ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

От поновления к научной реставрации

Зверев В.В.

ВВЕДЕНИЕ

Две конструктивные идеи лежат в основе современной научной реставрации: восстановление разрушенных предметов, созданных в прошлом, в первоначальном виде и их сохранение. На наш взгляд, первая идея определила начальную стадию формирования современной реставрации. Именно эта идея, поставленная в качестве цели, формирует структуру действий для ее реализации. Она должна осуществляться иначе, чем простой ремонт или поновление вещи. Прежде чем приступить к реставрации, т.е. к восстановлению вещи в ее первоначальной форме, необходимо подготовить проект, подобно тому, как архитектор создает проект будущей постройки. Но, в отличие от нового строительства, основой проекта реставрации должен стать первоначальный вид предмета. Найти его — отнюдь не простая задача, если с течением времени он был изменен действием сил природы, стихиями и людьми. Для создания проекта реставрации необходимо выяснить, каким был данный предмет в момент своего создания, выделить его древнейшую часть, проследить все изменения, которые он претерпел, определить, чем он является сейчас и что необходимо сделать для того, чтобы вернуть ему прежний вид.

Затем на основании полученных данных о первоначальном облике предмета, с учетом состояния его сохранности реставратор приступает к разработке проекта практических действий. И лишь после этого можно приступать к реставрации предмета.

Следует обратить особое внимание на то, что в процессе реставрации памятник "восстанавливается" дважды. Один раз в идеальной форме, как результат поиска утраченной целостности, (в этом случае он может быть выполнен в модели, макете, чертеже, рисунке, научном описании и т.п.), другой в — физической, как результат ремесленной обработки материала. Для удобства идеальное восстановление мы будем называть реконструкцией, фактическое —реставрацией1.

Таким образом, рассматривая проблему формирования научной реставрации, мы должны ответить на три вопроса: а) как формировались идеи и методы реконструкции памятников; б) как они применялись в реставрационной практике; и в) каково соотношение реконструкции и реставрации в практической сфере.

Известно, что реконструкция памятников прошлого не всегда воплощается реставраторами в натуре полностью. Попытки воплощать результаты научных исследований памятников характерны для начальной стадии формирования реставрации. Однако со временем пришло осознание, что восстановительство не дает желаемых результатов. По многим причинам оно оказалось либо невозможно, либо бесполезно. На основе осмысления соотношения того, что существует в идеальной форме, и того, что получается в действительности, зарождалась теория реставрации памятников. Существование огромного числа реставрационных концепций рассматривается нами как попытки найти удовлетворительное решение, которое снимало бы противоречия между реконструкцией и реставрацией.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть проблемы формирования научной реставрации в России в XIX — начале XX вв.; показать роль археологической науки в формировании научной реставрации; рассмотреть деятельность научных археологических обществ России в области охраны и реставрации памятников, оценить их вклад в формирование российского законодательства, в развитие реставрационной теории и практики.

__________

1Ср. А. Сомов. Реставрация // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. 1899. Т. 53. С. 613-617.

Первоисточник: 
От поновления к научной реставрации. В.В. Зверев; М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.