ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОЖЖЕННЫХ КЕРАМИЧЕСКИХ МАСС ДЛЯ ВОСПОЛНЕНИЯ УТРАТ НА КЕРАМИКЕ

Андреева Л.Н.

В течение ряда последних лет отдел скульптуры ВХНРЦ проводит экспериментально-исследовательские работы, имеющие целью выявить возможность восполнения утрат на керамике обожженными керамическими массами. Необходимость этих работ объясняется тем, что материалы, применяемые в настоящее время для восполнения утрат на керамике, далеко не всегда отвечают требованиям современной музейной реставрации. Из практики обследования музейных коллекций известно, что экспонаты, которые реставрированы с использованием в качестве доделочного материала гипса, а также синтетических материалов, имитирующих керамику (норакрил, протакрил), не выдерживают проверки временем. Восполнения на основе синтетических материалов по прошествии ряда лет обнаруживают усадочные явления, которые влекут за собой деформацию и зачастую отрыв фрагмента по шву. Восполнения из гипса - вследствие его гигроскопичности и низкой механической прочности - обладают недостаточной устойчивостью к атмосферным и механическим воздействиям, что вызывает появление многочисленных повреждений в виде сколов и трещин. Доделочные массы на основе минеральных вяжущих материалов и их модификаций, композиции на основе природных и синтетических смолс наполнителями уступают керамике по таким показателям, как остаточная деформация, влагостойкость, химическая устойчивость к разрушительным воздействиям окружающей среды. Этим определяется наиболее ценное свойство керамических восполнений -долговечность.

Вместе с тем задача восполнения утраченных фрагментов из керамической массы всегда считалась практически невозможной, так как глинистые материалы дают усадку в процессе сушки и обжига, что сокращает линейные и объемные размеры фрагментов на 10-15%. Известно, что применение отощающих шамотных добавок к глине сокращает усадку, но при этом в значительной мере ухудшается свойство пластичности массы, которое является крайне необходимым при формовке восполнений. В связи с этим при разработке керамических масс учитывались эти два взаимосвязанных фактора: пластичность и усадка.

Путем подбора тонкодисперсных фракций шамота, а также добавок (электролитов), способствующих улучшению пластических свойств глины при формовке, разработаны и опробованы шамотные массы с умеренной пластичностью, позволяющей передавать различные по форме элементы рельефов.

Экспериментальным путем отработан режим сушки и обжига, что позволило получить практически безусадочную массу после обжига в интервале температур 900-930°С. Обожженный черепок имел достаточно хорошую механическую прочность, усадку 0,5-2% и водопоглощение 10-16%; последний показатель является одним из основных свойств керамики, характеризующих ее устойчивость и долговечность.

Приготовление составов с различным процентным содержанием шамота (массовая доля от 20 до 70%) различных фракций, а также подбор оптимального режима обжига дает возможность для каждой конкретной задачи получать обожженный керамический черепок с необходимыми свойствами - плотностью, пористостью, фактурой, цветом.

В тех случаях, когда требовалась повышенная механическая прочность при реставрации (как, например, при восстановлении фрагментов изразцов архитектурно-художественной керамики), в качестве флюсующей добавки в массу вводили небольшое количество плавня (2-5%). Это обеспечивало более полное спекание черепка, а следовательно, и увеличение механической прочности.

В процессе проведения экспериментов была разработана методика приготовления керамических масс для восполнения утрат на керамике - от незначительных по размеру до крупногабаритных. Она соответствует общепринятой технологии подготовки, применяемой при выполнении художественно-керамических изделий методом пластической формовки.

В качестве исходных компонентов применяли бентонитовую глину Огланлинского месторождения (ГОСТ 7032-75), характеризующуюся хорошими пластическими свойствами, и шамот, приготовленный из глины путем предварительного обжига до 800-900°С и последующего измельчения. Глину и шамот просушивали в сушильном шкафу при 70°С до постоянной массы, после чего измельчали: глину до прохождения частиц через сито № 1, шамот - через сито № 0355 и № 025.

Компоненты массы в соотвествии с разработанной рецептурой дозировалив необходимом процентном отношении, а затем тщательно перемешивали о добавлением воды (30%). (В качестве электролитов можно применять растворимое стекло Na2OSiO2 и/или соду Na2CO3, что позволяет снизить количество воды в массе до 20%, улучшить пластические свойства глинистого теста и уменьшить усадку в процессе сушки.) Из подготовленной таким образом массы формовали утраченные фрагменты с использованием гипсовых форм. Отминка в гипсовых формах гарантировала точность сформованного слепка.

Предварительно с аналогичного фрагмента снимали пластилиновую форму, по которой из гипса отливали модель будущего восполнения, а затем по модели изготавливали гипсовую форму, которая служила для изготовления керамического восполнения.

Время выдержки отформованных керамических фрагментов в гипсовых формах было различным (от 2 ч до 1 сут) в зависимости от габаритов восполняемых фрагментов. Режим сушки предусматривал первоначальную выдержку в естественных условиях в течение 1-2 суток, а затем удаление остаточной влаги в сушильном шкафу при температуре 200-300°С в течение 4-х часов. Обжиг керамических восполнений проводили в электрической муфельной печи при подъеме температуры до 900-930°С в течение 4-5 часов и постепенном естественном охлаждении печи до 50°С.

Обожженные керамические фрагменты монтировали по месту утрат обратимым клеем (БФ-4, ПБЫА, БШ-5). В тех случаях, когда были необходимы тонировки, имитирующие глазурное покрытие, применялись ПВА-темпера, акварель и кремнеорганический лак (МСН-7) или грунтовочные массы на основе кремнеорганических соединенийс добавкой сухих красящих пигментов.

На основании проведенных работ по подбору керамических масс для восполнения утрат на керамике можно сделать вывод о возможности применения масс на основе глины и тонкодисперсного шамота. Полученные массы характеризуются достаточно хорошим спеканием (водопоглощение черепка составляет 10-15%), что обеспечивает необходимую прочность и устойчивость к механическим и атмосферным воздействиям. Формовочные свойства масс и их незначительная усадка (0,5-1%) при сушке и обжиге в интервале температур до 930°С отвечают требованиям, необходимым при данном способе реставрации. Внедрение в практику предложенной методики потребует от реставратора ознакомления с основами технологии изготовления керамических изделий.

Необходимо также соответствующее материально-техническое оснащение реставрационной мастерской. Для работы потребуется: фарфоровая ступка для измельчения и набор сит для просеивания глины и шамота, сушильный шкаф типа СНОЛ-2,5; 2,5; 2,5/2М, мощностью 1,6 кВт, и муфельная электрическая печь типа ПМ-8 (ТУ 79 РСФСР 337-72), максимальной мощностью 2,4 кВт, размером рабочей камеры 20-30 см. Сырьевыми материалами могут служить пластичные глины и шамот, применяемые в производстве изделий художественной керамики.

Отдел скульптуры совместно с сектором керамики ВХНРЦ проводил работы по реставрации музейных керамических экспонатов с применением разработанной методики восполнения утрат керамическими массами.

Ниже приведена таблица с указанием выполненных работ, объема и характера восполнений на различных видах керамических экспонатов.

Необходимо отметить, что применение керамических масс гарантирует соблюдение основных требований к реставрационным восполнениям:

1) восстановленные фрагменты максимально близки по своим физико-химическим свойствам к материалу подлинника;

2) принцип отличия восполнений обеспечивается различием структуры и цвета обожженного черепка, возможностями тонировок, а при необходимости - маркировкой фрагмента с оборота;

3) обратимость восполнений достигается применением обратимого клея при монтировке фрагментов по месту утраты.

Планируемые в дальнейшем экспериментальные исследования предусматривают разработку керамических составов для восполнений на фарфоре и фаянсе с учетом специфических особенностей этих материалов.

Таблица.

Экспонаты, реставрированные с применением обожженных керамических масс

Экспонат Музей Вид керамики Восполненные фрагменты
Изразцы с рельефом "Евангелисты". С.Полубес, "Коломенское" Архитектурно-художественная майолика Десять фрагментов с рельефом*
Кувшин, XIX в. "Абрамцево" Майолика Ручка кувшина*
Скульптура "Голова мальчика" ГМИИ Майолика Один фрагмент у основания скульптуры**
Барельеф "Амуры у жертвенника XVIII в. "Архангельское" Терракота Ручка Амура*** (ил. 1,2)
Изразец "Мадонна", XIX в. Испания СГХМ Майолика Два фрагмента с рельефом****
"Голова львицы" М.А.Врубель ГТГ Майолика Три фрагмента*

* Реставратор В. И. Черемхин ** Реставратор Ю. А. Любченко *** Реставратор А. С. Антонян **** Реставратор Л. Н. Андреева

Ил. 1. Амуры у жертвенника. XVIII в. Терракота. ("Архангельское"). Фрагменты до реставрации.

Ил. 2. Амуры у жертвенника. После реставрации.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.