ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СЕКРЕТЕРА КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА ИЗ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "КОЛОМЕНСКОЕ"

Козина М.Н.

Данная статья посвящена реставрации секретера резной кости и поискам материала различного характера, дающего возможность вернуть к жизни памятник работы холмогорского мастера конца XVIII - начала XIX века. Экспонат выявлен в запасниках музея-заповедника "Коломенское", бывшего когда-то филиалом Государственного Исторического музея и после выделения в самостоятельный музей получившим его в числе других экспонатов. На реставрацию в ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря секретер поступил в 1975 году. Потребовалось время, чтобы прийти к правильному (как нам кажется) решению по проведению реставрационных работ над памятником.

История происхождения экспоната неизвестна. В музей он поступил в 1926 году из Государственного музейного фонда, располагавшегося в доме Сологуба на Садово-Черногрязской улице в Москве. В книге описей значится только название, размер, техника и материал, из которого изготовлен секретер. Имя мастера неизвестно.

Состояние экспоната оставляло желать лучшего. Хранился он в Водовзводной башне, где окна частично не имели стекол и через отверстия забивался снег, попадал дождь и пыль. Назревала необходимость активного вмешательства, и экспонат был направлен на реставрацию.

Секретер снабжен откидывающейся крышкой и многими ящичками (ил. 1). Размер его: 73x32x64 см. Следов ножек не обнаружено, а имеющиеся на боковых стенках металлические ручки говорят о том, что его переносили и ставили на самостоятельную подставку. Секретер украшен портретами князей и царей российского государства, размещенных по всей его поверхности: на передней и боковых стенках, ящиках, крышке и верхней плоскости над крышкой. Выполненные низким рельефом портреты обрамлены круглыми рамочками в виде лавровых венков, в свою очередь заключенных в квадратные рамы из кости, тонированной в черный цвет. По углам композиции с портретами, между круглой и квадратной рамками, пространство заполнено орнаментальными мотивами в виде рокайльных завитков. Этот же орнаментальный мотив украшает пластины, расположенные вокруг всех портретов в горизонтальном и вертикальном направлениях (ил. 2). Мелкая разделка этого кружевного орнамента усиливает четкость рельефа портретов. Завершают композицию гладкие, гравированные растительными мотивами пластины. Плавно вьющийся на них орнамент из трав и цветов, ваз с пышными букетами, когда-то затертый восковыми красками, к настоящему времени сильно поблекшими и частично утраченными.

Ил. 1. Шкаф-секретер. XVIII - нач. XIX в. Дерево, кость, резьба, гравировка. ("Коломенское").

Ил. 2. Фрагмент левой стенки секретера со значительной утратой. Виды пластины с ажурным орнаментом, элементы которого являются составной частью рамочек портретов, и гладкие пластины с тончайшей гравировкой растительного орнамента.

Секретер небольшого размера, но очень вместительный. В нижней его части находятся ящики - два больших и два маленьких, расположенные в три яруса, богато украшенные портретами, ажурными и гравированными пластинками и снабженные металлическими ручками. Под откидывающейся крышкой расположены 4 небольшие ящичка, украшенные ажурными вставками с изображением животных в пышных рокайльных завитках и пластинами, гравированными растительным орнаментом.

Для выполнения своего замысла мастером была взята кость различных животных: так, портреты вырезаны из Мамонтова бивня, ажурные и гравированные пластинки - из моржового клыка и животной кости - "цевки".

Основа экспоната изготовлена из дубовых досок, на которые наклеены и набиты мелкими латунными гвоздиками (без шляпок, ручного изготовления) ажурные и гравированные пластины. Затейливость орнамента на ажурных пластинах подчеркивается подложенной под них латунной фольгой и тонированной в красно-коричневый цвет слюдой, а силуэт резных портретов удачно подчеркивается слюдой, подкрашенной в нежно-голубой цвет.

Рисунок на гравированных пластинах затерт восковыми красками зеленого, красного, черного и золотисто-охристого цветов. Все это создает необыкновенное цветовое звучание: нежный цвет кости, живописная гравировка, мягкий голубой цвет слюды, золотистое мерцание фольги и строгое обрамление портретов черными рамочками придает секретеру торжественность и парадность. Разбираемый нами памятник из "Коломенского" - интереснейший образец работы холмогорского мастера конца XVIII - начала XIX века. Произведение выполнено с большим мастерством, говорящим о тонком вкусе его исполнителя. Можно предположить, что секретер выполнен по заказу и посвящен определенной торжественной дате Российского государства. Дальнейшая работа над памятником сможет приоткрыть тайну его происхождения. Экспонат прошел долгую и трудную жизнь, о чем говорит сильное загрязнение как снаружи, так и внутри его, расклеивание деревянной основы, распадание в местах соединения, утрата крепежных деревянных штырей, гвоздей (или их частичное разрушение), а также металлических фрагментов (ручек, петель), рельефных, ажурных и гравированных пластин, фрагментов резьбы, фольги, слюды, порча бархата на внутренней поверхности крышки, утраты неизвестных деталей на поверхности (верхней плоскости секретера, над крышкой), где имеются следы в виде круглых отверстий и сейчас трудно предположить их назначение. Возможно, тут было укреплено зеркало или приспособление для письменных принадлежностей.

В результате тщательного изучения памятника удалось установить, что на поверхности его было расположено 68 портретов. Утрачено 11 портретов, на которых были изображены: Рюрик, Ольга, Олег, Ярополк Святославич I, Симеон Гордый, Дмитрий Иоаннович Донской, Василий Васильевич III, Анна Иоанновна, Иоанн Васильевич IV Грозный.

Был определен объем и направление реставрационных работ: решено параллельно с реставрационной работой вести поиск аналогичных памятников (или портретов), секретеров, резных пластин с портретами, гравюр и др. и в случае нахождения выполнить в кости один из них. Если проба будет удачной, восполнить все утраченные портреты.

В поисках аналогий были просмотрены коллекции музеев Москвы, Ленинграда и их пригородов. В собрании Русского музея имеется пласт с подобными портретами, а в краеведческом музее подмосковного города Егорьевска была обнаружена серия резных портретов. Прямые аналогии не были найдены, но четко прослеживается общий источник, который послужил прообразом для многих портретов, выполненных из кости.

Были выявлены различные предметы, украшенные резными портретами, это секретеры, бюро, пластины, плакетки, кубки, кружки и отдельные портреты. На первый взгляд, портреты из Русского музея и Егорьевского краеведческого музея более всего подходят в качестве аналогий для восполнения на реставрируемом секретере, но они отличаются высоким классом резьбы (их можно сравнить с резными камеями), анатомической правильностью, лица имеют более удлиненные пропорции, в то время как портреты на секретере из музея "Коломенское" выполнены в иных пропорциях и несколько примитивно - в народной манере, типичной для холмогорских резчиков. При сравнении портретов возникло предположение, что существовал другой источник, которым пользовались холмогорские мастера. Им оказались гравированные портреты из собрания Русского музея (ил. 3). Гравюры выполнены Чапменом - мастером, работавшим в XVIII веке в Петербурге. Для создания своих гравюр мастер воспользовался серией медалей, выполненных скульптором Шубиным и вышедших в 1772 году. Были найдены и другие гравюрные портреты, но их композиционное решение с портретами на секретере настолько различно и сходство так мало, что они не могли быть приняты в качестве аналогий.

Ил. 3. Постадийная работа над портретами-новоделами. В верхнем ряду расположены фотографии с гравированных портретов Чапмена. В нижнем ряду - этапы работы над изготовлением резных портретов из кости.

Традиция использования гравюры для перевода в рельефные и ажурные композиции была широко распространена в среде холмогорских мастеров еще со времен Петра 1. Секретер из "Коломенского" является примером того, как умело использовались изобразительные материалы (гравюры, рисунки и т.д.) для создания подлинных шедевров искусства резьбы по кости. Портреты холмогорского мастера не слепое копирование, ему удалось переработать гравированные изображения, очень декоративно решить рельефную резьбу и в то же время сохранить портретную индивидуальность каждого изображенного. Портреты служат акцентирующими фрагментами композиции всего произведения. Работа, выполненная автором, сложна и трудоемка. По количеству исполненных деталей можно предположить, что над памятником работал не один мастер и, возможно, существовало разделение труда, когда портреты исполнял мастер, владеющий техникой рельефной резьбы, а гравирование и ажурные пластины делали другие мастера. Холмогорские мастера, стремясь ускорить и упростить работу (а это несомненно), вырезали ажурный орнамент одновременно на двух пластинах, скрепленных друг с другом путем наложения, в результате чего орнамент на них выполнен как бы в зеркальном отражении. Такие пластины, расположенные в разных местах поверхности секретера, создают иллюзию большого разнообразия их композиций. Итак, исследование, предшествующее началу реставрации, ставит ряд вопросов по поводу времени создания памятника (конец XVIII или начало XIX века), авторства, принадлежности до поступления в музей. Возможно, что реставрационные работы над секретером дадут возможность получить ответ, но и без этого уникальность памятника очевидна, и, возрожденный из руин, он займет достойное место среди других творений безвестных мастеров, прославивших русское искусство, и порадует еще не одно поколение.

Завершив работу по поиску аналогий, с полной уверенностью можем сказать, что гравюры из Русского музея, исполненные Чапменом, явились тем материалом, которым воспользовался безвестный создатель реставрируемого секретера. Сравнивая гравированные портреты и резные портреты с секретера, можно видеть абсолютное сходство пропорций лиц изображенных и различных деталей их одежды, поэтому для восполнения утрат использовали именно эти, гравированные портреты. Гравюры сфотографировали и отпечатали необходимые портреты в нужном размере. Из них выбрали один для пробного исполнения. Это портрет княгини Ольги (см. ил. 3), он был выполнен в мамонтовой кости (бивень) и представлен секции Ученого совета, который одобрил работу и принял решение о дальнейшем использовании гравюр из Русского музея. Работа по реставрации ведется, проделана уже большая ее часть.

Создание портретов в рельефной технике по плоскостному образцу, т.е. по фотографии с гравюры, - задача очень сложная. Холмогорские резчики справлялись с ней прекрасно. При исполнении утраченных портретов сохранившиеся изображения несколько облегчали работу, давая возможность определить высоту рельефа, решить моделировку лиц и деталей одежды.

Процесс работы над восстановлением портретов сводился к следующему: заготовленную костяную пластину доводили до нужного размера и на хорошо подготовленную (отшлифованную) поверхность наносили рисунок головы со всеми деталями, закрепляли лаком и начинали непосредственно резьбу рельефного изображения в кости, минуя изготовление пластилиновой модели (холмогорские мастера также не делали промежуточной лепной модели).

Восполнение утраченных ажурных и гравированных пластин трудностей не представляет, так как аналогией им могут служить пластины, сохранившиеся на секретере. Для работы подобрали кость - мамонтовую (бивень), моржовую (клык) и животную "цевку", из которой заготовили пластины нужного размера.

Ажурный орнамент вырезали сразу на двух пластинах, скрепленных между собой в нескольких местах клеем, легко удаляемым впоследствии. На хорошо подготовленную верхнюю пластину наносили нужный рисунок и закрепляли лаком. По рисунку просверливали отверстия, выпиливая орнамент, после чего пластинки разъединяли и далее создавали рельеф на фрагментах ажурного орнамента каждой из них. Завершала работу шлифовка, полировка поверхности и тонировка.

Для гравированных пластин брали заранее подготовленные пластины и по нанесенному на них карандашному рисунку гравировали специальным инструментом орнамент. Отгравированный рисунок затирали восковой краской нужного цвета (воск, соединенный с масляной краской).

Все восполненные детали - портреты, ажурные пластины и др. - тонировали с предварительным обезжириванием и отбелкой растительными красителями. Для этого применяли различные растения, травы, дающие необходимые оттенки, максимально приближающие цвет новодельных фрагментов к авторским.

На секретере имеется масса пластин с частичной утратой фрагментов ажурного орнамента различной величины и имеющих коробление и трещинки. Восполнение утрат фрагментов орнамента производили так же, как и изготовление целых пластин. Восполненные фрагменты орнамента вклеивали в нужные места и тонировали. Покоробленные пластинки выправляли, насколько это возможно, а растрескавшиеся склеивали по трещинам.

Под многими ажурными пластинами слюда утрачена целиком или частично. Сохранившаяся окрашена в нежно-голубой цвет под портретами и в красно-коричневый под ажурными пластинами. Для восполнения использовали натуральную слюду, тонировали ее в нужный цвет.

Основа секретера, выполненная из дуба была сильно расшатана, расклеена, местами сбита крупными железными гвоздями. После полного демонтажа костяных ажурных накладных деталей стало возможным укрепление деревянной конструкции с применением клея и деревянных гвоздей.

Все детали секретера, деревянные и костяные, очищали от загрязнений как поверхностно активным моющим средством, так и механически, с применением различных инструментов: скальпеля иглы, щетки.

Многие латунные гвоздики, которыми закреплены костяные пластины, при демонтаже разрушились, поэтому в процессе монтажа костяных пластин на деревянную основу их необходимо было заменить новыми, изготовленными из латунной проволоки нужного диаметра.

Реставрационные работы продолжаются - необходимо еще подвергнуть обработке по удалению загрязнений и продуктов коррозии с металлических деталей секретера: ручек, петель, замков. Одна утраченная ручка будет воспроизведена по образцу существующих на секретере. Бархат, наклеенный на внутреннюю поверхность откидывающейся крышки и имеющий разрывы в местах расположения петель, должен быть почищен от загрязнений и соответствующим образом укреплен.

Завершающий этап работы над секретером - монтаж всех снятых, очищенных от загрязнений, склеенных по трещинам и восполненных заново фрагментов на укрепленную деревянную основу. Работа над полной реставрацией секретера огромна, в результате нее будет восполнено большое количество костяных фрагментов разного размера и конфигурации, заделана масса сколов, изготовлено огромное количество металлических гвоздиков, заменена утраченная во многих местах слюда и латунная фольга. При этом возможно множество непредвиденных осложнений. И возникает вопрос, как будущие исследователи смогут отличить восполненные портреты и другие фрагменты от авторских?

По этому поводу можно сказать следующее: применение при работе других инструментов (бормашины, боры, штихеля), искусственная тонировка восполненных фрагментов, ни в коей мере не воспроизводящая патину, иная высота (несколько завышенная) рельефа портретов, гравированные и ажурные пластины, выполненные из животной кости "цевки", существенно отличаются от мамонтовой и моржовой, - все это, а также подробная документация, фотофиксация и нанесение клейма с датой изготовления поможет отличить новоделы от авторских фрагментов.

Следует добавить, что загрязнения, покрывающие поверхность памятника многие годы, влияние продуктов атмосферы изменяют цвет кости, причем даже на одной пластине искусственным путем создать такие эффекты крайне трудно.

В процессе работы над секретером обнаружены некоторые несоответствия, выражающиеся в перестановке некоторых портретов, наличие пустых гнезд по размеру пластин с портретами, заполненных случайными ажурными вставками. Всего гнезд 68, а являющиеся аналогиями гравированные портреты Чапмена из Русского музея насчитывают только 60. Два портрета детей Павла I -Александра и Константина - автор выполнял, пользуясь другими изображениями. Таким образом остается 6 свободных гнезд. Можно лишь предполагать, что было в них - неизвестные нам портреты или орнаментальные ажурные пластины. Имеются грубые по исполнению и чуждые по стилю гравированные пластины, расположенные на нижнем ящике и в других местах, ажурные пластины, уменьшенные, обрезанные и переставленные вместо разрушенных на крышке и верхней плоскости секретера. В процессе удаления загрязнений, после полного демонтажа в местах крепления портретов и орнаментальных пластин на четырех внутренних ящичках, обнаружился первоначальный синий цвет.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что памятник когда-то реставрировался. Можно предположить, что реставрация проводилась не ранее второй половины и не позднее конца XIX века. Восполнения гравированных пластин, тем не менее, не нарушают целостности композиции, а это значит, что вещь берегли и старались продлить ей жизнь. Это одна из страниц биографии памятника, и поэтому старые восполнения имеют право на существование.

Заканчивая повествование, рассматривающее многие стороны работы над памятником, хочется выразить надежду на то, что придет время, когда удастся найти сведения о месте пребывания секретера до момента его получения музеем, о том, кто являлся его владельцем или заказчиком и, конечно, об авторе, создавшем его.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.