ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

ИЗ ИСТОРИИ ОТДЕЛА РЕСТАВРАЦИИ СКУЛЬПТУРЫ ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ

Банковский Н.Н.

Произведения искусства подвержены разрушительному воздействию времени и требуют активного вмешательства для их сохранения, и естественно, что реставрация имеет столь же длительную историю, как и само творчество. Восстановление памятников всегда осуществлялось руками самих художников или мастерами-исполнителями, владеющими техникой работы. Методы и характер подобных работ были очень различны и зависели от задач, умения и вкуса исполнителя. Только в XX веке складываются научные принципы реставрации и она становится самостоятельной отраслью. Однако развитие научной реставрации протекало неравномерно, и успехи ее, в частности, в области скульптуры не были обнадеживающими. В архитектуре и живописи сложились достаточно четкие принципы, строгие правила. Реставрация скульптуры еще долгое время оставалось в руках людей, занимавшихся ею от случая к случаю. Обычно это были ремонтные работы, которые выполняли скульпторы, а чаще мастера-резчики и мраморщики, форматоры и лепщики. Естественно, что вероятность ошибок и искажений у них была неизмеримо выше, чем при профессиональной реставрации.

Тридцать лет назад в ВХНРЦ (в те годы ГЦХРМ) им. И.Э.Грабаря был создан отдел реставрации скульптуры, который стал первым начинанием в этой области. Поводом послужило возвращение в музеи западных областей произведений скульптуры, вывезенных в годы оккупации в Германию. Вместе с тем появилась возможность удовлетворить потребность наших музеев в реставрации коллекцийскульптуры. Однако отдел был создан не сразу. В 1958 году организовали отдельную группу, занимавшуюся реставрацией деревянной скульптуры, где первыми специалистами-резчиками были В.К.Филимонов и А.П.Егоров. С 1960 года формируется отдел, который возглавил Р.А.Попов, его бессменный руководитель в течение всех 30 лет. Тогда же были поставлены четкие организационные задачи реставрации, консервации и хранения скульптуры в музеях Российской Федерации. Первыми сотрудниками отдела были скульпторы и мастера, имеющие опыт работы со скульптурными материалами, - знание техники и технологии работы необходимы реставратору. Сразу же в отдел начали поступать требующие реставрации произведения деревянной скульптуры и резьбы не только из многих музеев, но и из подвергшихся во время войны разорению районов.

Русская деревянная скульптура и резьба в большинстве своем полихромна, цвет в ней играет важную роль, и наиболее частыми повреждениями в скульптуре являются именно утраты или искажения красочного слоя. Поэтому работа реставраторов не может быть успешной без знания техники и технологии иконописи. На помощь пришли реставраторы отдела темперной живописи. В отделе начал работать О.Н.Трофимов, прошедший хорошую школу реставрации иконописи. Освоение техники резьбы и росписи и стало основой для развития реставрации деревянной полихромной рельефной и объемной скульптуры.

Появились первые успехи, спасенные от разрушения уникальные памятники русской пластики обратили на себя внимание. Результатом стала выставка деревянной полихромной скульптуры и резьбы, открытая в 1964 году в выставочной зале Союза художников СССР, позже показанная в Ленинграде. В те годы искусство народнойдеревянной пластики мало освещалось в специальной литературе или совсем замалчивалось. Выставка привлекла к нему большое внимание, имела широкий отклик в печати. И это закономерно.

Важную роль в организации отдела реставрации скульптуры, его работе, пропаганде достижений принадлежала заслуженному деятелюискусств РСФСР Николаю Николаевичу Померанцеву (1891-1987). Многие годы он посвятил изучению деревянной пластики, появлялись его публикации об отдельных произведениях и общих особенностях развития русской резьбы, в которых Померанцев стремилсяобратить внимание на своеобразие этого вида искусства, его историю и широкое распространение в России. Участие в экспедициях по охране и учету памятников искусства, организованных И.Э.Грабарем в первые годы после революции, помогли ему достаточно широко узнать русское искусство многих отдельных районов обширной территории нашей страны.

Созданный отдел стал центром по учету и реставрации деревянной скульптуры. В этой деятельности воплотилось стремление Н.Н.Померанцева спасти русскую народную пластику и помочь понять ее значение как особого вида творчества. Несмотря на преклонный возраст, он активно участвовал в экспедициях 60-70-х годов по спасению памятников русской культуры, исследовал забытые, заброшенные церкви Севера, пополняя фонды краеведческих музееввновь найденными произведениями. Николай Николаевич привлекалвнимание местных руководителей к многочисленным памятникам, не замечаемым привычным взглядом старожилов. Главным для него было спасение гибнущих памятников, однако конкретные задачи методологии реставрации оставались как бы вне его интересов. Померанцев стремился ввести в научный обиход как можно больше произведений и поэтому, когда встречались значительные разрушения, свободно допускал существенные реконструкции. Ему необходимо было убедить художественную общественность, музейных работников в значимости этих произведений. Излишний максимализм, допускаемый Померанцевым в реставрации, может быть оправдан только желанием активнее, быстрее воздействовать на происходящие процессы.

Подобные взгляды, впрочем, были присущи не только Померанцеву - человеку увлеченному, но и многим "заказчикам высокого ранга", когда от реставратора требовалось всего лишь привести произведение в экспозиционный вид. Не всегда избегали подобногоискушения и сами реставраторы. Впрочем, их понять можно - это своего рода "детская болезнь" реставрации, когда человек может достаточно точно воссоздать реставрируемую вещь, у него всегда появляется соблазн ее доделать, воспроизвести полностью. Нужна высокая культура или школа воспитания в среде опытных реставраторов, чтобы избежать, преодолеть этот соблазн. Молодой отдел реставрации скульптуры переживал сложный период. Еще не было достаточных знаний, опыт также был небольшой, а надо было выдержать испытание успехом, который имела выставка. Велико было и влияние авторитета Померанцева, поэтому теневые стороны не могли быть изжиты быстро. Нужны были годы приобретения опыта, чтобы сознание реставраторов менялось и вырабатывались новые принципы реставрационной этики.

В отделе постепенно набрал силу процесс поисков наиболее удобных, безопасных для произведений и реставраторов средств, материалов для работы. Так, в результате опытов вошел в практику поливинилацетатный клей (ПВАД). Удобный в работе, он нашел широкое применение в реставрации. Самый удобный и точный способ восполнения утраченных повторяющихся фрагментов - формовка и отливка их в ином материале - для дерева подходит лишь в некоторых случаях. Возможность воспроизводить отдельные детали деревянной резьбы из поддающихся формовке материалов бывает очень редко и практически не используется при реставрации. Чаще реставратор воспроизводит в дереве незначительные фрагменты, восполнения же более существенных утрат - нежелательно. Восстановление цветовой гаммы, частей росписи также требует большой осторожности, умения избежать соблазна имитации авторской живописи. Многие из проведенных экспериментов не дали положительныхрезультатов, не всегда новые средства оказывались лучше применявшихся ранее. Поэтому зачастую работали над усовершенствованием уже известных приемов с использованием традиционныхматериалов. Это также был опыт, однако плохая информированность приводила к тому, что реставраторы повторяли и открытия, и ошибки прошлых лет. К тому же процессы поисков новых средств и методов проходили интуитивно, без достаточного научногообоснования.

Условия, в которых приходилось работать, исключали возможность информации между специалистами, в том числе и зарубежными, затрудняли общение с представителями смежных специальностей и использование в реставрации достижений вспомогательных дисциплин. Не было четкой взаимосвязи в работе между химиками отдела технологии и реставраторами деревянной скульптуры. Нужды реставраторов скульптуры не находили прямого отклика и конкретных решений в работе химиков. Результаты экспериментальной работы, проводимой в отделе технологии, обычно не могли быть использованы непосредственно в реставрации. Такая несогласованность была вызвана невозможностью предусмотреть ход эксперимента, а иногда нечеткостью сформулированных задачили непониманием самого характера и специфики работы. Но постепенно это положение преодолевалось. Были и совместные экспериментальные работы по проверке тех или иных материалов, внедрение в практику достижений. Трудность заключалась в том, что специфика дерева требует большей осторожности, далеко не каждый новый материал мог с ним органически сочетаться.

Научная работа в отделе также не всегда соответствовала конкретнымзадачам реставрации. Очевидно, не всегда можно требовать немедленной отдачи от проводимых исследований. Начатые разработкипроблем и методов атрибуции памятников деревянной скульптуры могли бы стать подспорьем в работе реставраторов, способствуя пониманию закономерностей развития пластики. Однако это хорошее начинание не получило своего завершения. Исследование отдельных произведений, прошедших реставрацию в отделе, помогает яснее понять своеобразие стилевых особенностей или общие черты деревянной скульптуры разного времени и места их создания. Установление исторических закономерностей развития деревяннойрезьбы может предостеречь от неверных попыток тех или иных вторжений или изменений характера памятника. Накопление знаний, систематизация опыта реставраторов дают определенный материал, в результате приходит более глубокое понимание задач реставрации, складываются правила, обязательные для всех.

Открытие новых методов реставрации было результатом как длительных поисков, так и прозрениями, открывающими новые возможности. Некоторые из них сохранились в памяти как красивые легенды. Таким было смелое до дерзости решение реставратора А.Егорова при реставрации креста Саввы Вишерского. Вдоль центральной части креста проходила широкая трещина, искажавшая рельефнуюфигурную композицию. Получив поддержку художественного совета и одобрение И.Э.Грабаря, Егоров распилил крест по трещине, выбрал внутреннюю часть и снова смонтировал крест, плотно соединив обе его половины. Этот нестандартный подход оказался самым верным, так как сохранял в неприкосновенности существующеерезное изображение. Была ликвидирована возможность повторного искажения. В этом конкретном случае другого, более безопасного и надежного способа не было. Если учитывать, что работа была проведена на раннем этапе деятельности отдела, эпизод этот приобретает еще большую значимость. Позднее такой прием был использован В.Филимоновым и В.Бараненковым также весьма успешно1.

Вместе с опытом появился больший пиетет перед произведением, самоуверенность сменяется тактом. Роль реставратора стала ограничиваться освобождением произведения от искажений, грубых доделок, спасением и консервацией сохранившихся фрагментов. Осторожное отношение к памятнику не дает ощущения чуда появления вновь рожденного произведения. Но освобождение его от загрязнений, поздних искажений, появление подлинного создания старых мастеров вызывают волнение и чувство дыхания прошлого, истории, воплощенной в художественном творении.

В 1965 году отдел получил новое, более просторное помещение - собор Сретенского монастыря. Появилась возможность расширения сферы его деятельности, тем более что многочисленные скульптурныепроизведения из разных пород камня, керамики и особенно гипса, требовали срочного вмешательства. Многие произведения, хранящиеся в музеях, находились на грани гибели. В созданную группу вошли А.С.Антонян и Ф.Ф.Лях. Собственный опыт и внимательное изучение немногочисленной литературы, в которой излагались некоторые практические рекомендации, были взяты на вооружение при работе с поступившими памятниками скульптуры. Однако своего опыта еще было недостаточно, а существующие рекомендации при проверке на практике оказывались далекимиот совершенства. Началась кропотливая экспериментальная работа. У применявшихся ранее методов был один распространенный недостаток. Реставрированные экспонаты были недолговечны. Они вскоре начинали разрушаться, и необходимо было повторное вмешательство реставраторов.

Перед сотрудниками отдела стояла задача усовершенствования методов. Необходимо было найти надежные способы, а не ограничиваться временными мерами. Начались поиски новых средств, отвечающих современным требованиям. Одним из таких средств стала доделочная масса на основе цианакриловых соединений. В основу ее был взят материал, выпускаемый нашей химической промышленностью. Материал легко входит в соединение с различными наполнителями, не дает усадки, принимает необходимый цвет, поддается формовке, устойчив к неблагоприятным воздействиямсреды, не боится влаги. Он стал незаменимым при реставрации различных светопроницаемых пород камня. Успеху предшествоваладолгая кропотливая работа, проверка разных композиций массы и количественных соотношений входящих в нее компонентов. Прошли года, время подтвердило расчеты реставраторов: материал оправдал себя. Неоднократно проводились сложные работы по восстановлению уникальных произведений и всегда им сопутствовал успех. (Эта разработка защищена авторским свидетельством2.).

Одной из проводимых работ по усовершенствованию способов реставрациистала очистка скульптуры из гипса от устойчивых многолетнихзагрязнений. Несмотря на длительную историю работы с гипсом, широкое его использование в скульптуре, способы его очистки не были безопасны для произведений. После проведения ряда опытов был найден безвредный способ, который намного повысил качество очистки. Хорошие результаты дает применение покрытия-компресса из крахмала, которое совершенно не опасно для произведений3. Разработанный А.Д.Тропивской, этот метод прошел серьезную проверку в отделе и в настоящее время широко используется и внедряется в практику многими реставраторами, работающими в музеях.

При реставрации скульптурных произведений из камня, керамики и т.д. реставратору приходится встречаться со значительно большимразнообразием видов повреждений, чем при работе с деревом. Из этого вытекает необходимость увеличенного числа экспериментов по разработке методов реставрации и подбору соответствующих материалов из числа выпускаемых нашей химической промышленностью. В результате были выбраны материалы, которые легче поддаются имитации, допускают большее разнообразие приемов работы, чем это было при традиционных способах реставрации.

Важное нововведение было применено в реставрации керамических изделий. Для реставрации керамики обычно применяли гипс, но он недолговечен, подвержен быстрому разрушению, а тонировки постепенно изменяются в цвете, темнеют; таким образом, через непродолжительное время требуется проведение повторной реставрации.

В начале 80-х годов в отделе была проведена большая работа по использованию новой безусадочной массы в художественной керамике. За основу была взята рецептура изготовления массы в строительстве, но специфика работы не позволила механически перенестирезультаты деятельности инженеров-строителей в реставрацию художественной майолики. При активном участии молодых реставраторов В.И.Черемхина и Ю.А.Любченко было проведено много экспериментов с целью создания новых доделочных масс для воссоздания утрат на произведениях из майолики (скульптурные рельефы). Многочисленные варианты в процессе создания безусадочной массы проверяли при обжиге в муфельных печах. Наконец был достигнут желаемый результат. Появилась возможность воспроизведения утраченных фрагментов путем формовки и воссоздания повторяющихся деталей.

Имитация поливы на майолике также воспроизводилась с использованием опыта применяемой в строительстве так называемой "холодной глазури". Однако и в этом случае потребовалась серьезнаяэкспериментальная работа по испытанию влагостойкости, имитирующих прозрачные и цветные поливы. За эту работу В.И.Черемхин получил авторское свидетельство. Таким новым способом были отреставрированы изразцовые рельефы XVII века из музея "Коломенское".

Диапазон проводимой работы, требующей поисков новых путей в реставрации или их усовершенствования, способствовали развитию коллективного метода работы: проверка и обсуждение каждого этапа реставрации, углубленное проникновение в технологию материалов. Это дает возможность исправлять не только ошибки старой реставрации, но и по возможности технологические ошибки, допускаемые самими авторами или мастерами при переводе в тот или иной материал. Соблюдение технологии в работе скульпторов играет важную роль для сохранности произведений, поэтому подобное вмешательство реставраторов предохраняет возможные разрушенияв будущем.

В настоящее время важную роль в деятельности отдела играет знакомство с опытом работы реставраторов ведущих музеев и мастерских нашей страны, а также информация, получаемая из печати о практике зарубежных коллег.

Отдел ведет большую работу по подготовке и обучению реставраторов для разных музеев. Стажирование в отделе стало постоянно действующей школой не только для музейных работников РоссийскойФедерации, но и многих музеев других республик.

Работа реставраторов требует осторожности и смелости, но смелость должна быть оправданной, а осторожность - разумной. Все большую роль начинает играть опыт не только ведущих реставраторов, но и всего коллектива. Так складывается система, методы реставрации, доступные всем и обязательные для всех. Эксперименты проводятся более целенаправленно. Интересные начинания находят поддержку у руководителя отдела Р.А.Попова и широко обсуждаются в коллективе. Проверка практикой - лучший критерий оценки того или иного нововведения.

И все же приходится признать, что еще многое в практической работе остается лишь достоянием самого реставратора и его ближайших сотрудников. Другими словами, не всякий опыт получает должное распространение. Бывают случаи, редко встречающиеся в практике, а они могут уйти, забыться. Необходимо уделять больше внимания методической работе, участию в конференциях и симпозиумах, практика позволяет делать интересные наблюдения, выводы.

Итого тридцатилетней деятельности отдела вызывают двоякое чувство - появился опыт, определенные успехи, но задачи, стоящие перед отделом, велики, и решение их потребует активности и усилия всех сотрудников. Поэтому в заключение хочется пожелать, чтобы большие цели вызвали и ответную энергию.

__________

1. Бараненков В. Ю. Один из методов устранения деформации деревянной скульптуры.//Реставрация и исследования темпернойживописи и деревянной скульптуры. - И., 1990.

С. 142-146.

2. Новый материал широко применялся при реставрации работ Ф.Шубина (ГТГ), Ж.-Э.Фальконе (ГШИ), декоративных ваз из

СГХМиР, "Останкино".

3. См. статью А.С.Антоняна "Из практики реставрации гипсовых рельефов Ф.Толстого", а также В.А.Евдокимовой "Реставрация и атрибуция гипсового бюста из музея-усадьбы "Архангельское".

Первоисточник: 
Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования: Сборник научных трудов. - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.