ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

РЕСТАВРАЦИЯ МАЙОЛИКОВОГО РЕЛЬЕФА "ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ" XVII ВЕКА С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕЗУСАДОЧНОЙ КЕРАМИЧЕСКОЙ МАССЫ

Черемхин В.И.

В конце XVII века в мастерской "ценинных дел мастера" Степана Иванова Полубеса для украшения барабанов и наружных стен храмов создавались сложные рельефные майоликовые композиции - "цветок граната", "павлинье око", фигуры евангелистов -Иоанна, Марка, Луки, Матфея. Сейчас подобные изображения евангелистов можно увидеть на барабане придела святого Тихона (1702) московской церкви Успения в Гончарах, в оконных проемах надвратной церкви Иоанна Предтечи Солотчинского монастыря (1695). Несколько рельефов, выполненных этим мастером, хранятся также в Государственном музее архитектуры им.А.В.Щусева, в музеях "Кусково", "Коломенское".

По мнению специалистов, в музей-заповедник "Коломенское" рельефные изображения евангелистов поступили из Данилова монастыря, где они до 1931 года украшали крыльцо старого собора; ранее эти фигуры находились на барабане самого собора или на надвратной церкви монастыря. Однотипность фигур, почти одинаковый размер изразцового кирпича1, цвет поливы - локальный и корпусный по цветному черепку, ограниченный шестью тонами, варьирование этими тонами, сведенное к замене одного тона на другой, одинаковое качество обжига - все это говорило о хорошо налаженном ценинном производстве, где изготовление изразцов приобрело массовый, серийный характер. Рельефы двух нижних секций, составляющих фигуру, оставались неизменными для всех четырех евангелистов. Их изготавливали по одинаковым формам (что было использовано в дальнейшем при восполнении недостающих фрагментов). Изменялась лишь форма верхней секции, на которой изображена голова и плечи. Характерные черты лица, разнообразные прически, бороды, различные компоновки цвета в деталях одежды делали изображения евангелистов не похожими друг на друга.

Находясь в собрании Коломенского филиала Исторического музея, изразцы периодически реставрировались. Последняя реставрация, пятнадцатилетней давности, была проведена по принятой в то время методике. В качестве доделочного материала использовали гипс, применение которого (особенно в крупных конструктивных восполнениях) не оправдало себя.

Ко времени поступления майоликового рельефа "Евангелист Матфей" в отдел скульптуры ВХНРЦ на восполнениях изразцов появились многочисленные трещины и осыпи, обнажившие рыхлый гипс. На глазурованной поверхности в результате выкрашивания мелких восполнений стали видны трещины и сколы. Тонировки, сделанные масляной краской, потемнели и казались грязными пятнами по соседству с яркими чистыми цветами авторской поливы. Стальная проволока, скрепляющая секции с оборота, проржавела. В результате того, что гипсом были залиты все румпы (для придания большей надежности склеенным фрагментам), весь рельеф значительно утяжелился. Это сказалось на деревянной раме, к которой крепились стальной проволокой изразцовые секции. Соединительные шипы расшатались, деревянный каркас обветшал и пришел в негодность.

Работа по реставрации рельефного изображения евангелиста Матфеяначалась с размонтировки. Старую непригодную раму удалили, а рельеф, состоящий из трех большемерных изразцовых секций, разобрали. В дальнейшем работу проводили с каждой секцией отдельно.

Масляную краску и потемневший лак сняли химическими реактивами. Удаление реставрационных тонировок выявило все восполненные гипсом утраты. В нижней секции было утрачено до 50% авторской майолики. Фрагмент нижней секции до и после реставрации показан на цветных иллюстрациях. Средняя секция пострадала меньше: она оказалась разбитой на 5 фрагментов, утраты составили примерно 5%, но было выявлено очень большое количество мелких сколов и выбоин авторской поливы, в особенности на прозрачной оливковой глазури, прочность которой очень низка. Верхняя секция, изображающая голову и плечи евангелиcта, почти не пострадала.

После удаления рыхлых гипсовых восполнений и очистки кромок черепка разбитые фрагменты склеивали обратимым клеем. Для того чтобы восполнить недостающие детали пострадавшей от времени нижней секции, необходимо было изготовить форму с аналогичной сохранившейся. На одной из четырех имевшихся в собрании музея фигур евангелистов нижняя секция оказалась целой. С нее и сняли пластилиновую форму. Затем в пластилиновую форму, горизонтально лежащую на столе, укладывали сохранившиеся фрагменты изразца. При этом добивались максимального совмещения поверхности формы и лицевой поверхности сохранившихся фрагментов. Дело в том, что тиражированные керамические изделия никогда не бывают абсолютно идентичными (например, в сравнении с гипсовыми отливками). Неповторимость каждого изделия объясняется незначительными отличиями, возникающими при изготовлении, сушке и обжиге. Преодолеть эти несоответствия удается благодаря подвижности пластилина, позволяющего корректировать фрагменти форму относительно друг друга, не изменяя основных пластических качеств рельефа. Поверхности подгоняли, и фрагменты фиксировали с оборотной стороны пластилиновой формы.

После того как кромка сохранившихся фрагментов подлинника были покрыты разделительной смазкой, места утрат заливали гипсом. Затвердевшие гипсовые модели будущих восполнений отделяли от подлинника.

Затем с каждой гипсовой модели восполнения снимали отдельные гипсовые формы. Учитывая сложность поверхности и расположение формуемых плоскостей, гипсовые формы изготавливали трехтипов.

Односторонняя форма. Гипсовую форму снимали с гипсовой модели восполнения и участка авторского черепка, примыкающего к нему. После отделения гипсовой модели восполнения гипсовую форму набивали керамической массой2. Конфигурацию поверхности стыковки с подлинным черепком оттискивали керамической массой во время набивки.

Форма лицевой и боковых поверхностей разлома. Гипсовую форму снимали с лицевой поверхности гипсовой модели восполнения и плоскостей разломов, заходящих частично на тыльную сторону восполнения. Форма могла быть разъемной, состоящей из двух кусков.

Полная объемная форма. Гипсовую форму снимали с лицевой поверхности и всей оборотной стороны гипсовой модели восполнения, так как необходимая для стыковки плоскость раздела занимала всю оборотную сторону. Форма могла быть только разъемной, состоящей из двух и более кусков.

Мелкие незначительные восполнения на лицевой поверхности, конструктивные элементы с оборота (румпа) делали керамической безусадочной массой "методом инерции"3 прямо по месту утраты. Для легкого отделения безусадочной керамической массы гипсовую форму или авторский черепок перед набивкой присыпали тальком.

Затем отформованные керамические восполнения просушивали в течение суток на воздухе и корректировали по месту будущей установки. При этом поверхность восполнения слегка смачивали водой и моделировали шпателем, как обычную глину.

Если связь подсушенного керамического восполнения и авторского черепка была очень прочна, то для разделения их всю соединительную кромку смачивали водой, а затем слегка постукивали по восполнению деревянной киянкой.

После дополнительной просушки восполнений в течение 2-х часов в сушильном шкафу при 200°С их подвергали 4-часовому обжигу в муфельной печи при температуре 900 С. Для того чтобы исключить деформации во время обжига, восполнения погружали в сухой шамотный порошок.

Подлинные и восполненные фрагменты склеивали обратимым клеем, в который при необходимости загущения вводили наполнитель - тальк и т.п. (ил. 1). Для дополнительного армирования швы склейки с оборота изразца проклеивали стеклотканью тем же обратимым клеем.

Ил.1. Нижняя секция рельефа "Евангелист Матфей". Подлинные и восполненные фрагменты склеены обратимым клеем.

Мелкие сколы, швы склейки и выбоины глазури заделывали методом прямого наращивания влагостойкой мастикой на основе кремнеорганического связующего с минеральными добавками4. Затем кремнеорганической мастикой загрунтовывали поверхность керамических восполнений, причем в мастику вводили сухие пигменты. В результате этого на некоторых участках отпала необходимость нанесения тонировочного покрытия.

После придания поверхности желаемых фактурных свойств производили дополнительную корректировку цвета для максимального приближения его к цвету авторской глазури. Для этого использовали традиционную светостойкую тонировку - ПВА-темпера+ акварель с последующим покрытием кремнеорганическим лаком.

Монтировку секций к деревянной раме производили проволокой из нержавеющей стали. Промежутки между изразцовыми секциями заливали герметикой (виксинт, ВГО-1). Для исключения колебаний секций зазор между румпой и деревянным каркасом заполняли кусковым пенопластом.

Задача обязательной отличимости восполнений решалась в рассматриваемом случае: 1) структурным и цветовым отличием керамических масс восполнений и авторского черепка, а также возможностью маркировки больших восполнений с оборота; 2) отсутствием имитации цека на наносимых холодным способом грунтах, тонировках и лаковых покрытиях.

Обратимость восполнений обеспечивалась применением обратимых материалов: крупные восполнения легко отделимы благодаря тому, что для их склеивания использовали обратимые клеи, а мелкие восполнения, тонировочные и лаковые покрытия могут быть удалены растворителями.

Преимуществами данного метода является конструктивная прочность восполнений и возможность нормального ухода за экспонатом (экспонат можно промывать и протирать от пыли). Кроме того, применение материала, близкого по долговечности к подлиннику, сводит до минимума повторные капитальные реставрационные внедрения в памятник. Все это вместе взятое продлевает срок экспозиционной жизни памятника (ил. 2).

Ил. 2. Евангелист Матфей. После реставрации.

В заключение необходимо отметить, что разработанный в нашем отделе комплексный подход к реставрации подобных экспонатов из керамики суммирует опыт всех сотрудников и является по сути дела коллективным трудом группы специалистов по реставрации каменной скульптуры5.

____________

1. Для сравнения приводим размеры (в сантиметрах) секций двух рельефов: "Евангелист Матфей" - 44,2x40,5; 44,2x40,5; 45,8x41,5; "Евангелист Иоанн" - 44,2x40,5; 44,7x41,5; 44,3x41.0.

2. Методика приготовления керамических безусадочных масс приводится в статье Л.Н.Андреевой настоящего сборника.

3. О восполнениях по методу "инерции" см.: Консервация и реставрация каменной скульптуры: Методические рекомендации/ Сост. А.С.Антонин. М.: ВХНРЦ, 1985. - С. 43-44.

4. Методика разработана реставратором отдела прикладного искусства Л.Н.Андреевой.

5. Кроме Л.Н.Андреевой и автора данной статьи в разработке методики реставрации керамики принимали участие А.С.Антонян, А.Д.Тропивская, Ю.А.Любченко и Р.А.Попов.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.