ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ ОКРАШИВАНИЯ ТКАНЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СВЕТОСТОЙКОСТИ КРАСИТЕЛЕЙ

Семечкина Е.В.

Как показывает практика, окрашивание вспомогательных тканей и пряжи является одной из наиболее трудоемких и ответственных стадий в реставрации текстиля. Иногда для вновь вводимых реставрационных тканей достаточно получить нейтральный условный цвет по отношению к подлиннику, но гораздо чаще реставратору нужно добиться сложного цвета, максимально приближенного к цвету подлинной ткани, и не нарушающего целостности зрительного восприятия памятника.

Для безошибочного выбора методики окрашивания тканей реставратор должен иметь широкую цветовую гамму выкрасок натуральных тканей, причем выполненных красителями различных классов. Различных, поскольку нет какого-либо одного класса, который бы полностью удовлетворял всем требованиям, предъявляемым к красителям для тонирования реставрационных тканей, а именно:

- давал выкраски достаточно полной цветовой гаммы,

- обладал высокими прочностными свойствами,

- окрашивал натуральные волокна всех видов,

- был несложен в применении.

Такой же важной характеристикой, как цвет, является и светостойкость выкраски. Светостойкость - это устойчивость волокон к действию света и светопогоды, характеристика, определяющая наряду с другими свойствами продолжительность жизни текстильных материалов1. Светостойкость определяется по ГОСТ2 методом облучения солнечными лучами или искусственно, на приборах типа ксенотест, и измеряется, с применением международных стандартов, по 8-балльной системе; при этом 1 баллу соответствует очень низкая светостойкость, а 8 баллам - выдающаяся. Светостойкими считаются выкраски, превосходящие 4 балла.

Светостойкость синтетических красителей (в интенсивности стандартного тона) для всех окрашиваемых типов волокон можно определить по промышленным каталогам3. Однако на практике реставраторы чаще пользуются смесями нескольких красителей. При этом мы учитываем, что светостойкость такой выкраски будет на 1-1,5 балла меньше, чем наименьшая у красителей, составляющих смесь, а также химическую совместимость красителей.

О природных красителях бытует мнение как о светостойких, несмотря на то что сами реставраторы могут наблюдать высокую степень выцветания древних тканей, определяемую, например, при снятии подкладки и сравнивании цвета ткани на лицевой и изнаночной сторонах. К бесспорно светостойким красителям древности относятся всего несколько красителей: пурпур, марена, резеда. Большинство же природных красителей (например, индиго, кошениль) обладают средней светостойкостью, а "деревянные краски", получаемые из красильных тропических деревьев (сандалы), и красители из трав и цветов (сафлор, шафран), не закрепляющиеся на волокне, обладают крайне низкой светостойкостью.

Для выбора способов окрашивания реставрационных тканей нами были опробованы следующие классы красителей: кислотные металлсодержащие, искусственный индиго, кубозоли, прямые светопрочные, естественные органические. Естественно, нами не рассматривались красители, известные как фотосенсибилизаторы деструкции окрашенных тканей. Для определения светопрочности полученных выкрасок проводились испытания на светостойкость более чем 650 окрашенных образцов шерсти, шелка и хлопка с использованием инсоляции естественным солнечным светом через стекло по ГОСТ 9733-61. Полученные результаты оформлялись в таблицы, содержащие образцы окрашенных тканей, условия крашения и значения светостойкости.

Наибольший интерес представляли отсутствующие в справочниках выкраски сложных тонов, полученные при крашении природными красителями по протравам, а также смесями синтетических красителей.

Оценкаполученныхрезультатов

1. Светостойкость тканей, окрашенных кислотными металлсодержащими красителями (типа вофолановых), составляет 6-7 баллов; окрашенных их смесями - 5-6 баллов.

2. Светостойкость тканей, окрашенных кубозолями, составляет 5-6 баллов, а их смесями - от 4 до 5 баллов.

3. Светостойкость тканей, окрашенных прямыми светопрочными красителями, составляет 4-5 баллов, а окрашенных их смесями - от 3 до 4 баллов.

4. Светостойкость тканей, окрашенных синтетическим индиго, в зависимости от концентрации красителя и вида волокна, меняется от 1 до 4 баллов (табл. 1).

5. Светостойкость шелковых тканей, окрашенных синтетическим индиго (3%) с последующей окраской растительными красителями и закреплением металлическими солями, составляет 1—4 балла (табл. 2).

6. Светостойкость шелковых тканей, окрашенных перуанской или армянской кошенилью, изменяется от 3 до 6 баллов. Наибольшей светостойкостью обладают выкраски по олову (Sn2+), которые являются традиционной протравой для кошенили (табл.3).

7. Светостойкость тканей, окрашенных органическими красителями растительного происхождения с закреплением солями металлов, составляет 2-6 баллов (табл. 4, 5, 6).

К сожалению, для полученных результатов окрашивания природными органическими красителями не удалось вывести каких-либо общих закономерностей, однако некоторые обобщения стали возможны.

Например, для красителей, извлекаемых из корней растений, характерна высокая светостойкость по солям меди (Cu2+), олова (Sn2+), хрома (Cr3+, Cr6+) и железа (Fe2+, Fe3+). Для красителей, извлекаемых из наземной (травянистой) части растений, -высокая светостойкость по солям железа (Fe2+, Fe3+), меди (Cu2+), низкая - по солям олова (Sn2+): извлекаемых из коры,-высокая - по солям меди (Cu2+) и хрома (Cr3+), низкая - по солям олова (Sn2+).

Из всех проверенных растительных красителей наибольшей светостойкостью обладают корка граната, корень марены, багульник, ольховые соплодия, скорлупа грецкого ореха.

Заключение

Достоинством полученных результатов является их практическая ценность, поскольку, пользуясь данными по светостойкости и альбомом выкрасок, реставратор легко может выбрать из образцов, близких по цвету, наиболее подходящий по светостойкости способ окрашивания ткани.

1. Вопросам светостойкости посвящена обширная литература, в частности, такие издания последних лет, как: Колонтаров И. Я. Устойчивость окрасок текстильных материалов к физико-химическим воздействиям. - М.: Легпромбытиздат, 1985; Кричевский Г. Е.,Гомбкёте Я. Светостойкость окрашиваемых текстильных изделий. - М.: Легкая индустрия, 1976; Химия синтетических красителей. -Т.1У/ Под ред. К.Венкатарамана. - Л.: Химия, Ленингр. отд., 1975.

2. В СССР приняты стандарты ГОСТ 9733-61, ГОСТ 10761-64 и ГОСТ 10793-64 для определения светостойкости окрашенных тканей, составленные по рекомендации Международной организации по стандартизации ИСО.

3. См., например: Кислотные красители: Проспект-каталог/ Отд. НИИТЭХИМ. - Черкассы: НИИОПиК. 1975; Прямые красители: Каталог/ Минхимпром, В/о "Союзанилпром"; Кубозоли в крашении и печати: Проспект-каталог/ Отд. НИИТЭХШ. - Черкассы: НИИОПиК, 1974; Вофоланы: Проспект-каталог. - Батдерфельф (ГДР); Осталаны: Проспект-каталог. - Хемапол (ЧСФР).

Таблица 1. Светостойкость тканей, окрашенных синтетическим индиго.



Концентрация красителя, % от массы ткани Светостойкость, балл
хлопок шелк
1 1 1
3 2 3-4
5 3 4

Таблица 2. Светостойкость (в баллах) шелковых тканей, окрашенных синтетическим индиго (3%) с последующей окраской растительными красителями и закреплением солями металлов



Соль и катион металла Растительный краситель
марена дуб крушина
Без протравы 1 3 2
Алюмокалиевые квасцы(Al3+) 3 3 3
Медный купорос (Cu2+) 3-4 3 3
Цинковый купорос (Zn2+) 4 3 3
Хромокалиевые квасцы (Cr3+) 4 3 3
Бихромат калия (Cr6+) 4 3 3
Хлорид олова (Sn2+) 1 1 1
Железный купорос (Fe2+) 1 1 2
Железоаммониевые квасцы (Fe3+) 1 1 4

Таблица 3. Светостойкость (в баллах) шелковых тканей, окрашенных перуанской и армянской кошенилью с закреплением окраски солями металлов



Соль и катион металла Краситель
перуанская кошениль армянская кошениль
Без протравы 3-4 3
Алюмокалиевые квасцы (Al3+) 5 3
Медный купорос (Cu2+) 5 5
Цинковый купорос (Zn2+) 3 3
Бихромат калия (Cr6+) 5 3
Хлорид олова (Sn2+) 6 5
Железный купорос (Fe2+) 4 4

Таблица 4. Светостойкость (в баллах) шерстяных тканей, окрашенных растительными красителями с закреплением окраски солями металлов



Соль и катион металла Краситель
марена (корень) дуб (кора) ольха (соплодия) пижма багульник крушина (кора) ромашка скорлупа грецкого ореха корка граната крапива хвощ
Без протравы 4 4 4 4 4 4 3 4 5 3 4
Алюмокалиевые квасцы(Al3+) 4 4 4 3 5 4 3 4 5 3 3
Медный купорос (Cu2+) 5   5 4 4   5 5 6 4 4
Цинковый купорос (Zn2+) 4 4 4 4 4 4 3 4 4 3 3
Хромокалиевые квасцы (Cr3+) 5 4 5 4 6 4 4 5 4 4 4
Бихромат калия (Cr6+) 6 4 4 3 4 4 4 5 6 4 4
Хлорид олова (Sn2+) 5 1-4 4 4 2 2 3 4 4 2 2
Железный купорос (Fe2+) 5 5 5 5 4 3 4 5 5 4 4
Железоаммониевые квасцы (Fe3+) 6 4 5 5 4 2 4 4 5 4 4

Таблица 5. Светостойкость (в баллах) шелковых тканей, окрашенных растительными красителями с закреплением окраски солями металлов



Соль и катион металла Краситель
марена (корень) дуб (кора) ольха (соплодия) пижма багульник крушина (кора) ромашка скорлупа грецкого ореха корка граната крапива хвощ
Без протравы 3 4 4 4 4 3 4 4 5 3 4
Алюмокалиеьые квасцы (Al3+) 4 4 4 3 5 3 3 4 5 4 3
Медный купорос (Cu2+) 5 5 5 4 5 5 4 4 6 5 4
Цинковый купорос (Zn2+) 4 4 4 3 4 4 3 4 4 4 3
Хромокалиевые квасцы (Cr3+) 5 4 5 4 6 4 4 4 4 4 4
Бихромат калия (Cr6+) 6 3 4 3 4 4 4 4 6 4 4
Хлорид олова (Sn2+) 5 1-4 3 4 2 2 3 3 4 4 2
Железный купорос (Fe2+) 5 3 4 5 4 2 3 4 5 5 3
Железоаммониевые квасцы(Fe3+) 6 3 5 5 4 3 4 3 5 4 3

Таблица 6. Светостойкость (в баллах) хлопковых тканей, окрашенных растительными красителями с закреплением окраски солями металлов



Соль и катион металла Краситель
марена (корень) дуб (кора) ольха (соплодия) пижма багульник крушина (кора) ромашка скорлупа грецкого ореха корка граната крапива хвощ
Без протравы 2 3 4 4 3 3 4 4 5 3 4
Алюмокалиевые квасцы(Al3+) 3 3 4 3 4 3 3 4 4 4 3
Медный купорос (Cu2+) 4 4 5 4 5 4 4 4 6 5 4
Цинковый купорос (Zn2+) 3 3 4 3 5 3 3 4 3 4 3
Хромокалиевые квасцы (Cr3+) 4 3 5 4 6 3 4 4 4 4 4
Бихромат калия (Cr6+) 4 3 4 3 4 3 4 4 5 4 4
Хлорид олова (Sn2+) 3 3 3 4 3 2 3 4 3 3 2
Железный купорос (Fe2+) 3 4 4 5 4 3 3 4 4 4 3
Железоаммониевые квасцы(Fe3+) 3 4 3 5 3 3 4 2 4 4 3
Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.