ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

РЕСТАВРАЦИЯ И АТРИБУЦИЯ ГИПСОВОГО БЮСТА ИЗ МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ "АРХАНГЕЛЬСКОЕ"

Евдокимова В.А.

История реставрации знает немало случаев, когда атрибуция произведений искусства была возможна только после их восстановления. Подтверждением этому может служить гипсовый бюст пожилой женщины работы русского мастера первой половины XIX века из собрания музея-усадьбы "Архангельское"1. Долгое время он находился в довольно плачевном состоянии: разбит на несколько частей, имел стойкие загрязнения, многочисленные сколы и утраты. Плохая сохранность скульптуры затрудняла идентификацию модели.

Воссоздание бюста потребовало кропотливой и трудоемкой работы, так как гипс - хрупкий и водопроницаемый материал2. Загрязнения удаляли с помощью крахмальной пленки, а для удобства ее снятия сверху наносили тонкий слой ваты. Использование, крахмального компресса исключало опасность механического затирания поверхности и сводило к минимуму применение воды. Этот эффективный метод очистки гипсовой скульптуры разработан реставратором ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря А.Д. Тропивской3. Сохранившиеся фрагменты склеивали ПВА-эмульсией, а небольшие утраты, сколы и трещины дополняли гипсом. Бюст смонтировали с помощью латунного пирона и покрыли гидрофобным составом - кремнеорганическим лаком МСН-7. Удачно проведенная реставрация вернула произведению первоначальный облик (ил. 1) и позволила экспонировать его на выставках "Реставрация музейных ценностей в СССР" (1977 г.) и "Реставрация художественных ценностей музея-усадьбы "Архангельское" (1985 г.).

Ил. 1. Н.х. Портрет Т.В.Юсуповой. Гипс. После реставрации.

После реставрации стало возможным атрибутировать бюст. Поскольку он происходит из собрания князей Юсуповых, бывших владельцев Архангельского, поиски аналогий были начаты среди фамильных изображений. Наиболее близкой моделью к исследуемому портрету можно назвать Татьяну Васильевну Юсупову, урожденную Энгелгардт (1769-1841), жену известного мецената Н.Б.Юсупова. Она была украшением екатерининского двора. Княгиня, одна из наиболее просвещенных женщин своего времени, увлекалась театром, прекрасно играла на арфе, коллекционировала камеи и драгоценности. Т.В.Юсупова покровительствовала поэтам и художникам, была знакома с Г.Р.Державиным, И.А.Крыловым. В.А.Жуковским. А.С.Пушкиным. Г.Р.Державин посвятил ей стихотворение "К матери, которая сама воспитывает детей своих"4:

Иных веселье убегает,

С тобой оно живет всегда:

Где разум с красотой блистает,

Там не скучают никогда.

Образ этой незаурядной женщины обращал на себя внимание многих западноевропейских мастеров конца XVIII - первой половины XIX столетия. Французские художники Ж.-Л. Вуаль, Ж.-Л. Монье, Э.-Л. Виже-Лебрен изображали ее в пору цветущей молодости, а на портрете английской художницы Х. Робертсон княгине - восьмой десяток (ил. 2). Несмотря на преклонный возраст, она выглядит весьма привлекательной и довольно моложавой. Впрочем, следует иметь в виду, что модная художница льстила своим заказчикам, поэтизируя и приукрашивая их облики.

Ил. 2. Портрет Т.В.Юсуповой. ("Архангельское"). Копия с оригинала работы Х.Робертсон (ГРМ)

В отличие от Х. Робертсон, русский ваятель не скрывает возраста модели, не омолаживает ее. Перед нами правдивое, реалистическое изображение уже пожилой женщины со следами былой красоты, без идеализации и лести. Она представлена в простом скромном платье с рюшевым воротником, в чепчике с оборками. При сопоставлении достоверных живописных портретов Т.В.Юсуповой, особенно работы Х. Робертсон, со скульптурным можно отметить общие черты: овальное лицо, длинный прямой нос, миндалевидные глаза, тонкие губы, очертания подбородка. Это сходство дает основание предположить, что и на скульптурном портрете также изображена Т.В.Юсупова. Бюст отличается высоким художественным качеством, чувствуется рука талантливого маcтеpa, создавшего индивидуальный, запоминающийся образ своей современницы.

Автор бюста пока не выявлен, его еще предстоит определить. Таким образом, реставрация не только дает вторую жизнь произведению, но и позволяет всесторонне его изучать.

__________

1. Реставраторы А.Д. Тропивская и Ф.Ф. Лях (ВХНРЦ им И.Э. Грабаря), реставратор-стажер В.А. Евдокимова ("Архангельское").

2. Евдокимова В.А. Реставрация и хранение скульптуры в музее-усадьбе "Архангельское"//Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей / ГБЛ, Информкультура. - М., 1980. - Вып. 2. - С. 11.

3. Тропивская А.Д. Удаление загрязнений с гипсовой скульптуры. // Реставрация скульптуры из камня: Методические рекомендации. - М., 1980. - С. 35-37.

4. Державин Г.Р. Анакреонтические песни. - М., 1986.-С. 96.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.