ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Шульгин В.В.

V. V. Shulgin

SPECIAL CASES OF PICTURE RESTORATION

The author describes restoration of «Cleopatra» by a Dutch painter Yan de Ban (XVII c.) and «Still-life with flowers and fruits» by a German painter of the XVIII с (falcification after the manner of Saureau). Restorationprocessofferssometechnologicaldifficulties.

 

Реставрация картин находится в прямой зависимости от технологии изготовления и состояния их сохранности. Каждая реставрация требует индивидуального подхода.

К числу особых случаев, встречающихся в реставрационной практике, можно отнести реставрацию картины «Клеопатра» (из собрания художественного музея г. Ростова-на-Дону), приписываемой голландскому мастеру XVII столетия Яну де Бану1. Авторский холст картины ранее был дублирован на линолеум, имеющий грубую тканую основу. Закрепленный шурупами на глухом подрамнике, линолеум вызвал жесткую волнообразную деформацию вместе с авторским холстом, так что вся поверхность живописи была покрыта жестким кракелюром с приподнятыми краями. Толстая желтая пленка лака и записи скрывали авторскую живопись, имеющую многочисленные ожоги, возникшие в процессе предшествующей дублировки.

Первым этапом реставрации было удаление всех этих наслоений с поверхности авторской живописи, что было необходимо для укрепления авторского красочного слоя с укладкой жесткого кракелюра. Второй этап работы представлял удаление линолеума с авторского холста, то есть процесс раздублирования. Эту важную операцию осуществляли с помощью разогрева линолеума утюгом, после чего последний приобретал эластичность и легко отставал небольшими участками от авторского холста. Дублировочную массу — смолу с воском — разогревали. После раздублирования с поверхности авторского холста удаляли толстый слой смоляной мастики.

Данные химических анализов показали, что дублировочная масса представляет синтетическую смолу на основе терпенов и смоляных кислот, содержащих канифоль (в связи с высыхающими маслами). Подобная по составу дублировочная масса редко встречается в реставрационной практике. Ее удаляли электрошпателем, оснащенным терморегулятором (площадь захвата шпателя 2 кв. см); терморегулятор помогает регулировать температуру шпателя до 80° С. С помощью разогретой смолы проводили одновременно укладку жесткого кракелюра красочного слоя. Расплавленную смолу снимали скальпелем, а остатки удаляли пиненом.

При последующем дублировании картины осетровым клеем авторский холст для лучшей адгезии смачивали медицинской концентрированной бычьей желчью (рН ее нейтральная).

Благодаря реставрационным мероприятиям картина приобрела первоначальную свежесть красок и эластичную основу.

Картина «Натюрморт с цветами и фруктами» из Тамбовского художественного музея (фальсификация в манере И. Соро, Германия XVIII в.) 2 поступила на реставрацию с повреждениями основы: волновым короблением и продольной трещиной, разделяющей доску на две части и множеством мелких трещин.

Деформация основы вызвала отслоение красочного слоя вместе с грунтом — образовавшееся вздутие составило площадь 0,5 кв. дм.

Реставрация картин на деревянных основаниях, имеющих разные повреждения, всегда сопряжена с большими трудностями. Для успешной работы необходимо знать причины, вызвавшие повреждения. Они могут быть связаны как с процессами естественного старения, так и с неправильно проведенной реставрацией.

Существует много способов стабилизации деревянных оснований картин, самый распространенный из них — паркетирование. При паркетировании деревянной основы реставрационный подход всегда должен быть индивидуален.

В рассматриваемой картине повреждение основы было вызвано тем, что продольные бруски паркетажа (50X25 мм) были приклеены к основанию таким образом, что волокна брусков не соответствовали направлению волокон основы. Кроме того, была нарушена связь между разными породами дерева, составляющими основу картины (ольха), и паркетажем (сосна); размеры основы картины не соответствовали паркетажу, то есть не была учтена зависимость между толщиной доски и паркетажем, что привело к повышенному напряжению. Волокна, находящиеся ближе к живописному слою, имеют растягивающие напряжения со знаком минус, а волокна, расположенные ближе к противоположной плоскости, со знаком плюс. В результате анизотропии древесины и сложного напряжения в волокнах возникает волновая поперечная деформация. На отдельных участках основы напряжение достигало 30 кг/см2, что превышает предел прочности древесины. Поэтому поперек волокон ольхи и в самом слабом месте древесина треснула. Задача паркетажа стабилизировать упругие деформации. Поэтому реставрация основы доски требует учета всех характеристик.

При новом паркетировании картины на традиционный паркетаж были учтены все просчеты предшествующей реставрации. После удаления неподвижных брусков паркетажа основа не выпрямилась, что подтвердило наличие остаточных напряжений. Чтобы снять устоявшееся остаточное напряжение основы, волокна древесины пропитали водными парами. После того, как основа стала эластичной, на ее поверхность поставили груз. Однако и это не привело к желаемому результату— волновое коробление доски полностью устранить не удалось. Тогда доску утоньшили на 1 мм. Процесс утоньшения основы позволил освободить поры древесины от клея и загрязнений, и впитывающие пары влаги более равномерно распределились по всей поверхности доски. Известно, когда водяной пар проникает между кристаллитами древесного вещества (лигнина), эти кристаллиты раздвигаются, что вызывает набухание и выпрямление основы. Последующее отпрессование повторили дважды, но и это не помогло. По всем признакам основа имела остаточные внутренние напряжения в структуре древесины. Поэтому был использован метод, который рекомендует профессор Б. Н. Уголев3. Для устранения напряжения место, где происходило сжатие волокон, протирали горячей водой (60°). Так как при этом увлажнялась только поверхностная часть основы, а внутренняя сохраняла жесткость, для проникновения паров влаги вглубь основы всю поверхность проглаживали утюгом (80°С) через фторопласт. Однако такой нагрев может быть опасен для живописного слоя, поэтому в процессе операции следует вести за ним визуальное наблюдение. После размягчения основы поставили пресс. После длительного высыхания (до исходной влажности) остаточные деформации исчезли и основа выпрямилась. Трещины доски склеивали 30%-ным рыбьим клеем. Только после склеивания и выпрямления основу утоньшали до 4 мм. (Эту толщину автор вывел на основании многочисленных обследований картин).

Следующий этап реставрации был связан с подготовкой паркетажа. Вначале изготовили поперечные бруски из мелкослойной сосны, так как у нее волокна «движутся» меньше, чем у широкослойной. Распил брусков был радиальным.

Продольные бруски распределяли с учетом раскола доски так, чтобы они перекрывали трещины с последующим совмещением волокон основы и брусков. При этом учитывали первоначальный максимальный волновой прогиб основы. Такое распределение позволило уменьшить расстояние между продольными брусками, в результате чего увеличилась устойчивость основы к деформациям. Склейку продольных брусков с основой вели сразу в ваймах. Поперечные бруски вставляли после высыхания клея. Затем картину вынули из вайм. На этом паркетированне было закончено.

Через некоторое время появилась общая упругая поперечная деформация основы с прогибом в 2 мм. Оказалось, что поперечные бруски не выдержали напряжения основы. Прочность поперечных сосновых брусков повысили, заменив два сосновых бруска брусками из клеенного шпона. При испытании на прочность оказалось, что клееный шпон выдерживает статичность в два раза больше, чем сосновый. Таким образом, деформация основы была устранена полностью.

_________

1Атрибуция картины проведена И. А. Линник (ГЭ).

2Картина атрибутирована Т. В. Максимовой (ВНИИР).

3Уголев Б. Н. Деформативность древесины и напряжения при сушке. — М., 1971, с. 158.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 14. М., 1991
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.