ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Киреева В.Н.

Исследование связующего живописи Ахталы проводили на микропробах красочного слоя1, имеющих, за небольшим исключением, многослойную структуру. Для определения связующего в отдельных красочных слоях анализировали, как правило, пробы, состоящие из одного, реже двух, красочных слоев, тщательно отделенных от грунта (штукатурки). Слой грунта, находящийся в непосредственном контакте с красочным слоем, во всех исследованных образцах был однороден по составу компонентов и связующего и представлял собой углекислый кальций, смешанный с растительным клеем и волокнами растительного происхождения.

Применить метод гистохимического окрашивания, обычно используемого для идентификации связующего в произведениях станковой живописи, оказалось невозможно для образцов, имеющих в своем составе кальцит, в связи с его очень сильным неспецифическим окрашиванием активными красителями. Поэтому были использованы микрохимические реакции. И только для тех образцов красочного слоя, где кальцита кет или он присутствует в незначительных количествах (когда окраска белкового компонента во много раз превышает неспецифическую окраску), прибегали к методу гистохимического окрашивания связующих активным красителем. Микрохимической реакцией с 2-, 3-, 5-трифенилтетразолемхлорида было установлено, что в процессе приготовления штукатурного слоя, непосредственно прилегающего к красочному слою, использовались углеводы. Положительная реакция с реактивом Люголя и тонкослойная хроматография, обнаружившие присутствие крахмала, позволяют говорить об использовании клеящего состава, полученного путем вываривания зерен злаковых растений. Конгломераты такого связующего часто встречаются в пустотах грунта при его исследовании.

Отвар зерен злаковых растений в качестве связующего был также использован в известковых белилах, прокладываемых по красочным слоям другого цвета. При этом количество связующего по отношению к пигменту — известковым белилам — намного превышает это отношение в грунте. Особенно высоко содержание растительного клея в красных красочных слоях, где гибкая клеевая матрица содержит частицы красного железосодержащего природного земляного пигмента. Для приготовления розовых красочных слоев — смеси того же красного пигмента с известковыми белилами— в качестве связующего также использовали растительный клей. Замешивались на растительном клее также и пигменты, входящие в состав рефти.

Особый интерес представляет связующее зеленых и желтых красочных слоев, состоящих либо из чистых глауконита или охры, либо из их смеси с добавлением (или без него) известковых белил и черной угольной, а также из смеси чистых пигментов с черной угольной или известковыми белилами, либо с тем и другим одновременно. Во всех пробах, взятых с северной, южной и западной стен, методом тонкослойной хроматографии обнаружен белок. Отсутствие пятна пролина и оксипролина на хроматограммах исследованных образцов позволило исключить из числа возможных связующих желатину (животный клей), а отрицательная микрохимическая реакция на триптофан—также и казеин2. Следовательно, зеленые и желтые участки живописи, выполненные на основе глауконита и желтой охры и их смеси, в качестве связующего содержат животный белок.

В образцах красочных слоев, состоящих из желтых охр, взятых с северной и южной стены, а также апсиды, методом гистохимического окрашивания жирорастворимыми красителями — Суданом черным Б, Суданом III и Суданом IV — удалось выявить небольшое количество липидов. Очень интенсивный цвет остальных желтых и зеленых образцов не позволил применить этот метод для идентификации связующего. Таким образом, можно полагать, что в качестве связующего желтых охр и глауконита было использовано либо целое яйцо, либо, что более вероятно, яичный желток. Следует отметить, что для приготовления красок на основе чистого глауконита применялось связующее сравнительно большей концентрации, чем для красочных слоев на основе охр. Большая концентрация связующего в красочных слоях, содержащих глауконит, по-видимому, объясняется значительным размером частиц пигмента (80— 100, а в отдельных случаях до 300 мкм). По мере введения в состав зеленых и желтых красочных слоев известковых белил и черной угольной пропорционально их количеству дополнительно к белковому связующему добавляли растительный клеевой компонент. Однако более вероятно, что красочные смеси составляли из уже готовых колеров — пигментов, стертых со своими связующими.

Таким образом, росписи Ахталы выполнены красками на органическом связующем и, следовательно, не являются фреской.

________

1Использовались ИК-спектроскопия (Specord 71-IR 4000—600 см-1 на пластинах NaCl), тонкослойная хроматография (пластинки Silufol), гистохимическое окрашивание микрошлифов активными и Жирорастворимыми красителями, микрохимический анализ.

2Казеин в виде пленки, по-видимому, реставрационной, найден на образцах красочного слоя западной стены собора. Это подтверждается также ИК-спектрами хлороформного экстракта липидов, содержащихся в казеине, лежащем в виде пленки на поверхности синего красочного фона, написанного с использованием только растительного клея.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 14. М., 1991
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.