ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

ПРОБЛЕМА РЕСТАВРАЦИИ УНИКАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ ГИПСА С УЧЕТОМ ЕЕ ВОЗМОЖНОГО НЕОДНОКРАТНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Любченко Ю.А.

При исследовании творчества выдающегося художника представляет интерес все его наследие - достижения значительные, определяющие и единственные в своем роде, "случайные", не совпадающие с основным руслом его творческих интересов. Ибо каждое произведение - итог и в то же время часть процесса, характеризующая возможности и определенный этап развития его искусства, тайна художественного бытия. Понятно поэтому стремление музеев мира более полно выявлять творения великих мастеров и сохранять их для экспозиционной жизни.

В 1929 году Государственной Третьяковской галереей была приобретена гипсовая отливка скульптуры М.А.Врубеля "Роберт и монахини". Бронзовый ее аналог находится в одном из московских особняков, в оформлении интерьеров которого (по предложению известного архитектора Ф.О. Шехтеля - автора проекта дома) принимал участие М.А. Врубель.

Скульптурная группа из четырех фигур - мужской и трех женских (рыцаря и монахинь) - представляет одну из сцен оперы Джакомо Мейербера "Роберт-Дьявол", в которой духи зла в образе монахинь увлекают Роберта. Сейчас трудно установить, в каком состоянии поступила гипсовая скульптура в ГТГ, но известно, что она была выставлена в залах галереи, то есть обладала достаточной сохранностью. Через некоторое время, при очередной смене экспозиции, скульптура была разобрана и перенесена в запасник. В 1986 году четыре гипсовые фигуры с множеством отбитых фрагментов и осколков (ил. 1) поступили на реставрацию в ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря.

Ил. 1. М. А. Врубель Скульптурная группа "Роберт и монахини" (ГТГ). До реставрации.

Предварительный осмотр памятника позволил определить, что при последнем экспонировании в галерее фигуры были смонтированы в единое целое гипсом и образовали громоздкий и тяжелый монолит. Демонтаж такого экспоната представлял несомненную сложность и требовал участия высококвалифицированных специалистов. Возможно, таких в ГТГ в нужный момент не оказалось, и скульптура, получила при перемещении в запасник значительные повреждения и утраты. Каждая из фигур была обита по периметру основания, имела сколы на местах стыковки. У фигуры Роберта утрачена часть пальцев правой руки, стопа левой ноги, часть меча. Не оказалось стопы у одной из женских фигур. Разрушены соединения "сплетения рук", складки одежды, соединительные элементы композиции - "летучие мыши", судя по характеру разломов, были выпилены из скульптуры при демонтаже, растрескались и частично утрачены.

Возможность использовать при реставрации аналог - бронзовую отливку скульптуры - позволила провести работу более полно и убедительно. Причем необходимая идентификация скульптуры, пристальное исследование поверхности, сопоставление фрагментов по слепкам, обмерам, фотографиям дали интересные и во многом неожиданные результаты.

Подтвердилось, что по основным параметрам (размерам, расположению, соответствию главных пластических объемов и большинства деталей поверхности) группы идентичны. Лишь в некоторых фрагментах обнаружены различия, весьма существенные и определяющие особую ценность гипсовой скульптуры, ее уникальность. Так, оказалось, что пальцы правой руки Роберта на сохранившейся части гипсовой отливки несхожи с аналогичными на бронзовой. Различна пластическая, образная трактовка этой столь важной для характеристики персонажа детали. Гипсовые пальцы утончены и вытянуты, а бронзовые значительно толще, кончики их расплющены. Различны и изображения меча. На бронзовом отливе меч - воспроизведение когда-то существовавшего оружияили его вольная уменьшенная копия - выполнен симметрично и жестко, без каких-либо намеренных пластических деформаций. Гипсовый меч - отливка несомненно скульптурной работы, с характерной пластикой и асимметрией, свойственной стилистике группы в целом. Причем меч на гипсовой скульптуре расположен рукояткойк левой руке, что, видимо, отвечало композиционному решению, но могло не устроить заказчика. Возможно, поэтому на бронзовой отливке меч принял иное положение - рукояткой к правой руке. Вероятно, хрупкие фрагменты скульптуры при переводе в бронзу оказались повреждены, и их восстановлением и доработкой занимались технические исполнители, поэтому так значительно их отличие от общей пластики и характера скульптуры. По всей видимости, эти же специалисты обрабатывали всю поверхность - чеканили и полировали, в результате чего скульптура приобрелаиные качества, отличные от авторской проработки, воспроизведенной и сохранившейся на гипсовой отливке.

Сравнение гипсовой и бронзовой отливок скульптуры М.А.Врубеля "Роберт и монахини" позволяет предположить, что гипсовая отливка - одна из первых, послужившая рабочей моделью при изготовлении бронзовой. И в этом ее особенная художественная и историческая ценность, так как она представляет авторский вариант скульптуры - точный слепок ее первого воплощения в мягком материале без позднейших доделок и коррективов.

Судя по характеру и технологии отлива, гипсовая скульптура изначально не предназначалась для музейного экспонирования. Фигуры были неустойчивы, их основания - многослойные, с неровными поверхностями и пустотами, хрупкими краями и вставками из деревянных брусков. В результате - сколы, утраты фрагментов. Все это потребовало при первой экспозиции определенной доводки скульптуры: ее реставрации и общей патинировки поверхности. По тому, в каком виде пришел памятник на реставрацию, можно сделать вывод, что восполнение утрат и соединение фигур в галерее проходило в традициях грубого ремонта, свободного поновления, с полным пренебрежением к сохранности авторской поверхности. Сколы и утраты выполнялись гипсовой массой, а затем свободно моделировались без учета каких-либо аналогий. Гипс, соединявший фигуры, покрывал скульптуру сверху, скрывая швы и возникшие при неумелом монтаже перекосы и смещения, а также участки авторской поверхности. Один из важных фрагментов - рука находящейся слева от Роберта фигуры - была соединена неправильно (ладонью кверху). Ошибка монтажа обнаружена реставратором при исследовании поверхности руки, особенности ее лепки, а затем получила подтверждение при сопоставлении с бронзовой отливкой.

Значительные габариты гипсовой скульптуры, ее большой вес и особенности композиции - расположение фигур по кругу, а также множество выступающих мелких деталей, при большой хрупкости материала отливки,- делают памятник легко уязвимым, а любой перенос в монолитном соединении обрекает его на разрушение. Поэтому для удобства и безопасности демонтажа при перемещении скульптуры решено было сделать ее разъемной по фигурам, соединяя по сохранившимся и восстановленным стыковочным выступам, без крепления намертво гипсом или каким-либо другим клеящим материалом.

После удаления поверхностных загрязнений и укрепления фигур пропитками полимеров их установили на одну рабочую поверхность - специально изготовленную плиту-подиум, расставили в соответствии с композиционным замыслом - по кругу, состыковав боковыми поверхностями, частично сохранившими монтажные соединительные выступы. При этом важно было правильно ориентировать каждую из фигур замкнутой композиции в вертикальном и горизонтальном положении, временно зафиксировать специальными подставками и креплениями. Так определили точное место фигур на поверхности подиума. Причем положение это единственное, так как при любом его изменении соединения не стыкуются. После придания отливке устойчивости и восполнения утрат по всему периметру основания внешней и внутренней сторон, а также по стыковочным швам, очертания основания перевели на поверхность подиума и обозначили соответствующими каждой части цифрами.

Графический след на постаменте позволяет легко воспроизвести найденное единственное положение фигур композиции и исключает возможные перекосы и несовпадения при очередном монтаже при перемещении скульптуры. Таким образом подиум стал важным дополнением экспоната, во многом обеспечивающим его сохранность.

Восстановленная по периметру основания и четко выявленным соединительным швам, скульптура была затем разобрана, и каждую часть ее доводили на специальном, приспособленном для этого рабочем месте.

По существующей аналогии - бронзовой скульптуре и по сохранившимся фотографиям целой гипсовой отливки удалось восстановить утраченные фрагменты: кисть руки Роберта, его стопу, меч, стопу одной из женских фигур, одежду, части переплетающихся рук монахинь. Представлялось целесообразным многие из выступающих и хрупких фрагментов сделать приставными, легко отделяющимися от скульптуры путем внедрения в них специальных монтажных креплений (нержавеющих металлических скоб, крючков, вставляющихся друг в друга трубок).

Так, стопу Роберта приставляют теперь к скульптуре на подиуме и фиксируют внутренней металлической скобой. Руку монахини соединяют входящими друг в друга трубками, укрепленными в фигуре и кисти руки. Летучие мыши имеют различные крепления в зависимости от их положения между скульптурами. Это - петля или металлический стержень, с помощью которых фигурки мышей навешивают или закрепляют в местах прежних соединений на крючках или в углублениях, укрепленных металлическими цилиндрами.

Одно из соединений - сплетение рук монахинь - восстановили вставным фрагментом из гипсополимера, в результате оно имеет четкие границы стыковки, зрительно выделяется на скульптуре. Этот фрагмент смоделировали по аналогии с бронзовым, но у него несколько иные размеры и характер соединения. По реставрационным нормам такой фрагмент должен отличаться и при необходимости (найденной более точной аналогии) легко заменен. Этому принципу также соответствует и принятое в практике ВХНРЦ выполнение всех восстановленных участков из массы иного цвета, чем материал памятника. Для этого гипсовую массу специально подкрашивали пигментом. Разница скрыта тонировкой, но легко выявляется.

После реставрации скульптура М.А.Врубеля "Роберт и монахини" представляет собой сборную конструкцию из четырех фигур и девяти фрагментов, собирающихся на специальном, соответственно размеченном подиуме.

Для памятника из такого хрупкого материала, как гипс, и столь сложной конфигурации и большой тяжести это реставрационное решение представляется наиболее оптимальным.

Тщательное, непосредственное исследование памятника, долгое его наблюдение и изучение документальных материалов открыли реставратору еще одну особенность скульптуры "Роберт и монахини". Сопоставление множества фотопортретов М.А.Врубеля, его графических и живописных автопортретов с изображением лица Роберта не оставляет сомнения, что и скульптурное изображение - автопортрет художника (ил. 2). А в одном из женских лиц угадываются черты певицы Н.И. Забелы. И не удивительно, ведь Врубель работал над скульптурой накануне своей свадьбы.

Ил. 2. Голова Роберта и автопортрет М. А. Врубеля

Так, в результате реставрации скульптура М.А. Врубеля (единственная из известных нам воплощенных в бронзе) в своем гипсовом варианте обладает первичностью авторского замысла и хранит черты скульптора и дорогой ему женщины. Композиция "Роберт и монахини" стала полноценным музейным экспонатом и может открыть зрителю еще одну страницу прекрасной и трагической судьбы художника.

_________

1. Особняк З.Г.Морозовой на Спиридоновке в Москве. Архитектор Ф.О. Шехтель. 1893. Бронзовая отливка выполнена Ф.Вишневским в 1898 году.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.