ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

ИЗ ПРАКТИКИ РЕСТАВРАЦИИ ГИПСОВЫХ РЕЛЬЕФОВ Ф.ТОЛСТОГО

Антонян А.С.

Серия медальонов, посвященная событиям Отечественной войны 1812 года, заняла в творчестве Ф.П.Толстого более 20 лет -с 1814 по 1836 год и заслужила всеобщее признание современников в России и Европе, как совершенный образец медальерного искусства. По отзывам медальеров Венской Академии художеств того времени, "ни одна страна не создала ничего более прекрасного в течение последних столетий"1. Высоко оценил талант Толстого и Гете. Изображения аллегорических персонажей трактованы в академической манере позднего русского классицизма и отличаются безукоризненной чистотой формы и ювелирной отточенностью деталей. Показательно, что столь виртуозная моделировка рельефов достигалась исключительно вручную, резьбой в металле (сталь или медь) штемпелей - будущих форм, предназначенных для серийного репродуцирования медальонов. Автор не признавал вспомогательных инструментов - штампиков (пунсонов), способных существенно упростить насечку повторяющихся мелких элементов разделки, делая исключение только для надписей2.

Отправным образцом для штемпелей служили авторские модели, выполненные из полупрозрачного воска на аспидных досках, ставшие раритетами музейных коллекций. В основной же массе медальоны Толстого представлены в музеях и частных собраниях многочисленными гипсовыми отливками, а также повторениями в самых разных материалах - меди, бронзе, олове, чугуне, фарфоре, мастике.

Более других подвержены повреждениям, трудны в реставрации и хранении - восковые и гипсовые рельефы. В дальнейшем речь пойдет об их специфических особенностях, потребовавших практической разработки и апробации принципиально новых реставрационных методик, применительно именно к этой разновидности мелкой пластики.

Со времени создания первых авторских серий и вплоть до настоящего времени появляются все новые отливки, и это затрудняет идентификацию подлинных, первичных экземпляров. Наиболее ранние гипсовые отливки, представляющие музейную ценность, отличает совершенство формовки, необычайная тонкость и белизна гипса, свободного от примесей и пузырьков, нежная окраска фона (обычно в "вылинявший" бледно-голубой, реже охристый тон) и, как правило, использование богато декорированной застекленной рамки-футляра. Конфигурация и отделка этих рамок очень разнообразна: от скромных бумажных и коленкоровых окантовок с тиснением (иногда золоченым) до богато декорированных рам - многоугольных, круглых, овальных, отделанных ценным шпоном (карельская береза, черное и красное дерево и т.п.), черным лаком, позолотой. Встречаются настоящие ларцы, с открывающейся застекленной крышкой. Будучи декоративным украшением, эти футляры выполняли и защитную функцию - обеспечивая герметизацию гипсовой поверхности, свободной от обычных для гипса защитных обработок - пропиток, тонировок, вощения. Но и эта защита не всегда обеспечивала надежную сохранность медальонов. Даже не принимая в расчет неизбежных для хрупкого гипса травматических повреждений, нередко приходится сталкиваться со следствием нарушения герметичности между стеклом и обклейкой, приводящего к появлению загрязнений, мушиных пятен или нестойких органических клеев, плесени и т.п.

Но, пожалуй, наиболее существенной особенностью старых гипсовых отливок и связанных с ней трудностей реставрации является сама технология их изготовления, предусматривающая послойность отливки в белом и подкрашенном гипсе. Сопоставление белогои окрашенного в пастельные, голубые, сине-фиолетовые или охристые тона гипса позволяет преодолеть присущую этому материалу невыразительность, создавая эффект белоснежного рельефного силуэта, как бы "истаивающего" на границе с цветным фоном, подобно изделиям Веджвуда. Этот подцвеченный фон и составляет одну из главных забот реставратора - прежде всего из-за неравномерности окраски на поверхности и в толще гипса. Видимая осветленная тональность фона создается тончайшей наружной пленкой, под которой находится слой более темного и интенсивно окрашенного гипса. Опасность нарушить эту светлую пленку чрезвычайно затрудняет проведение самых ординарных и безопасных в обычной профилактике мер. Кроме того, раздельная залив кабелого и цветного гипса ослабляет сцепление между слоями и, как следствие, вызывает отслаивание мелких деталей рельефа и букв при слабых механических воздействиях или вибрации.

МЕТОДИКА РАБОТЫ

Учитывая эстетические и экспозиционные достоинства медальонов, в значительной мере заключающиеся в изяществе филигранной разделки, однородности и чистоте рельефа и окрашенного фона, приходится признать полную несостоятельность для их восстановления большинства принятых способов консервации и реставрации гипсовой пластики как чрезмерно заметных и грубых. Даже такие, давно апробированные на практике операции, как очистка, склеивание, догипсовка и тонировка в их привычном виде, оказываются неприемлемыми для работы с медальонами. Примеры старых реставраций свидетельствуют о безнадежной порче и обесценивании экспонатов, подвергнутых традиционному способу обработки.

Предлагаемая ниже методика, при всей ограниченности ее возможностей, способна помочь в устранении определенных видов и объемов повреждений, не нанося при этом урона эстетическим достоинствам экспоната.

ОЧИСТКА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Как уже отмечалось, свободная от защитной обработки гипсовая поверхность отличается повышенной чувствительностью к механическим воздействиям, к тому же, будучи гигроскопичной, не допускает обильного увлажнения. Следовательно, полностью исключаются обычные влажные способы очистки с применением трения. Допустимо лишь осторожное сметание пыли мягкой сухой беличьей кистью и обдувание грушей. Очистка идет эффективнее при использовании сухого крахмала, которым предварительно посыпается поверхность. Отдельные пятна (жировые, плесневые и т.п.) удается удалить или обесцветить локальным компрессом (ацетон, бензин, пергидроль и др.).

Наилучшие результаты при удалении устойчивых загрязнений дает пленочный способ очистки. На поверхность медальона наносится крутозаваренный 10%-ный крахмальный клейстер; после двукратного нанесения (с интервалом 10-15 мин.) поверхность укрывается слоем разрыхленой ваты. После сушки в комнатных условиях в течение 10-15 часов пленка приобретает эластичность и легко отделяется, увлекая за собой загрязнения (ил. 1). Обычно этого достаточно для полной очистки поверхности, в противном случае обработку повторяют. Единственный возможный побочный эффект такой очистки - вынесение на поверхность в результате смачивания клейстером окрашенных примесей (в том числе от защитных наклеек с оборота). Но это легко поправимо - после обработки компрессом с пергидролем (1-3 часа) пятна бесследно исчезают.

Ил. 1. Ф.П.Толстой. Битва при Лейпциге (АОМИИ) Очистка от загрязнений с помощью крахмальной плёнки

СКЛЕЙКА ФРАГМЕНТОВ

Каждому практику известно, что любой клеевой шов имеет толщину, препятствующую полному сведению воедино склеиваемых частей в той мере, как это удается до нанесения клея. В данном случае такой шов неприемлем вдвойне, ибо он способен исказить миниатюрные детали изображения, а также повлечь за собой необходимость в мастиковке зазоров, тонировке и т.п. И столь значительное реставрационное вмешательство создавало бы почти неразрешимые трудности в его маскировке. Поэтому при сквозном раскалывании медальона самое разумное вовсе отказаться от традиционной склейки по кромкам разлома, прибегнув к иному способу - дублированию сведенных без клея частей (с временной фиксацией резиновой стяжкой, липкой лентой и т.п.) на жесткую основу - оргстекло, текстолит. Перед совмещением отбитых фрагментов необходимо тщательно удалить мельчайшие частицы отслоившегося гипса, что позволит наилучшим образом соединить части, а следовательно, добиться минимальной (волосяной) толщины швов, а порой и полной их неразличимости (ил. 2). Вырезанную по форме дублировочную основу огрубляют крупнозернистой шкуркой и вместе с тыльной стороной медальона (предварительно освобожденной от всех наклеек) проклеивают 3-5%-ным раствором одного из обратимых клеев: БМК-5, ПВМА, ПВАД и др. После непродолжительного выдерживания (10-15 мин.) проводят окончательную склейку тем же, но менее разбавленным (25-30%-ным) клеем. При зазоре между склеиваемыми плоскостями клей желательно загустить введением 15-20%-ного наполнителя (например, ПММА или стеклянной микросферы).

Ил. 2. Ф.П.Толстой. Битва при Лейпциге. До реставрации.

При небольшом числе сквозных трещин можно отказаться от дублирования, ограничившись стяжкой по периметру медальона лентой тонкой плотной ткани, проклеенной одним из указанных выше клеев. Перед этой операцией боковые грани рельефа временно освобождаются от бумажных или коленкоровых обклеек (сохраняя их в целости), а также удаляют стекло. По завершении стяжки подлинные окантовочные материалы наклеивают заново, обветшавшие дополняют либо заменяют новыми, обеспечивая при этом гарантию полной герметичности рельефа.

И все же полностью исключить традиционный способ склейки не удается, например, при скалывании лицевых деталей рельефа или профилированной рамки. Приспосабливаясь к условиям, исключающим шов, клей сильно разбавляют растворителем и фиксируют фрагменты точечным нанесением. Важно сохранить подвижность клея, не допуская образования пленки, а для этого гипс в месте склейки смачивают растворителем.

МАСТИКОВКА

Небольшие швы и сколы на белых участках рельефа восстанавливаются левкасом (ПВС+мел), материалом более мягким, чем гипс, а потому более податливым для механической отделки инструментом, и безопасным для сопредельных участков поверхности. При недостаточной белизне левкаса в него можно добавить немного белой гуаши.

ВОСПОЛНЕНИЯ

При восстановлении сильно поврежденных гипсовых рамок, окружающих рельеф, иногда целесообразно заменять участки, разбитые на мелкие осколки, с возможными утратами и сколами, на цельноотлитые вставки, снятые по форме с неповрежденного участка (разумеется, при отсутствии на них надписей). Такое, на первый взгляд, явное отступление от методической нормы, обязывающей сохранить все подлинные фрагменты, в данном частном случае представляется оправданным, поскольку касается сугубо второстепенного элемента, притом простейшего по форме. Очевидный же выигрыш состоит в максимальном сохранении экспозиционной ценности произведения.

Что же касается повреждений самого рельефа, то сколько-нибудь значительные утраты полноценному восполнению не поддаются. Когда же утрата незначительна и восполнение возможно, обычный способ дополнения и моделировки непосредственно по месту утраты неприемлем - слишком велик риск повредить соседние участки поверхности. Более надежен способ подстановки предварительно отдельно отлитой детали (по фрагментарной форме, снятой с аналогичного рельефа) с подгонкой и подклейкой на место.

ФОРМОВКА

Не менее ответственно проведение формовочных работ, так как они сопряжены с опасностью нанесения ущерба привлекаемым для аналогии образцам. Главная причина - в повышенной уязвимости незащищенной поверхности гипса, исключающей применение разделительных смазок. Кроме того, почти все опробованные формовочные массы, включая силиконовые (сиэласт, виксинт и др.), оказались непригодными из-за двух подстерегающих реставратора опасностей.

Во-первых, это вероятность прилипания формы на отдельных участках, а в результате отделение мелких деталей вместе с формой. (Кратковременное увлажнение поверхности из пульверизатора непосредственно перед нанесением формовочной массы частично устраняет эту опасность.)

Во-вторых, возможное замасливание фона жидкими компонентами силиконовой массы, никак не проявляющее себя на белых участках рельефа, но чреватое появлением темных разводов на цветном фоне.

Естественным вполне безопасным формовочным материалом оказался стомальгин-73 (применяемый в зубоврачебной практике), который образует с водой желеобразную, лишенную клейкости массу. Неизбежное при формовке стомальгином кратковременное увлажнение поверхности рельефа, как правило, ему не вредит. В случае же вынесения на поверхность окрашенных примесей их нетрудно обесцветить пергидролем (см. выше). Из-за нестойкости стомальгиновой формы, склонной деформироваться по мере высыхания, следует сразу же по ее получении изготовить гипсовый слепок - в качестве будущего восполнения или его модели. (Продлить жизнь формы можно, погрузив ее в воду на время хранения.) Для самых мелких и простых по форме дополнений можно воспользоваться и пластилином, изолируя его от прилипания порошком мела (но не тальком, как обычно, так как последний способен оставить на поверхности лоснящийся след).

ТОНИРОВКА

Белые части рельефа в пределах дополнений, мастиковок или невыводимых мелких пятен можно тонировать белой гуашью. Ее белизна и матовость обычно совпадают с соответствующими характеристиками рельефа. Гуашь, сильно разбавленную водой, наносят тонкой колонковой кистью "ретушерской техникой" - мелкими касаниями, ни в коем случае не допуская наслоения краски. Прежде чем оценить верность полученного тона, следует просушивать нанесенный слой с помощью электровентилятора или лампы.

Несравнимо сложнее тонировка в пределах окрашенного фона, где самая тонкая ретушь оказывается заметной не только из-за цветовых или тональных отличий, но главным образом из-за различия фактуры, резко выявляющегося при изменении угла освещения. Опробование для цветной тонировки различных красок выявило явное преимущество восковых красителей, получаемых растворением в бензине порошка восковой пастели с добавлением обычной пастели для уменьшения глянца. Краска наносится указанным выше способом с растушевкой бензином во избежание рельефности мазков. Совсем мелкие щербинки и сколы порой удается заполнить и замаскировать этой же красочной массой, но более густой. При этом пользуются острием разогретого шпателя.

В заключение можно привести запасной вариант восстановления - на самый крайний, аварийный случай: сплошная тонировка всего фона. Такую вынужденную меру можно счесть допустимой лишь при самых серьезных повреждениях, не устранимых другими средствами. Это - грубые следы старой реставрации, многочисленные швы, потертости, царапины, обилие невыводимых пятен, ореолов и т.п., начисто лишающие экспонат экспозиционных качеств. Тонировку проводят аэрографом, равномерно, малыми порциями (с интервалами для просушки и корректировки получаемого тона), пользуясь жидкоразведенной белой гуашью, подцвеченной акварелью под цвет сохранившегося неповрежденным фона.

Главная сложность такого восстановления состоит в чрезвычайной трудоемкости подготовительной стадии работы по устройству трафарета для временного укрытия белых частей рельефа от напыляемой краски. По этой причине не представляется возможным восстановление фона медальонов с сильно усложненным ажурным абрисом (лошади с гривами, надписи и т.д.). Но и для более простых по силуэту рельефов изготовление трафарета требует необычайно кропотливой длительной работы. Вначале из алюминиевой фольги вырезается "выкройка", примерно соответствующая силуэту рельефа, но несколько меньшего размера. Затем готовят пограничную с фоном кромку, выкладывая ее из пластилиновых полосок, и, перекрывая ими край фольги, формируют

внешние контуры рельефа деревянной стекой (со стороны фона). Главная сложность состоит в соблюдении точного соответствия трафарета мельчайшим изгибам очертаний рельефного силуэта (ил. 3). Внутренние "островки" фона при удачном подборе общего тонировочного покрытия могут остаться без тонировки - в противном случае пришлось бы для них делать новый трафарет, что вряд ли целесообразно.

Ил. 3. Экспериментальный образец медальона. Подготовка рельефа к сплошной тонировке фона аэрографом. Рельеф и рамка укрыты трафаретом из пластилина и фольги.

Приведенная комплексная методика далеко не исчерпывает всех проблем, возникающих в ходе реставрации гипсовых медальонов Ф.Толстого. Она лишь суммирует первые итоги экспериментальных работ, полученные на вспомогательном материале и воплощенные в реставрации весьма ограниченного числа экспонатов, поступивших в ВХНРЦ за последние годы. В практическом апробировании этих методических разработок помимо автора участвовали сотрудники скульптурного и прикладного отделов ВХНРЦ -Ю.А. Любченко, В.И. Черемхин, Л.Н. Андреева, И.Б. Сивова.

___________

1. Кузнецова Э. В. Ф.П.Толстой. - М.: Искусство, 1977. - С. 75, 223.

2. Там же. - С. 52.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.