ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

АТРИБУТ И РЕСТАВРАЦИЯ ОДНОЙ ИЗ СКУЛЬПТУР ИЗ КОЛЛЕКЦИИ СЕРПУХОВСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Титова Р.В.

В собрании Серпуховского историко-художественного музея хранится ряд скульптур, авторы которых неизвестны. Среди этих работ - "Голова крестьянина"1, поступившая в музей в 1926 году из Московского губернского музея. До недавнего времени попытки изучения этого произведения не предпринимались. Лишь обращение к реставрации ряда скульптур музейного собрания позволило автору статьи, хранителю скульптуры музея, провести атрибуцию данного памятника.

В коллекции гипсовых скульптур Серпуховского музея работа "Голова крестьянина" была едва ли не самой худшей сохранности, что проявлялось в наличии значительных сколов на лице и сколов разной величины по всей голове (ил. 1). Отсутствие аналогов не оставляло надежды на возможность полной реставрации скульптуры, включая восполнения утрат.

Ил. 1. Голова крестьянина. Гипс. (СИХМ). До реставрации.

При стажировке в ВХНРЦ, в секторе реставрации каменной скульптуры, автору статьи пришлось заниматься реставрацией нескольких гипсовых скульптур из собрания Серпуховского музея, среди которых была работа С.Т.Коненкова "Маска скрипача Ромашкова"2(гипс патинированный, 1909). Руководитель стажировки А.С. Антонян обратил внимание на богатые цветовые и фактурные особенности патинировки, построенной на сопоставлении двух тонов - темного в углублениях и светлого на выпуклостях, когда темные участки создают впечатление шероховатой поверхности, а светлые - имеют легкий приглушенный блеск. Сходные приемы патинировки Коненков использовал не раз, в чем можно убедиться на примере других его гипсовых произведений из Серпуховской коллекции. Это скульптура "Богатырь Кузьма Сирафонтов"3 (1913), этюд "Дядя Григорий"4 (1916), два этюда "Нищей братии"5 (1917).

Довольно близкой к ним по декоративной отделке патинировки оказалась и работа неизвестного автора "Голова крестьянина" Это наблюдение позволило обратиться к поискам аналога скульптуры среди произведений Коненкова. Аналогичное произведение было выявлено в собрании Государственного Русского музея. Им оказался погрудный "Портрет Тимофея Терентьевича Коненкова"6, или, как его еще называют, "Портрет отца" (ил. 2). Бюст выполнен из дерева, имеет авторскую подпись и поступил в музей из Отдела изобразительных искусств Наркомпроса в 1920 году. Скульптура датируется 1901 годом - видимо, на основании воспоминаний С.Т.Коненкова. В своей книге "Мой век" он отмечает: "Я решил съездить на родину, в Караковичи. Лето 1901 года прожил в родном доме. Вырезал в дереве портрет отца"7. Название скульптуры из Серпухова "Голова крестьянина" оказалось не так далеко от истины. Действительно, портрет изображает крестьянина - отца скульптора, Тимофея Терентьевича Коненкова (1845-1910).

Ил. 2. С.Т.Коненков. Портрет отца. (ГРМ).

Большая семья Коненковых освободилась от крепостной зависимости до войны 1812 года8. Дружно жили на отведенной им земле, много работали, растили хлеб, лен, держали скотину. Сергей Тимофеевич считал своего отца человеком "добрым и чутким"9, всегда с благодарностью вспоминал о нем. В свою очередь, Тимофей Терентьевич о пониманием и сочувствием отнесся к профессиональному выбору сына. В 1898 году будущий скульптор, проводя каникулы в деревне, много работал в импровизированной мастерской над скульптурой "Камнебоец"10. Отец как мог помогал ему. Сооружал дощатый пьедестал, в процессе работы замешивал глину, а по окончании сеансов накрывал скульптуру мокрыми тряпками. Однажды, когда не получалась левая нога статуи, отец в отсутствие сына, ушедшего с досады на пасеку, подвинул ее. Нога, по мнению С.Т.Коненкова, встала на место.

В истории создания "Камнебойца", которую Коненков довольно подробно описывает в книге "Мой век" (с. 103-106), им в четкой последовательности представлены этапы работы над скульптурой: лепка из глины, перевод в гипс, отлив в бронзе. Это традиционный прием исполнения натурной скульптуры – когда сначала выполняется рабочая модель из мягкого материала (глина, пластилин, воск), далее модель переводится в какой-либо стойкий материал. Иногда гипс является окончательным материалом, тогда он обычно патинируется под бронзу, чугун, терракоту, камень. Ясно, что создание "Портрета отца" из ГРМ шло по тому же пути. Есть все основания считать, что гипсовая скульптура "Голова крестьянина" из Серпуховского собрания является переходной моделью к ленинградскому варианту из дерева. На это указывает ряд существенных признаков.

Изображение гипсовой головы довольно точно переведено в дерево. Даже визуальное сравнение двух работ не оставляет сомнения в том, что обе они выполнены одним автором. Более того, тщательно копирует детали моделировки первоначального материала - глины, скульптор несколько механически переносит их в другой материал, требующий своего особого подхода, своих технических и композиционных приемов. Кажется, что автор еще не осознает полностью свойств дерева, что и неудивительно, ведь "Портрет отца" из ГРМ считается первой скульптурой, выполненной им в этом материале. Обе работы несут на себе печать ученичества. Это проявляется в сухости выявления форм и скованности технических приемов, некоторой робости в выражении глубинных движений души - создается впечатление, что скульптора увлек путь поиска внешнего индивидуального портретного сходства.

Именно серпуховская скульптура послужила переходной моделью к "Портрету отца", на что указывает наличие расположенных по всей поверхности гипсовой головы многих точек черного карандаша. Это пункты переносной иглы пунктир машины, используемой обычно для перевода скульптуры в другой материал или при выполнении копий и вариантов.

При сравнительном анализе размеров и пропорций голов гипсовой и деревянной скульптур оказалось, что они идентичны. В этом позволило убедиться сравнение слепков11, снятых с участками утрат работы "Голова крестьянина" (ил. 3).

Ил. 3. Схема расположения участков, с которых были выполнены слепки, используемые для восполнения утрат.

Представляет интерес и тот факт, что портрет "Голова крестьянина" и 14 других произведений Коненкова поступили в Серпуховской музей одновременно - в 1926 году и имеют единый источник поступления - Московский губернский музей. Предполагается, что работы эти попали в Мосгубмузей после 1923 года из мастерской скульптора на Большой Пресне. Однако исследование не завершено, и вопрос этот ждет своего подтверждения.

Собрание скульптур Коненкова из Серпуховского историко-художественного музея является одним из крупнейших и уникальных в музеях нашей страны. Оно характеризует период творчества художника, связанный в основном со временем его отъезда в Америку в 1923 году. Эта коллекция насчитывает 15 произведений художника, выполненных им с 1909 по 1919 год (кроме одной работы 1951 г.), и представляет один из плодотворных периодов его творчества, включивший различные направления - реалистическое, сказочно-былинное, мифологическое, монументально-декоративное.

Скульптура "Голова крестьянина" близка к кругу ранних произведений Коненкова: "Старик на завалинке"12 (воск, 1892), "Читающий татарин"13 (глина, 1895), "Камнебоец" (бронза, 1898)14. В этих работах скульптор уделяет много внимания сюжетной стороне, старательно, по-ученически следует натуре, но уже стремится к обобщениям, пытаясь создать характерный социальный образ с утверждением в нем достоинства и значительности личности. Работа "Голова крестьянина" как бы завершает собой период ранних творческих исканий. Поэтому она не только пополнила коллекцию музея, но и стала самым ранним и единственным в ней произведением ученического периода скульптора, что придало коллекции еще большую целостность.

Значимость скульптуры "Голова крестьянина" для музейного собрания, а также наличие аналога, имеющего столь близкое сходство, решили вопрос о восполнении утрат скульптуры однозначно.

Утраченные фрагменты было решено восполнить методом прямого моделирования по месту утраты15. От способа формовки, который, возможно, при наличии убедительного аналога был бы наиболее приемлем, пришлось отказаться. Тому были серьезные причины. Во-первых, могли возникнуть трудности точного определения местоположения переносимого со слепка аналога восполнения на подлинник. Во-вторых, фактуры поверхности гипса и дерева значительно отличаются: в гипсе характер лепки более выразителен и подвижен, в дереве - поверхность несколько скованна и вдобавок сплошь покрыта легкими углублениями, образованными стамеской. В-третьих, надо иметь в виду, что практически неосуществима подгонка тонкого слоя предварительно отформованного восполнения к оригинальной авторской поверхности, с ее свободной манерой лепки, с точной стыковкой с сопредельными участками.

При работе методом прямого наращивания доделочная масса наносится на место утраты и моделируется после затвердения. Этот способ мы использовали при восполнении утрат на лице, бороде, волосах.

В нашем случае решено было воспользоваться левкасной доделочной массой. В качестве наполнителя применяли тонко отмученный мел с добавлением пигмента для придания общего тона массе. Связующим служил поливиниловый спирт (ПВО - продукт гидролиза поливинилацетата. Данная масса отличается безусадочностью, необходимой механической прочностью, легко обрабатываема, в достаточной степени имитирует материал скульптуры. Она отвечает основным современным реставрационным требованиям - отличимостью и обратимостью восполнений.

В процессе работы левкасную массу готовили небольшими порциямии нужной рабочей консистенции, накладывали послойно. Для лучшей адгезии поверхности сколов перед нанесением левкаса смазывали ПВС-клеем. Поверхности восполняемых фрагментов моделировалис учетом фактурных особенностей и характера моделировки форм окружающих участков. Определение направлений утраченных объемов и плоскостей стало возможным благодаря наличию подсобного материала - слепков с аналога.

В ходе восполнений утрат нижней части скульптуры была использована старая фотография из фотоархива музея, это дало возможность с достаточной убедительностью восстановить фрагменты, выполняющие в скульптуре конструктивную роль опоры.

Таким образом, реставрационные работы по восполнению утрат скульптуры были завершены.

___________

1. СИХМ, инв. 33. Размеры 37x21,5x26,5.

2. СИХМ, инв. 69. Размеры 14x18x31. Воспроизв. см.: Савелова Е. В., Банковская И. Н. Сергей Коненков/ Серия "Мастера нашего века". - М.: Советский художник, 1978. - С. 252. кат. 80.

3. СИХМ, инв. 50. Размеры 66x45x59. Воспроизв. см.: Савелова Е. В., Банковская И. Н. Указ. соч. -С. 259, кат. 129; Мамонтова 0. В. С.Коненков: Избранные произведения. - М.: Сов. художник, 1983. - Ил. 34.

4. СИХМ, инв. 31. Размеры 48x5x56x38. Савелова Е. В., Банковская И. Н. Указ. соч. - С. 266, кат. 176.

5. СИХМ, инв. 48, размеры 75x48x38; инв. 71, размеры 48x47x40 Воспроизв. см.: Савелова Е. В., Банковская И. Н. Указ. соч. - С. 271, кат. 214, 215.

6. ГРМ, инв. 1036. Размеры 47x37x33. Воспроизв. см.: Скульптура: XVIII - начало XX: Каталог/ Гос. Русский музей. - Л.: Искусство, 1988. - С. 84, ил. 578, кат. 578; см. также: Савелова Е. В., Банковская И. Н. Указ. соч. - С. 243, кат. 24.

7. Коненков С.Т. Мой век: Воспоминания. - 2-е изд., доп, - М.: Политиздат, 1988. - С. 121.

8. Там же. - С. 8-10.

9. Там же. - С. 104.

10. "Камнебоец" ГТГ. инв. 20947. Размеры 104x73x75. Воспроизв. см., например: Савелова Е. В., Банковская И. Н. Указ. соч. - С. 241, кат. 16.

11. Слепки были любезно предоставлены сотрудниками отдела каменной скульптуры ГРМ Е.В.Карповой и Б.П.Топорковой.

12. Мемориальный музей-мастерская С.Т.Коненкова, инв. 313. Размеры 22x16x21. Воспроизв. см.: Савелова Е. В., Банковская И. Н. Указ. соч. - С. 241, кат. 1; Кравченко К. С. С.Т.Коненков. - М.: Искусство, 1967. - Ил. 16.

13. Мемориальный музей-мастерская С.Т.Коненкова, инв. 103. Размеры 64x55x57. Воспроизв. см.: Савелова Е. В., Банковская И. Н. Указ. соч. - С. 241, кат. 10; Кравченко К. С. Указ. соч. - Ил. 17.

14. Грабарь И. Э. История русского искусства. - Т. X, кн. 2. - Ы.: Наука, 1969. - С. 308-310.

15. Описание метода см.: Консервация и реставрация каменной скульптуры: Методические рекомендации/ Сост. А.С.Антонян.-М.: ВХНРЦ, 1985; Реставрация скульптуры из камня: Методические рекомендации. - М.: ВХНРЦ, 1980.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.