ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

ИССЛЕДОВАНИЕ«НАТЮРМОРТА С КЛУБНИКОЙ» И «НАТЮРМОРТА С ДЕЛЬФТСКОЙ ВАЗОЙ», ПРИПИСЫВАЕМЫХ ГОЛЛАНДСКОМУ ХУДОЖНИКУ XVII В. Т. СМИТСУ

Чуракова М.С.

M. S. Churakova

EXAMINATION OF «STILL-LIFE WITH STRAWBERRY» AND «STILL-LIFE WITH THE VASE FROM DELPHI» ATRIBUTED TO THEODORE SMITS, A DUTCH PAINTER OF THE XVII с.

Technico-technological examination of two still-lives attributed to Theodore Smits is described. It is proved that «Still-life with the vase from Delphi» can not be a work of the Dutch painter due both to its stylistic features and painting technique. It is suggested that it could be the work belonging to a German painter of the XVIII с.

 

Среди картин голландских и немецких художников XVII—XVIII вв., поступивших из Черниговского художественного музея на исследование и реставрацию в отдел станковой масляной живописи ВНИИР, были два .натюрморта, приписываемых художнику XVII в. Теодору Смитсу.

«Натюрморт с клубникой»1 подписан и датирован 1675 г. (рис. 1). Он исполнен на цельной дубовой доске радиального распила 1 см, с фасками по двум краям по 4 см, волокна древесины горизонтального направления. Деревянная основа картины соответствует требованиям технологии голландской живописи XVII в., когда использовали выдержанные дубовые доски, учитывая их распиловку и обработку.

К статье М. С. Чураковой


1. Т. К. Смите. «Натюрморт с клубникой». Голландия, XVII в. Общий вид в боковом освещении.

Уже при визуальном исследовании основы картины стало ясно, что она надставлена сверху на 18 мм и справа на 15 мм. С тыльной стороны надставки превышали толщину основной доски на 4 мм, крепились к ней по всей ширине фаски (встык с накладкой). Обе надставки (боковая и верхняя) сдерживали естественное движение волокон доски и тем самым вызывали деформацию картины — прогиб основы составлял 5 мм. Неравномерное движение волокон древесины способствовало вздутию красочного слоя по их длине на всей поверхности живописи.

С лицевой стороны места соединения основы произведения и надставок были грубо замастикованы, тонированы краской и толстым слоем лака со значительным заходом на авторскую живопись. На красочном слое надставки и на месте соединения доски с надставками2 наблюдался плывущий кракелюр, отличный от кракелюра на живописи основной доски. Микроскопическое исследование красочного слоя на надставках выявило отсутствие на них грунта, в противоположность основной части картины. Грунт авторской доски белый, клее-меловой. При боковом освещении поверхности картины можно видеть проступающую текстуру дерева, характерную для радиального распила. Выявилось и несоответствие фактуры красочного слоя надставки и фона авторской живописи. На авторской части картины живопись коричневатой тональности, слои краски тонкие, полупрозрачные; на надставках она более темная, красочный слой толстый и глухой.

Иными словами, исследования показали, что надставки не соответствуют авторской доске ни по технологическим признакам деревянной основы (склейка надставки поперек волокон древесины), ни по живописным качествам.

Анализируемое произведение принадлежит кисти мастера цветочных и фруктовых натюрмортов Теодору Смитсу. Жизнь и творчество этого художника мало изучены. Известно, что Т. Смите родился около 1635 г., по происхождению он голландец или фламандец. В 1675— 1677 гг. Т. Смите работал в Дердрехте. Это был наиболее плодотворный период его творчества. Затем он жил в Англии, где много работал как художник цветочных и фруктовых натюрмортов и гирлянд. В 1681—1688 гг. Т. Смите жил и работал в Ирландии в г. Дублине. Около 1707 г. художник умер.

Т. Смите в своем творчестве является последователем одного из самых известных мастеров натюрморта голландского художника XVII в. Яна Давидса де Хема (1606—1684). Картина из черниговского собрания принадлежит к раннему периоду творчества мастера. В основе композиционной схемы картины традиционная для голландского натюрморта трехгранная пирамида. Натюрморт состоит из немногих предметов: стеклянного бокала с вином, фарфоровой чаши с клубникой, очищенного лимона. Предметы натюрморта расположены очень компактно, с некоторым смещением вправо, они сгруппированы на углу деревянного стола, не покрытого скатертью. Большая роль в образном решении натюрморта принадлежит свету, как бы выхватывающему из полумрака предметы. В соответствии с традициями голландской живописной школы Т. Смите уделял большое внимание передаче фактуры предметов. Художник прекрасно передает текстуру дерева стола, светлыми бликами — форму стеклянного бокала, мелкими пастозными мазками воспроизводит бугристую кожуру лимона.

На известных фруктовых натюрмортах Т. Смитса из музеев Прадо, Оксфорда, частной коллекции Шлосса (Париж) художник придерживается выбранной им композиционной схемы. Предметы располагаются на краю стола. Набор их остается одинаковым: это фрукты, бокал с вином, морские крабы и креветки.

Увеличение размера черниговской картины при предыдущей реставрации нарушило соразмерность композиции, левая часть натюрморта стала казаться неоправданно пустой.

Надставки на картине Т. Смитса, очевидно, появились в XVIII в., когда среди немецких знатоков и любителей искусства большим спросом пользовалась голландская живопись небольших размеров, так называемого кабинетного формата. В каталогах княжеских и других частных собраний Германии XVIII в. встречаются описания кабинетов ценителей искусства, в которых преобладали произведения голландских мастеров, работавших в малых формах: Г. Доу, Я. Д. де Хема, Ф. Мириса Младшего, А. ван дер Нера, К. Дюжардена, Д. Тенирса Младшего.

Иногда владельцы коллекций поручали немецким мастерам создавать парную имитацию произведения того или иного голландского художника. Следуя натюрмортам Я. Д. де Хема, писал свои картины Ю. Юнкер, работы Рембрандта имитировали И. Г. Траутман и X. В. Э. Дитрих. Иногда они изменяли формат старых картин, уменьшая или увеличивая их размеры для включения в определенные интерьеры или приспосабливая их к десюдепортам, кабинетным и каминным декорациям. В наших музеях хранятся картины разных европейских школ, первоначальный формат которых был изменен.

Одновременно с произведением Т. Смитса в отдел масляной живописи поступил парный «Натюрморт с дельфтской вазой»3 также из собрания Черниговского художественного музея, где он приписывался Теодору Смитсу (подписи нет). В верхней части натюрморт был надставлен на 18 мм, надставка крепилась к авторской доске по ширине фаски, так же, как на картине Т. Смитса.

«Натюрморт с дельфтской вазой» представляет собой композицию по мотивам произведений одного из основоположников немецкого натюрморта Георга Флегеля (1566—1633), писавшего картины небольшого размера, представляющие цветы и фрукты, бокалы и вазы из стекла, металла, керамики, а также кондитерские изделия, насекомых и птиц. Расположение предметов в натюрмортах Г. Флегеля четкое и ясное, они располагаются горизонтально относительно края картины, чередуясь один за другим.

Г. Флегеля отличает виртуозная живописная техника — особенность различных фактур предметов он передает с совершенным мастерством.

В основе композиционной схемы «Натюрморта с дельфтской вазой» двухъярусное горизонтальное расположение предметов на столе. Анализируемый натюрморт отличает примитивная техника исполнения, вялая моделировка форм предметов, невыразительный рисунок, замутненность цветовых тонов. Все это свидетельствует о том, что произведение написано художником-имитатором в XVIII в. (рис. 2).


2. Неизвестный художник. «Натюрморт с дельфтской вазой». Германия, XVIII в. Общий вид в боковом освещении.

Микроскопическое исследование картины выявило толстый слой белого клее-мелового грунта, чере который не видна характерная для радиального распила текстура дерева.

Рентгенографическое исследование4 «Натюрморта с дельфтской вазой» подтвердило наличие толстого слоя грунта, тогда как на картине голландского художника Т. Смитса тонко отшлифованный слой грунта почти не виден.

Таким образом, «Натюрморт с дельфтской вазой» ни по стилистическим признакам, ни по живописной технике не может быть связан с именем мастера XVII в. Теодором Смитсом.

В результате проведенных исследований и реставрации обе картины будут возвращены в музей с новой атрибуцией: в первом случае подтверждено авторство Теодора Смитса, во втором выдвигается предположение, что автором «Натюрморта с дельфтской вазой» является неизвестный немецкий художник XVIII в.

_________

1Смите Т. К. «Натюрморт с клубникой», д. м., 23,8 X 30. Справа внизу подпись и дата 1675, инв. № 3336, Черниговский художественный музей.

2В процессе реставрации, проведенной художником-реставратором высшей квалификации В. И. Шульгиным в 1984—1985 гг., надставки были удалены.

3Размер картины (инв. № 332) такой же, как у первой, она написана на цельной дубовой доске радиального распила; имеет фаски по 6 см , волокна древесины горизонтального направления. Надставка удалена в процессе реставрации в 1984 г.

4Рентгенографическое исследование картин провел старший научный сотрудник сектора физико-оптических методов исследования В. А. Иванов.

Списоклитературы

1. Catalog Frankfurter Malerei zur Zait des jungen Goethe.—Frankfurt am Main, 1982.

2. Mu11er Wolfgang J. Der Malcr Georg Flegel und die Angange des Stillebens. — Frankfurt am Main, 1956.

3. Mirimonde A. P. Une guirlande de fruits par T. Smits au musee de Gray.— AudHolland, 1957, N 1, p. 53—56.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 14. М., 1991
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.