полиграфической техники. Иллюстрации, выполненные художниками, далекими от археологии, грешили неточностями, а порой представляли собой слабое отражение подлинного вида памятника.

Острую потребность в произведениях классического искусства испытывала Академия художеств. Хотя к концу XVIII — началу XIX вв. Академия располагала большим собранием копий памятников античного искусства, этого было далеко не достаточно для полноценного образовательного процесса. Решение этой проблемы видели тогда в создании коллекции копий всех известных памятников античности и эпохи Возрождения. Так, президент Академии художеств А.Н. Оленин считал необходимым создать при Академии музей учебных пособий, где, кроме копий с эллинских мраморов, украшавших Парфенон, статуй фронтонов храма Юпитера в Эгине и барельефов храма в Фигалии, находилось бы "полное, сколь можно, собрание гипсовых слепков с превосходных произведений древнего греческого ваяния всякого рода, как то: статуй, группов, бюстов, барельефов, изображающих фигуры человеческие, разных зверей, животных и архитектурные украшения". Кроме собрания слепков, монет и медалей, в музее должна быть собрана коллекция военных и гражданских костюмов древних греков и римлян и "некоторых других знаменитых народов древности 3.

Важную роль в создании коллекции копий отводилось реконструкции вещей. Известно, что сам А.Н. Оленин посвятил ряд трудов истории костюма и воинского снаряжения античности. Он разработал метод восстановления древних предметов, используя с этой целью их археологические остатки, произведения античной скульптуры, живописи и вазописи. Кроме того, для придания реконструкции предметов большей достоверности он предпринимал филологический разбор текстов античной мифологии и других памятников древней письменности.

Суть археологического метода реставрации в 1831 г. была выражена А.Н. Олениным наиболее ярко по отношению к восстановлению греческих и римских воинских доспехов и костюмов. По его мнению, "сии костюмы нужно было сделать в настоящем виде и сколько можно из тех самых веществ или же подобных тем, которые на предметы употреблялись древними. Они должны быть самыми ближайшими подражаниями подлинникам, которые до нас дошли посредством ваятельных и живописных произведений древних, особенно же на так называемых этрусских вазах и некоторых настоящих остатках убранств, оружия и скарба древних египтян, ассириян или персов, греков, римлян и скифов, найденных в гробницах и в развалинах городов их и зданий. Результатами археологического восстановления должно было стать "подражание настоящим предметам в их формах, покрое, веществе и наружном виде 4.

Эта запись может рассматриваться как одна из первых формулировок целей и задач научной реставрации — восстановить предмет в том виде, в каком он существовал когда-то. Более того, дано указание, какими средствами эта проблема должна решаться — как повторение процесса создания древней вещи.

На протяжении всего XIX в. Петербургская Академия художеств, отводя большую роль реставрации, выполняла программу накопления памятников древности. Реставрация использовалась и с целью получения достоверных знаний о памятниках древней культуры и искусства, а также их копий; рисунков и макетов, удовлетворяющих научным запросам. Так, в инструкции "О заграничных пенсионерах, посылаемых Имп. Академией художеств для усовершенствования в искусстве" читаем: "Архитекторы за второй год своего пребывания обязаны представить реставрации, фрагменты или снимки с одного из зданий эпохи Возрождения, причем, эти работы должны быть выполнены так, чтобы могли служить оригиналами в архитектурных классах или быть достойными к помещению в академическом музее или же в зданиях Академии"5. В инструкцию редакции 1886 г. было внесено изменение: пенсионер был обязан осматривать "замечательные здания как древние, средневековые, так и новейшего времени", изучать их "в художественном и техническом отношениях" и исполнить небольшую реставрацию здания по своему выбору или дать "рисунок особенно замечательного архитектурного остатка, также реставрируя его". "Работы должны быть исполнены так, чтобы они могли служить оригиналами в архитектурных классах или быть достойными к помещению в академическом музее 6.

Об общественной значимости реставрации классических древностей свидетельствует работа архитектора Ф.Ф. Рихтера, выполнявшего в Италии по поручению Академии художеств реставрацию форума Траяна и терм Павла Эмилия (за эту работу Ф.Ф. Рихтер был удостоен звания академика архитектуры и награжден бриллиантовым перстнем). Результатом его поездки стал проект реставрации храма и исследование памятника, изложенное в работе "Restauro del foro Trajano 7.

_________

1 Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2. С. 155,212.

2 Проблемы историзма в русской литературе. Л.. 1981.

3 Оленин А.Н. Изложение средств к исполнению главных предначертаний
нового образования Имп. Академии художеств. СПб., 1831.

4 Оленин А.Н. Ук. соч.

5 Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Имп. Академии художеств. 1764-1914 г. СПб., 1914. Ч. 1.С.64.

6 Кондаков С.Н. Ук. соч. С. 73.

7 Новицкий А.П. Памяти Ф.Ф. Рихтера // Записки Московского архитектурного общества. М., 1905-1906. Т. 1. В. 2. С. 51.

Первоисточник: 
От поновления к научной реставрации. В.В. Зверев; М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.