ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Симонов В.Г.

Лаковая скульптура "Донатор" из Государственного музея искусства народов Востока поступила в ВХНРЦ в очень тяжелом состоянии: многочисленные трещины, кракелюры, утраты лакового слоя, сильные отслоения от деревянной основы, в некоторых случаях расслоения лакового покрытия, многочисленные осыпи, трещина основания по всей длине (ил. 1). Отсутствие в реставрационной практике методики реставрации восточноазиатских лаков поставило нас перед необходимостью решения данной задачи.

Ил. 1. Донатор. XIX в. Дерево, лак. (ГМИНВ). До реставрации.

Восточноазиатский лак - растительный продукт, получаемый из сока лакового дерева кейшон. В условиях влажного тропического климата он с давних времен был незаменимым материалом, предохраняющим деревянные и кожаные предметы от воздействия сырости (известны находки лаковых изделий, которые пролежали много лет под водой и остались в прекрасном состоянии). Позднее лак стали использовать для отделки предметов из различных материалов: шелка, камня и др., так как он обладает хорошими декоративными качествами.

О технологии получения готового лака в разных источниках говоритсяпо-разному. Вьетнамские специалисты, такие как Фан Ке Ан1, Ле Тхань Дык2 и др.3, описывают этот процесс не совсем одинаково. Также не были однозначны указания художника Нгуен Соан Кыонг, который стажировал реставраторов, в том числе и автора данной методики. Он конкретно на имеющихся материалах обучил (насколько это было возможно) технике лаковой живописи и показал традиционную вьетнамскую реставрацию (точнее сказать, поновление).

Обычно во Вьетнаме смолистый сок деревьев, собранный в специальные сосуды, сливают в корзины, сплетенные из бамбука, покрытые слоем бумаги и обмазанные лаком с илом. Смоле дают настояться в помещении, после чего она разделяется на несколько слоев (сверху вниз):

1) Маслянистый - содержание смолы 90% (остальное вода), темный, жидкий, плохо высыхает. Перед применением его обычно разбавляют другим слоем.

2) 1-й сорт - содержание смолы 70%, он гуще, светлее (желто-розовый), имеет приятный запах. Этот слой смешивают с маслянистым для получения готового лака.

3) 2-й сорт - содержание смолы 60-65%, густой, светлый. Этот слой смешивают с илом для получения грунта. Используют как клей. При смешивании с маслянистым слоем получается лак худшего качества, применяемый для покрытия основы.

4) "Мясной сорт" ("медовый") - содержание смолы 50-55%, более густой и светлый. Используют для грунтовки лодок, кораблей и т.д.

5) "Оловянная вода" - содержание смолы 40%. Применения не имеет.

Готовый лак получают при перемешивании слоя 1 сорт деревянной или железной палочкой. Обычно к нему добавляют маслянистый слой для повышения качества лака. Существует два вида готового лака: коричневый (канзан - цвет крыльев таракана) и черный. Коричневый цвет достигается под воздействием кислорода при перемешивании деревянной палочкой с частотой 30-35 вращений в минуту в течение 20 часов. Лак такого цвета служит основой для изготовления красок. Черный лак получается при взаимодействии его с оксидом железа путем перемешивания железной палочкой или в железной банке. Для получения красного лака добавляют киноварь, растертую в растительном масле.

В изготовлении лаковых изделий также применяли золото и серебро. С 30-х годов нашего столетия, в связи с развитием лаковой станковой живописи во Вьетнаме стали использовать и другие красящие пигменты, что стало возможным благодаря добавлению в смолу канифоли. После очистки и обработки лак наносили кистью на различные поверхности многослойно (до 100 слоев на резных лаках), причем каждому слою давали основательно затвердеть. Для отверждения лака требуется очень влажная среда.

Кроме того, что технология производства' различных изделий с лаковым покрытием предполагает послойное нанесение лака, храмовые скульптуры в течение времени многократно поновлялись. Причем при поновлении не всегда учитывалось прежнее цветовое решение произведения.

Для укрепления лаков были исследованы виды разрушений и классифицированытрещины и отслоения.

Установлены следующие виды разрушений лака: механические повреждения (потертости, царапины и т.д.), трещины лака и деревянной основы, отслоения лакового слоя от древесины, расслоение лака, осыпи, коробление, образование пустот между лаковым покрытием и деревянной основой, подтеки.

Трещины и отслоения лака классифицированы следующим образом:

1. Трещины на лаке в результате растрескивания деревянной основы. В этом месте лак может плотно прилегать к основе. Края рваные, слоистые.

2. Повсеместные трещины, пересекающие друг друга. Лак легко отстает от основы, осыпается. Бывает, что осыпается несколько верхних слоев лака, а нижние или грунт остаются (на лице и руках скульптуры "Донатор").

3. Прямые длинные или короткие трещины на том участке, где лак отслоился от основы, но не образовал вздутие, а плотно или почти плотно прилегает к основе. Края в некоторых случаях незначительно покороблены.

4. Трещины дугообразной формы или кривые с приподнятым слоем лака.

5. Трещина вокруг утраченного фрагмента лака. Значительная полость между лаком и деревом. Края лака покороблены.

6. Трещины на лаке над крупным вздутием (могут быть вздутия лакового слоя без трещин).

7. Трещины в местах волнообразной поверхности лака, получившейся в результате высыхания древесины.

8. Внутренние отслоения лакового слоя от деревянной основы без внешних признаков.

9. Отслоения и коробления (скручивание) краев верхнего желтого лака на серебре.

Восточноазиатский лак обладает рядом особенностей, которые отличают его от других известных лаков. Так, он не растворяется и не размягчается никакими известными растворителями, что значительно усложняет работу с ним. Пока экспонат находится в стабильных условиях хранения, лак достаточно прочен и надежен, но, попадая в другие температурно-влажностные условия (например, из Вьетнама в наш климатический пояс), он становится очень хрупким и ломким, расслаивается и осыпается при незначительных прикосновениях. Случается, при внешнем благополучном состоянии наружного слоя, разрушаются нижние слои лака и грунт. Из-за этого, например, совершенно невозможно проткнуть иглой верхний слой лака, он сразу трескается. Нельзя даже немного приподнять отслоившийся фрагмент лака, не сломав его. Все это создает немалые сложности при укреплении.

С 1985 года в отделе скульптуры ВХНРЦ начата работа над методикой реставрации восточноазиатского лака. Когда разработка ее близилась к завершению, автор познакомился с публикацией А.Франке4, где излагалась методика реставрации китайских лаковых произведений, разрабатываемая с 1976 года в Берлинском музее восточноазиатского искусства. Работы, которые велись самостоятельно и независимо друг от друга, оказались принципиально сходными, что дает право надеяться на правильность избранного пути.

Первоначальная попытка применить левкас и клей холодного отверждения для укрепления лака не дала желаемого эффекта (что подтверждается опытом немецких коллег).

Как правило, заполнить левкасом сразу все пространство вздутий не удается, потом застывший левкас не позволяет проникнуть новой порции клея. Невозможность применения ПВА объясняется тем, что 1) если лак крепкий, то при отверждении клей уменьшается в объеме и остается пленкой на основе и внутренней стороне воздушного пузыря, а между ними все равно образуется пустое пространство; 2) если же лак тонкий и непрочный, клей подтягивается к основе, отчего на лаке образуются трещины.

И еще один интересный нюанс, не позволяющий применить вышеупомянутые материалы для реставрации данной скульптуры. Под микроскопом видно, что лак, покрывающий лицо, насчитывает до 10 цветных слоев, а красный с одежды - 8. При отверждении и уменьшении в объеме клей может потянуть за собой один или несколько слоев, частично потерявших от времени сцепляемость друг с другом. Таким образом, нарушится внутренняя структура лаковогопокрытия, тем самым еще более ослабнет его прочность.

Кроме всего сказанного, необходимо отметить, что перечисленные материалы плохо держат лак.

Использование осетрового клея также (за исключением отдельного вида повреждений) положительных результатов не дало. Этот клей тоже плохо держит лак. Наиболее предпочтительным из всех испытанных материалов оказалась воско-смоляная мастика (на Западе, судя по публикациям, применяют в основном воск и только в некоторых случаях добавляют смолу). Основным аргументом в пользу применения воско-смоляной мастики оказался тот факт, что пластичности лака все-таки можно добиться под воздействием тепла. Этот момент является очень важным в решении проблемы реставрации восточноазиатских лаков.

Для проведения реставрационных работ нужны следующие оборудование и материалы: шпатели (нагревающийся и фторопластовый), стальная игла, шприцы с электроподогревом для мастик различной температуры плавления, тепловой экран, бензин, спирт, рыбий клей, воск натуральный, воск полиэтиленовый, канифоль.

Укрепление лакового слоя

Прежде всего необходимо укрепить лак на руках и лице, так как состояние сохранности его в этих местах вызывало наибольшие опасения Лак мог осыпаться от любого неосторожного прикосновения и даже вибрации.

Перед тем как приступить к работе, целесообразно привести некоторые данные о температурах размягчения материалов. В данном случае применяли не обычную воско-смоляную мастику, используемую в реставрации живописи, а специально составленную для настоящей работы. В нее входят воск натуральный, воск полиэтиленовый и канифоль. Состав зависит от температуры, при которой лак становится пластичным. Мастику необходимо подобрать так, чтобы, прежде чем лак нагреется до нужной температуры, мастика не расплавилась бы и не ушла в древесину и в то же время, чтобы не сгорел лак, пока мастика размягчится.

Надо уточнить, что условно взятое определение "температура пластичности лака" - это температура воздуха, при которой лак становится пластичным.

Однако температура пластичности лака на разных участках скульптуры разная, поэтому важна не сама температура плавления мастики, а отношение температур пластичности лака и плавления мастики на данном участке. Например, температура появления пластичности у красного лака - 45-46°С (60°С - оптимальная для укладки, до 100°С лак внешне не меняется), для белого лака (лицо, руки) - 50°С, для среднего слоя - 80-85°С.

Изучив таким образом всю поверхность лаковой скульптуры и определив температуру пластичности лака на разных его участках, составлено три вида мастики - низкоплавкая, тугоплавкая и средней плавкости. Для получения мастики с температурой плавления выше 45°С применяли полиэтиленовый воск ПВ-300, который обладает высокой температурой плавления (от 100 до 110°С) и является химически чистым.

На скульптуре лицо и руки претерпевали поновление белой краской. Краска положена поверх розового лака, заметно отличающегося от лака на всех остальных участках фигуры. Под микроскопом видны перламутровые переливы, относительно легко плавится средний слой. Это объясняется, по-видимому, тем, что в одном из поновлений применяли лак, несколько отличный по своим физическим свойствам от предыдущих и последующих слоев. Розовый лак, как показал химический анализ, получали путем добавления свинцовых белил (хотя обычно во Вьетнаме используются титановые) и, очевидно, перламутрового порошка. Этот лак был в оплывшем состоянии и обладал очень плохой адгезией, отчего разрушения на лице и руках были самые большие.

Для укрепления использовали легкоплавкую мастику. На нее приклеивали оплывшие фрагменты лака. В остальных случаях мастику в обычном состоянии распределяли по трещинам и местам утраченного лака, а потом прогревали шпателем и тепловым экраном. В результате мастика проникла повсеместно под лак и укрепила его.

Что касается укрепления лакового покрытия в области одежды, то его осуществляли следующим способом. Сначала пустоты между лаком и основой заполняли мастикой с помощью шприца с электроподогревом, специально сконструированным для этой цели, а потом горячим шпателем через профилактическую пленку укладывали лак.

Лак нельзя сильно нагревать - после 100°С он чернеет. Следовательно, нужно добиться такого соотношения температур мастики, лака и шпателя, чтобы при прикосновении шпателя лак поддавался, но не темнел, а верхний слой мастики плавился бы, но при этом нижние слои мастики оставались достаточно твердыми. Это, прежде всего, касается тех мест, где наблюдалось коробление лака.

Сложность укрепления состоит в том, что специфика лака не позволяет внедрить в некоторые места мастику обычным способом (например, шприцем). Приходилось в этих случаях применять особый способ внедрения укрепляющего состава. При повреждениях, указанных в п. 4 классификации, когда трещины имели дугообразную форму с приподнятым слоем лака, использовали порошок тугоплавкой мастики. Его внедряли как можно дальше (такие трещины это позволяют) и потом проглаживали теплым шпателем.

В некоторых случаях ломкость лака требует в качестве временной профилактики его дополнительного укрепления, так как при одном неверном движении руки лак может обломиться. Впервые был применен новый способ нанесения многофункциональной профилактической пленки. В зависимости от характера трещин сверху на лак наносили слой термоустойчивого силикона, образующего временную профилактическую пленку. Кроме всего прочего такая пленка предохраняет поверхность лака от непосредственного прикосновения с нагретым шпателем. Опыт доказал безвредность применения силикона (пленку оставляли на лаке опытного образца полгода).

Большое количество трещин и отслоений различных видов и конфигураций было укреплено мастикой различной температуры плавления, которую в горячем виде подпускали с помощью шприца под лак и при необходимости разгоняли нагретым шпателем. Силиконовое покрытие препятствовало вытеканию мастики из соседних трещин.

На неответственных участках скульптуры, где можно было сделать отверстие без нарушения внешнего вида экспоната, для внедрения под лак мастики с помощью шприца также накладывали тонкий слой силикона. При прокалывании лака с этим покрытием горячей иглой силикон распределяет тепло таким образом, что лак не темнеет вокруг отверстия (что обязательно происходит в отсутствие профилактической пленки).

При подобной работе необходимо сразу продумать порядок заполнения пустот мастикой, чтобы не возвращаться. Нежелательно многократно нагревать поверхность лака - она становится ломкой, трескается, при перегреве темнеет.

Иной порядок работы при реставрации желтого прозрачного лака (это слой готового лака канзан), который тонкий пленкой покрывает серебро (имитация под золото, сходная с принципом хохломы). Лак этот, очень ломкий и с многочисленными короблениями, имел большие утраты, повсеместные отслоения. Сначала под лак подводили спирт, а потом осетровый клей концентрации 6-12% и нагретым шпателем укладывали лак. Особого внимания требует проблема целесообразности заполнения мастикой вздутий (п. 8), не имеющих естественного доступа. Было бы резонным не заполнять эти пустоты мастикой, чтобы не нарушать гладкую поверхность прокалыванием (тем более что это отверстие потом никакими средствами не скроешь). В местах, где лак не подвергся растрескиванию, он достаточно прочен и может еще долгое время существовать без изменений (во всяком случае, до тех пор пока не будет найден способ укрепления подобных вздутий без нарушения внешнего вида лакового декоративного покрытия).

Восстановление лака

При поиске материалов, пригодных для восстановления утраченных фрагментов лака, надо было в соответствии с принципами музейной реставрации предусмотреть обратимость материалов и их отличимость от оригинала при имитации внешнего вида, соответствующего экспозиционному состоянию. В подобных случаях имитируют поверхность обычными покрывными лаками, подбирая в каждом случае соответствующий материал.

Для данной работы наиболее подходящим оказался способ, близкий к энкаустике. В воско-смоляную мастику добавляли пигменты, и этой красочной массой горячим способом заполняли места утраченных фрагментов лака в соответствии с его цветом. При остывании красочная масса приобретает очень близкую к лаку по внешним качествам поверхность, которую в нужной мере остается только отполировать. Цветную мастику лучше накладывать послойно, чтобы при отверждении не образовывались трещины.

Мелкие трещины, изъяны заделывали воском с последующим тонирование макварелью и вощением.

Можно надеяться, что полученные результаты помогут в решении проблемы своевременной консервации аналогичных лаковых экспонатов, находящихся в угрожающем состоянии. В дальнейшем работа, по-видимому, будет вестись с ориентацией на более широкое применение синтетических восков и смол и других материалов.

___________

1. Фан Ке Ан. Лаки Вьетнама//Декоративное искусство. -1959, № 4. _ с. 33-39.

2. Ле Тхань Дык. Вьетнамский лак//Искусство.- 1960, № 5. _ С. 46-51.

3. Шмелева Г. В. Лаковая живопись Вьетнама//Искусство.-1967, № 1. _ с. 54-59.

4. Franke A. Ost-Asiatlache bachea und das Problem Ihrer Konservation//Arbelts blatter fur Reateuratoren,-1976, N 1. Gruppe 11, S. 1-10.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.