ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

После предварительного визуального осмотра живописи в видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра было проведено детальное микроскопическое изучение красочного слоя insitu, сопровождавшееся отбором микропроб (микроскоп МБС—2 при увеличении 25х). В условиях лаборатории микропробы были исследованы с целью определения используемых материалов (пигментов и связующего) и специфических приемов работы красками.

Все лабораторные исследования пигментов и структуры красочного слоя проводили непосредственно на микрообразцах красочного слоя, на постоянных препаратах и микрошлифах поперечного сечения живописи (пластмасса «Норакрил») по методике, разработанной во ВНИИР с использованием следующих аналитических методов: микроскопии в простом отраженном (микроскоп МБС-2 до 50х) и в проходящем поляризованном свете (микроскоп ПОЛАМ Р-112 при 360х); микрохимического качественного анализа: эмиссионного спектрального (спектрограф ИСП-30) и лазерного микроанализов (LMA-1): рентгенофазового анализа по методу Дебая — Шеррера (УРС 2,0, Cu-излучение, I 18 ма, U 38 кв).

В настоящем сообщении обобщены данные о применявшихся пигментах в различных росписях1.

Известковые белила — СаСО3. Использовались во всех сохранившихся росписях для передачи белого цвета и в смеси с другими пигментами для получения более светлого тона. Наиболее часто встречающиеся смеси: с черной угольной, с ультрамарином, для приготовления рефти. Для росписей северной и южной стен и алтарной апсиды характерно присутствие в известковых белилах небольшой примеси гипса, а для западной стены — кварца.

Гипс — CaSO4•2H2O. Помимо примеси в известковых белилах, присутствие гипса отмечено при исследовании на поверхности некоторых проб красочного слоя. Для росписей западной стены наряду с известковыми белилами характерно использование гипса в качестве самостоятельного белого пигмента. В композиции «Севастийские мученики» он обнаружен в смеси с ультрамарином. В исследованных образцах красочного слоя росписи второго регистра южной стены, освобожденной от второго слоя штукатурки, гипс не был обнаружен2.

Свинцовые белила — 2РbСО3•Рb(ОН)2. Выявлены только в росписи второго регистра южной стены, освобожденной от второго слоя штукатурки, где они смешаны в одном случае с глауконитом, а в другом — с индиго и перекрыты сверху в обоих случаях киноварью.

Черная угольная — мелкодисперсный древесный уголь. Использовалась во всех сохранившихся росписях в чистом виде при корпусном письме и в лессировках для получения темных тонов в смеси с другими пигментами, для приготовления рефти, в смеси с известковыми белилами для получения серых тонов, а также в составе красочных смесей инкарната.

Сажа. Можно предполагать ее использование в отдельных случаях при выполнении оосписей в ялтарной апсиде и в росписи второго регистра южной стены.

Натуральный ультрамарин — 2Na2O•Al2O3•6SiO2•2Na2S. От бледно-голубого в мелких частицах до темного сине-фиолетового при крупном помоле. Широко использовался в очень больших количествах во всех сохранившихся росписях на фоновых плоскостях и в изображении одежд; в композиции «Севастийские мученики» — при написании обнаженного тела. Применялся как в чистом виде, так и в смеси с известковыми белилами' в композиции «Севастийские мученики» — с гипсом: в некоторых случаях для получения более темного тона — с черной угольной. В росписях западной стены использовалась смесь ультрамарина с азуритом. В изображении красных крыльев архангела во втором регистре южной стены ультрамарин найден в виде отдельных включений в завершающем слое, состоящем из киновари. Применялся в живописи непосредственно по штукатурке, по слою рефти и в лессировках. В отдельных случаях входил в состав красочных смесей инкарната.

Азурит — 2CuCO3•Cu(OH)2. Обнаружен только в росписях западной стены при изображении синих одежд как небольшая примесь к ультрамарину, в очень незначительных количествах как примесь к некоторым другим пигментам и лишь в одном случае как самостоятельный синий пигмент при изображении одежды.

Индиго — органический синий пигмент растительного происхождения. Найден только в росписи второго яруса южной стены в смеси со свинцовыми белилами под изображением крыльев архангела, написанных киноварью.

Глауконит (зеленая земля). Единственный зеленый пигмент, использовавшийся во всех росписях: бледно-зеленый в тонкодисперсных и темно-зеленый и зелено-оливковый в крупных частицах. Применялся в чистом виде и в смеси с известковыми белилами или с черной угольной для изображения поземов, фона, одежд. Наносился непосредственно на штукатурку или по слою рефти; в отдельных случаях — по предварительно проложенному слою желтого или красного природного железосодержащего пигмента. Широко использован с другими пигментами при составлении смесей телесного колера в инкарнате, в чистом виде — в лессировках по телесному тону в тенях, а на западной стене и в алтарной апсиде, кроме того, как основной пигмент при составлении зеленых санкирей. В росписи второго регистра южной стены найден в смеси со свинцовыми белилами.

Охра — желтый природный железосодержащий пигмент. В постоянном препарате частицы пигмента имеют округлую форму, невысокую анизотропию и желто-бурую окраску. Широко использовалась во всех росписях в чистом виде и в смеси с известковыми белилами при изображении одежд, нимбов и других деталей. В смеси с небольшим количеством известковых белил и с еще меньшим глауконита, а иногда красного железосодержащего пигмента или киновари (на западной стене) — основной пигмент телесного колера в бессанкирной живописи южной и северной стен и телесного колера в живописи по санкирю на западной стене. В небольших количествах входит в состав санкиря в росписях на западной стене и в алтарной апсиде. В чистом виде использовалась как самостоятельный красочный слой непосредственно но слою штукатурки, как нижний слой под глауконитом или поверх слоя красного железосодержащего пигмента. В смеси с известковыми белилами применялась в пробелах на ликах в живописи южной и северной стен.

Аурипигмент — As2S3. Ярко-желтый слон аурипигмента, проложенный под слоем киновари, встретился лишь в росписи второго регистра на южной стене.

Сурик — Рb3О4. Оранжево-красный сурик обнаружен только в сиреневых розетках на внутренней плоскости арки в торце южной стены, где его слой пролессирован сверху известковыми белилами, и на южном склоне подпружной арки алтарной апсиды, где он перекрыт слоем, состоящим из глауконита в смеси с известковыми белилами. В росписи второго регистра южной стены ярко-оранжевым суриком написана одежда левой фигуры правой композиции.

Красная охра (красная земля)—красный природный железосодержащий пигмент. Широко использовалась во всех росписях в чистом виде, в смеси с известковыми белилами для получения розового тона, в смеси с черной угольной — для более темного тона и других оттенков. Входила в состав инкарната, служила основным материалом при создании подслойного рисунка и разметки композиций на всех стенах. Использовалась при исполнении одежд и других деталей.

Красно-коричневый пигмент — разновидность красной земли. Использовался во всех росписях главным образом при написании одежд.

Киноварь — HgS. Мелкодисперсные кристаллы ярко-красного цвета. На южной и северной стенах и в алтарной апсиде встречается редко. Шире использовалась на западном стене главного нефа и особенно в росписях второго регистра южной стены. Применялась в чистом виде в кроющих и лессировочных слоях, как правило, по красному железосодержащему пигменту, иногда в виде незначительных добавок к нему. В смеси с известковыми белилами составляла розовый колер. Входила в состав телесной краски инкарната и в лессировках по нему (на западной стене); служила подкладкой под листовое золото (второй регистр южной стены).

* * *

Все пигменты росписей применялись, как правило, в чистом, наиболее сильно выраженном по цвету виде. Смешивание допускалось лишь с ахроматическими (белыми и черными) пигментами: смеси пигментов разных цветов практически исключены. В то же время часты примеры лессировок одним пигментом поверх другого.

В живописи инкарната—санкирях, телесном колере и в тенях — напротив, отмечено использование в разных пропорциях нескольких пигментов разных цветов.

__________

1Подробное описание послойного исследования каждой микропробы см в научных отчетах, указанных в Примечании.

2Анализ нескольких образцов штукатурки, взятых с разных мест, показал, что все они содержат от 1 до 3% гипса, вероятно, природной примеси известняка (исследование проведено Л. Г. Дружининой, см. отчет 1987 г.). Возможно, что гипс, обнаруженный в небольших количествах как примесь к известковым белилам, также является природной примесью, поскольку известно, что последние готовили из той же извести, которая шла на приготовление штукатурки.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 14. М., 1991
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.