ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Современные исследователи склонны связывать истоки реставрации с древним обычаем, присущим всем народам мира — чинить обветшалые вещи. Действительно, реставрация в области техники и технологии производства работ базируется на поновительных способах и средствах, отобранных опытом и традицией. Но одна эта линия формирования реставрации не объясняет проблемы восстановления памятников в первоначальном виде. Однако именно идея восстановления предметов прошлого в том виде, в каком они вышли из рук своего создателя, лежит в истоках современной реставрации.

Интерес к восстановлению предметов материальной культуры прошлого в их первоначальном виде характерен для антиквариев, коллекционеров, собирателей раритетов и древностей. Научный интерес к процедурам восстановления целостной формы применительно к материальным остаткам древности в европейской культуре стал проявляться лишь в XIX в., гораздо позднее, чем к памятникам письменности. Этому способствовало формирование новой методологии познания в археологической науке того времени и превращение ее в историческую дисциплину. Тогда были предприняты первые попытки взглянуть на остатки прошлого как на объективные источники сведении о прошлом. В это же время реставрация, подобно археологическим раскопкам, входит в сферу археологии, как один из элементов исторического изучения материальной культуры прошлого. Только тогда процедуры восстановления памятников прошлого в их первоначальном виде приобретают форму научного метода.

В эпоху средневековья памятники не реставрировались в современном понимании этого слова. Ценностью для средневекового восприятия обладала не столько сама вещь в материальной и художественной конкретности, сколько ее символическое содержание, отличное от материального бытия. Свою ценность художественное произведение сохраняло постольку, поскольку в нем закреплялась память о свершениях и деяниях героев священной истории. В тех. случаях, когда приходилось чинить обветшалые предметы старины или произведения древнего искусства, средневековый мастер старался восстановить функциональные связи и онтологические характеристики вещи, вне которых она теряла свой смысл и культурную значимость. Цель работы была обусловлена идеей восстановления отвлеченного, чаще всего богословского содержания. Мастер-поновитель не ставил перед собой тех задач, которые выдвинула археологическая наука XIX в. перед реставраторами: 1) сохранять памятники в их материальной конкретности; 2) реконструировать их в качестве предмета индивидуального творчества или продукта культуры определенной исторической эпохи: 3) делать объект реставрации предметом научного исследования, описания и наблюдения. Результатом практики мастеров средневековья была полная или частичная переделка произведений искусства. Поэтому средневековому виду деятельности по починке памятников культуры и искусства соответствовало понятие поновления.

На первом этапе формирования реставрация — это реализация поновительными средствами идеи восстановления памятников в первоначальном виде.

Реставрация находит свое основание в культуре и философии эпохи Возрождения. Идея реставрации формировалась в процессе художественного и научного освоения традиций культуры и искусства античности, вместе с более глубоким осознанием исторической и познавательной ценности культурного наследия. Научный интерес к памятникам прошлого способствовал зарождению археологии как науки о классических древностях. Пытаясь использовать опыт древнего искусства в качестве средства реализации собственных творческих и эстетических программ, мастера Возрождения столкнулись со специфической задачей реконструкции памятников. Методом ее решения было археологическое восстановление памятников по их остаткам1.

Эти идеи принципиально расходились с задачами, которые ставили перед собой средневековые поновители. Теперь работа определялась не стремлением к восстановлению онтологических связей с символическим прототипом, она была связана с осмыслением языка и законов классической формы, с постижением свойств материала и способов образного выражения художественными средствами. Но как раз знание внутренней логики классического искусства давало ключ к созданию метода реконструкции памятников по их остаткам. Именно на этой основе сложились приемы восстановления памятников.

Однако памятник, подвергавшийся реставрации, рассматривался мастерами итальянского Возрождения как феномен художественного творчества вне конкретных историко-культурных связей с эпохой его создания. Развитие исторической науки, археологии и искусствознания со временем поставило новые проблемы, указавшие на недостаточность "законов изящного" для реконструкции памятников, удовлетворяющей требованиям науки. Первая попытка создать научный метод реставрации памятников принадлежит И.И. Винкельману. В его трудах памятники древнего искусства стали рассматриваться не только как художественный феномен, но и как предмет индивидуального творчества, принадлежащий определенной школе, географической среде и исторической эпохе. Именно И.И. Винкельману принадлежит заслуга обогащения формальных приемов реставрации методами исторического анализа памятников материальной культуры.

Дальнейшее развитие реставрации связано с эпохой Романтизма, открытием национального своеобразия культуры, разрушением безусловного авторитета античного искусства и расширением горизонта исторических исследований. Романтизм связал археологию с этнографией, а к началу XIXв. она начинает развиваться как историческая наука. С этим этапом формирования археологии и связывал возникновение реставрации Виолле-ле-,Дюк.

Так, французский архитектор-археолог в свое время отмечал, что практика ремонта и поновления произведений искусства существовала всегда, но реставрация своим возникновением обязана развитию науки в XIXв. "Реставрация, — писал Виолле-ле-Дюк, — есть дело новое, такое же, как его название. Реставрировать какое-либо здание не значит починить его, исправить, перестроить, но восстановить его вполне в первобытном виде, который никогда не доходит в сохранности до нашего времени. ...Действительно, ни один народ прошедших времен не помышлял о реставрации в смысле, принятом в настоящее время"2. "В наше время мы видим новое явление, не встречавшееся прежде, примера которому не находим от самых доисторических времен. Мы хотим сравнивать, анализировать, классифицировать, создать истинную историю, исследуя шаг за шагом прогресс и изменение человечества. Такое чрезвычайное дело не может быть, как то полагают поверхностные умы, модой, капризом, старчеством; это явление сложное. Кювье своими трудами по сравнительной анатомии, своими геологическими изысканиями открывает, на глазах современников, историю мира до появления человека. Филологи открывают происхождение европейских языков от одного общего корня. Этнологи работают над изучением рас и их способностей. Наконец, археологи, изучая все страны от Индии до Египта, сравнивают и определяют произведения искусства, исследуют их начало и преемственность и достигают мало-помалу, при посредстве аналитического метода, их согласованности по определенным законам"3. Археологическая реконструкция памятников культуры, по Виолле-ле-Дюку, — лишь частный случай аналитического метода таких отраслей науки, как палеонтология, антропология, этнография, филология, искусствознание и археология, принявших в XIXв. историческую направленность в исследовании своих проблем.

Совершенно очевидно, что Виолле-ле-Дюк связывает зарождение реставрации с формированием особого метода, позволяющего с достоверностью воссоздавать древние памятники по их остаткам, культурные явления и процессы. Следует подчеркнуть, что Виолле-ле-Дюк рассматривает реставрацию под утлом зрения восстановления памятников древности и видит в нем метод изучения (применительно к истории искусства и археологии) истории культуры древних народов. Реставрация, по мнению французского архитектора, призвана "разрушать ложные понятия, выводить на свет забытые истины", она естъ одно из самых действенных средств способствовать прогрессу". Но, говоря об истоках реставрации, о времени ее зарождения в XIX в., Виолле-ле-Дюк имел в виду уже сформировавшийся метод, который вошел в практику научного исследования исторических проблем археологии и искусствознания. Ведь именно разработку аналитического метода Виолле-ле-Дюк ставит в заслугу своему времени: "Заслуга нашего времени перед потомством состоит уже в том, что мы представим ему новый метод, как изучать прошедшее с материальной и духовной стороны"4.

В XIX в. предметом изучения археологии становятся не только античные памятники и притом не только художественные, но также памятники первобытной культуры, средневековья, в том числе предметы ремесла и быта. В это время со всей очевидностью определился документальный характер памятников древней материальной культуры, которые теперь стали использоваться в качестве археологических источников для исторической науки. В рамках археологии реставрация стала представлять собой один из способов изучения материальных остатков и средство обеспечения исследовательского процесса документально-фактологической базой. Именно в рамках археологии XIX в. складывается метод археологической реставрации, принявшей характер прикладной исторической дисциплины.

Таким образом, прослеживая путь развития реставрации, можно сделать вывод, что часть археологической науки, занимающаяся экспертизой подлинности и реконструкцией памятников по остаткам, стала колыбелью современной научной реставрации. Формирование ее протекало параллельно становлению методологии археологии и искусствознания и в своем развитии прошло как минимум две стадии: 1) осваивались формальные приемы реконструкции памятников древности по их остаткам и 2) изучались методы исторического анализа памятников материальной культуры, подвергающихся реконструкции и совершенствовались способы их применения на практике.

________

1 В свое время Виолле-ле-Дюк писал по этому поводу: "Не наша вина, что мы пришли после азиатских народов, после египтян, греков, римлян, народов средневековья и реформаторов Возрождения. Между тем, начиная с XVI в., существует мнение, что изучение искусства архитектуры должно заключаться в археологическом исследовании, т.е. ознакомлении с искусством прошлого и в изучении практических средств, представляемых нам опытом и традицией". (Никитин Н.Н. Реставрация памятников архитектуры по Виолле-ле-Дюку // Древности. Труды Имп. Археологического общества (ИМАО). М., 1888. Т. III. В. 3 С. 31-51.

2 Никитин Н.Н. Ук. соч. С. 31-51.

3 Никитин Н.Н. Ук. соч. С. 31-51.

4 Там же.

Первоисточник: 
От поновления к научной реставрации. В.В. Зверев; М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.