ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ АКРИЛОВОГО ПОЛИМЕРА А-45К НА ДУБЛИРОВОЧНУЮ ТКАНЬ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Семечкина Е.В.

Акриловый полимер А-45К (ТУ-6-01-2-661-83), введенный в отечественную реставрационную практику как первый синтетический клей для дублирования ветхих тканей реставраторами Литовского реставрационного центра им. П.Гудинаса в начале 70-х годов, представляет собой 35%-ный раствор сополимера винилацетата, бутилакрилата и акриловой кислоты в этилацетата1.

Для дублирования обычно используются рабочие растворы, содержащие от 6 до 10% смолы в ацетоне, этилацетате или их смеси. Выбор концентрации зависит в основном от толщины дублируемой ткани. В зависимости от выбора растворителя или соотношения растворителей в их смеси напыление получается или в виде сухого "инея", или в виде мельчайших капель, что придает липкость поверхности дублировочной ткани и позволяет фиксировать разрушенные фрагменты и отстающие нити при их укладывании на дублировочную ткань.

Основной способ нанесения клея на дублировочную ткань, предложенный литовскими авторами, - это распыление 6%-ного раствора акрилацетата в ацетоне при помощи всевозможных доступных бытовых распылителей, начиная от фреоновых баллончиков и кончая пылесосом. Распыление проводят на расстоянии приблизительно 0,5 м от поверхности дублировочной ткани, натянутой на раму. Поскольку применяемые легколетучие органические растворители опасны для здоровья, предполагается бесспорное наличие у работающих специального помещения с вытяжным устройством, что, к сожалению, до сих пор имеется далеко не у каждого реставратора. Как показал опыт, можно избежать распыления вредных растворителей в рабочем помещении и рекомендовать более безвредные способы нанесения клея на дублировочную ткань, получившие общее название "пленочных", так как для нанесения дублировочногоклея применяются различные вспомогательные пленки. (Методы 2 и 3 впервые введены в реставрационную практику в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря.)

1. Первый подобный метод нанесения клея был также предложен литовскими авторами и заключается в нанесении тонкого слоя раствора акрилата на силиконовую пленку, с которой после высыхания его легко перенести на дублировочную ткань посредством термофиксации. Этот метод удобен при дублировании небольших фрагментов плотного текстиля, когда блеск становится незаметным благодаря толщине ткани и когда требуется повышенная адгезия. Под места перфорации клей или не наносят, или его удаляют после дублирования.

2. Вторая разновидность "пленочного" метода - это использование в качестве подложки идеально натянутой на гладкую поверхность полиэтиленовой пленки. Дублировочную ткань кладут на полиэтиленовую пленку и на нее кистью наносят раствор клея. После высыхания дублировочную ткань снимают, при этом на ее внутренней стороне образуется пленка клея. Этот способ удобен тем, что позволяет наносить клей на дублировочную ткань больших размеров, причем, используя подведение под полиэтиленовую пленку калькограммы, снятой с подлинника, можно избежать нежелательного нанесения блестящей пленки клея под места перфораций. К недостатку способа относится небольшое потемнение дублировочной ткани после нанесения клея. Учитывая это при тонировании дублировочной ткани, приходится красить ее в более светлый тон.

Данный способ подготовки дублировочных тканей хорошо зарекомендовал себя (как наиболее быстрый) при реставрации плотных шелковых тканей больших размеров, например подкладок.

3. Третий способ наиболее удобен в тех случаях, когда необходимо, чтобы нанесенный на дублировочную ткань клей был практически незаметен: недопустима ни блестящая пленка, ни белесый иней, ни мелкие капельки и т.п. В этих случаях для нанесения клея на дублировочную ткань мы применяли фторопластовую подложку, которую готовили сами. Для этого использовали подрамникис натянутыми на них тканями полотняного переплетения или различной зернистости (от тонких батистов до грубых холстов и канвы), пропитанные раствором фторопласта холодного отверждения. (Это позволяет при нанесении клея предохранить дублироаочную ткань от приклеивания к фторопластовой подложке.) Раствор акрилата наносили кистью на дублировочную ткань в один слой. После высыхания дублировочную ткань снимали, причем клей распределялсяна ее внутренней поверхности равномерно, но не сплошной пленкой, а концентрировался в зависимости от зернистости подложки в многочисленных точках, приближаясь по упорядоченности к известному "точечному" методу нанесения клея. Покрытие получалось без блеска.

Поскольку этот способ нанесения клея близок по результатам к универсальному способу распыления, нам казалось интересным сравнить свойства клеевых соединений тканей, полученных с помощью данных методов.

Для количественных характеристик клеевых соединений определяли величину жесткости при изгибе и адгезию на склеенных образцахплотного шелкового газа (газ шифон арт. 15001). Для растворения использовали смесь ацетона и этилацетата в соотношении 1:1 (по объему). Б качестве фторопластовой подложки использовали хлопчатобумажный батист (арт. 1503), пропитанный растворомфторопласта 32ЛН (ОСТ 6-05-432-88). Распыление производили из ручного опрыскивателя (ОП-3-0,25, ГОСТ 22999-81 ОР-0.25).

а) Жесткость определяли по консольному методу на приборе ПТ-2 (ГОСТ 10550-75) (табл. 1).

б) Величину адгезии (табл. 2) определяли на разрывной машине (Instron 1122, производство Англии) по методу определения прочности сдвоенных тканей (ГОСТ 8976-78). Расчет проводили

по средним значениям нагрузок. На каждом образце по длине через 1 см снимали показатели величины расслаивания, для пяти полосок подсчитывали среднюю величину нагрузки в граммах.

Таблица 1. Жесткость на изгиб

Название клея (метод нанесения) Прочность при изгибе (МкН•см2) при рабочей концентрации клея
2% 3% 4% 6%
Мучной (кисть) - 19528 - -
А-45К (распыление, кисть) 1094 - 1394 1720
А-45К (фторопластовая подложка) 1250 - 3816 5018

Таблица 2. Адгезия

Название клея (метод нанесения) Адгезия (Гс/см) при рабочей концентрации клея
2% 3% 4% 6%
Мучной (кисть) - 20,2 - -
А-45К (распыление) 1,9 - 25,4 78,5
А-45К (кисть, фторопластовая подложка) 11,1 - 158 187,3

Из приведенных в таблицах данных следует, что величина жесткости склеенных образцов при применении фторопластовой подложки увеличивается примерно в 3 раза по сравнению с жесткостью образцов, на которые нанесен клей методом распыления. Это объясняется тем, что в первом случае дублировочная ткань насквозь пропитывается раствором акрилата. Однако важно заметить, что при этом жесткость остается в несколько раз ниже жесткости образцов, дублированных 3%-ным мучным клеем. Величина же адгезии при этом возрастает более чем в 5 раз и является достаточной для дублирования тонких тканей уже раствором акрилата концентрации 4%.

Использование фторопластовой подложки позволяет наносить клей без блеска, снизить рабочие концентрации раствора акрилата А-45К от значений 6-10% до 4-6%, причем при явном увеличении величины адгезии клеевого соединения. Этот способ нанесения клея особенно целесообразен при использовании в качестве дублировочного материала тонкого газа (газ театральный, арт. 1510), так как при хорошей адгезии на газе практически отсутствуют следы клея, что особенно важно при работе с темными тканями.

Владение реставраторами разнообразными методами нанесения клея на дублировочную ткань позволяет наиболее эффективно применять синтетический клей А-45К для дублирования ветхих тканей.

Практическое применение "пленочных" методов позволяет снизить рабочие концентрации растворов акрилата, избежать распыления органических растворителей в помещении, ускоряет время нанесения клея на ткань и упрощает этот процесс в условиях нестационара.

_________

1. См.: Материалы ИКОМ. - Оттава. 1981.

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.