ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

ИССЛЕДОВАНИЕ КАРТИНЫ ГОЛЛАНДСКОГО ХУДОЖНИКА XVII В. ЯНА ВИКТОРСА «БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВА» ИЗ СОБРАНИЯ КУРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ

Максимова Т.В., Писарева С.А., Филимонова М.И.

T. V. Maximova, S. A. Pisareva, M. I. Filimonova

EXAMINATION OF «JACOB'S BLESSING» BY VAN VIETORS, A DUTCH PAINTER OF THE 18TH CENTURY, FROM KURSK ART GALLERY

Technico-technological examination of «Jacob's Blessing» by Yan Victors was a significant contribution to the description of materials and painting structure of the works belonging to Rembrandt's school.

 

Имитаторы и эпигоны искусства Рембрандта в XVIII столетии в Германии создали огромное количество произведений в духе великого голландца и художников его школы. Картины немецких живописцев на исторические темы в манере Рембрандта были особенно почитаемы немецкими коллекционерами и любителями искусства. Чем же отличается техника и технология голландских живописцев от их немецких имитаторов в XVIII столетии?

К сожалению, мы располагаем лишь немногочисленным матепиалом, который позволяет представить, как работали в мастерской Рембрандта. В 1970-е гг. немецкие ученые Г. Кюн и X. фон Зонненбург опубликовали несколько статей по исследованию живописи Рембрандта и художников его школы [1, 2]. Г. Кюн исследовал 71 картину Рембрандта и 52 работы учеников мастера, получив интересные данные о грунтах, пигментах и комбинациях наполнителей. Наиболее полную информацию о живописной структуре Рембрандта содержит статья X. Зонненбурга о картине «Благословение Иакова» (1656 г.) из собрания Государственной галереи г. Касселя [3].

Исследования картины Яна Викторса «Благословение Иакова» из собрания Курской картинной галереи, осуществленные в отделе реставрации станковой масляной живописи ВНИИР, существенным образом дополнили характеристику материалов и живописной структуры произведений школы Рембрандта [4] (рис. 1).


1. Я. Викторс. Благословение Иакова», XVII в., Голландия.

2. Та же картина. Рентгенограмма фрагмента.

3. Та же картина. Фрагмент.

4. Я. Викторс. «Благословение Иакова». Будапешт.

5. Я. Викторс. «Благословение Иакова». Варшава.

Ян Викторе (1620—1676) в 1630-х гг. вместе с Ф. Болем и Г. ван ден Экхаутом работал в мастерской Рембрандта, где он изучал проблемы колорита и светотени, перерабатывая картины учителя на библейские темы, пользуясь при этом богатым реквизитом ателье. Художник старался освоить некоторые живописные приемы учителя, воспроизводя типаж, жесты, позы и мимику его персонажей. Однако постигнуть тайну высочайшего мастерства Рембрандта ему как и многим другим последователям великого мастера было не дано. И тем не менее «рембрандтовский период» творчества Яна Викторса считается наиболее плодотворным [5, 8]. К примеру, достаточно сопоставить его картины «Великодушие Сципиона» или «Изгнание Агари» (Гос. Эрмитаж) с произведениями, написанными в период самостоятельной практики, «Странствующий лекарь» (Гос. Эрмитаж) [6] и «Операция» (Серпуховский историко-художественный музей) [7]. Последние работы Викторса свидетельствуют об ослаблении творческой энергии мастера.

Красочная палитра угасает, вместо звучных цветовых тонов в картине рембрандтовского периода появляется блеклая маловыразительная живопись. Стремление приблизиться к рембрандтовскому методу в период ученичества заставляет Викторса неоднократно повторять одну и ту же композицию, что подтверждают полотна на тему «Благословение Иакова» (Национальная галерея в Варшаве и Музей изящных искусств в Будапеште) 1.

Технологическое исследование картины «Благословение Иакова» Яна Викторса из Курской картинной галереи свидетельствует о том, что художник освоил живописные приемы школы Рембрандта — систему послойного нанесения красочных слоев, а также рецептуру красочных материалов. Одним из главных живописных элементов картины является подмалевок, цвет и фактура которого организует каждое цветовое пятно. На картине синяя атласная одежда Манассе написана по светло-серому подмалевку. Просвечивая, он обогащает цветовую гамму переходами света и тени, что вызывает ощущение искрящейся ткани. Звучность ярко-желтого платья Ефраима обусловлена нижележащим светло-желтым подмалевком. Белая переливающаяся шелковая ткань одежды Иосифа исполнена поверх монохромного серого подмалевка. В большей части картины подмалевок решен со светотеневой моделировкой формы в пределах одного цветового тона. Для передачи игры света на складках тяжелого зеленого занавеса художник использует гризайльный подмалевок в серо-желтой тональности с высоким фактурным рельефом краски. Поверх развитой фактуры высокого подмалевка нанесен слой лессировки зеленым медным резинатом. Слои коричневатых лессировок (битум?) поверх зеленовато-серого живописного слоя усиливают оптический эффект глубины второго плана. Комбинациями подмалевка и лессировок Ян Викторе передает фактуру тканей. Увеличивая светосилу красочного пятна, он создает световоздушную среду. Таковы основные принципы оптического эффекта, который успешно претворял в своей живописи Рембрандт.

В результате проведенного комплексного исследования установлено следующее: набор пигментов практически полностью идентичен тому, который приведен в работах по изучению живописи Рембрандта (см. табл. 1). Это свинцовые белила, мел, черная угольная, натуральный азурит, смальта, красный органический пигмент, киноварь, свинцово-оловянистая желтая первого типа, зеленый медный резинат, красный, коричневый и желтый железосодержащие пигменты. Все пигменты в картине, кроме медного резината, входят в состав красочных смесей. Так, азуритом с небольшой добавкой свинцовых белил написана синяя одежда Иакова и Манассе. Этот же пигмент в небольшом количестве присутствует в коричневой краске, которой написана шапочка Иакова. Смальта в смеси со свинцовыми белилами обнаружена в подмалевке синих одежд Иакова и Манассе. В подмалевочном слое этот пигмент был обнаружен X. фон Зонненбургом в картине «Благословение Иакова» Рембрандта из собрания Касселя. Смальтой в смеси со свинцово-оловянистой желтой и мелом написан нижний слой в изображении штор, ею же со свинцовыми белилами выполнено перо на чалме Иосифа. В обоих случаях этот пигмент используется как добавка к белому и желтому пигментам 2. В красной краске, которой написано покрывало, обнаружена киноварь, где она смешана с красным органическим пигментом, мелом и свинцовыми белилами. Причем в теневых участках использована киноварь более крупного помола и в большем, по сравнению с остальными компонентами, количестве.

В палитре Яна Викторса широко применялась свинцово-оловянистая желтая первого типа. Ею написаны все желтые участки картины: часть одежды, скатерть, пряжка на одежде Иосифа. Свинцово-оловянистая желтая — основной компонент желтого подмалевка зеленых штор. Характерной особенностью использования свинцово-оловянистой желтой Викторсом является разбеливание ее не свинцовыми белилами, а мелом3.

Из зеленых пигментов в «Благословении Иакова» Я. Викторса найден зеленый медный резинат (в верхнем красочном слое изображения штор), состоящий из крупных изумрудно-зеленых частиц.

Результаты изучения картины Я. Викторса «Благословение Иакова» из курского собрания мы дополнили данными физико-химических исследований картин из собрания Гос. Эрмитажа, написанных художником в период его пребывания в мастерской Рембрандта [6]. По характеру живописной структуры картина «Великодушие Сципиона» 1640 г. напоминает «Благословение Иакова». Так, на рукаве невесты художник делает характерный фактурный подмалевок белого цвета, поверх которого он наносит геометрический рисунок прозрачной розовой и голубой красками. В данном случае художник добивался передачи золотистой парчи, расшитой цветным узором. Из материалов, которые использовал художник в картине, были обнаружены азурит со свинцовыми белилами (зеленое платье невесты), а в картине «Изгнание Агари»— синяя смальта в смеси со свинцовыми белилами и черной угольной.

Помимо наполнителей грунта и красочного слоя, в картине Яна Викторса «Благословение Иакова» нас интересовало и связующее. Была проведена ИК-спектроскопия различных проб с этой картины. Во всех образцах было выявлено масляно-смоляное связующее. Метод тонкослойной хроматографии для экстрактов различных масел образца выявил сходство с ореховым маслом. Было проведено послойное исследование образца с изображения зеленой драпировки (правая верхняя кромка картины). С помощью методов тонкослойной хроматографии и УФ-спектроскопии в связующем грунта были найдены компоненты масла и смолы, в связующем подмалевка — масла и смол, в зеленом лаке, который включает в себя лессировочный слой, — также масла и смолы (смола в подмалевке скорее всего другая, нежели в лессировочном слое) 4.

Картина Яна Викторса «Благословение Иакова» из собрания Курской областной картинной галереи имеет надставку холста в нижней части, которая по составу наполнителей грунтов и пигментов и по характеру послойной структуры не соответствует авторской. Композиционные изменения картина претерпела, вероятно, при старой реставрации, когда снизу был дошит кусок другого полотна, в результате чего произведение увеличилось по высоте на 33 см. В дальнейшем полотно картины вместе с пришитой частью сдублировали на новый холст. Авторская подпись, когда-то находившаяся у правого нижнего края картины, теперь расположена над швом (рис. 2, 3).

Разница между авторским и надставленным холстами: последний более мелкозернистый, чем авторский: 13 нитей по утку и 14 по основе на 1 см2, тогда как авторский имеет 12 нитей по утку и 11 по основе. У пришитого холста иной состав грунта и красочного слоя, чем в авторской верхней композиции (см. табл. 2). Живопись надставленного холста по цветовому тону близка авторской, но характер и рельеф мазка на освещенных складках желтого платья Ефраима не соответствует авторскому. Границы надставленного и авторского холстов стушеваны записями, далеко заходящими на оригинальную живопись. Разрушения типа мягкого кракелюра в верхних слоях появились значительно позже. В красочном слое в дописанной синей одежде Манассе присутствует берлинская лазурь — материал, имевший широкое применение в XVIII столетии. В это же время часто употреблялось к голубое стекло, найденное в смеси со свинцовыми белилами и берлинской лазурью в дописанной синей одежде Манассе. О том, что надставка была сделана в XVIII в., указывает и двухслойный грунт, присутствующий во многих картинах немецких имитаторов голландской живописи, в частности у X. В. Э. Дитриха.

Надставка холста картины курского собрания явно имела целью исправление «неудавшейся композиции». Ссылаясь на практику немецких живописцев XVIII в., когда в процессе реставрации они переписывали голландцев, «улучшая» колорит, рисунок картины, а иногда дополняя композицию новыми деталями, мы относим дополнения в картине голландца Яна Викторса к подобным «исправлениям» XVIII века. Добавленная часть, увеличив пространство в картине снизу, не имеет логического завершения сверху, отчего нарушилось перспективное построение. Показательно сравнение курского полотна с произведениями Викторса из собрания Музея изящных искусств в Будапеште и Национальной галереи в Варшаве (рис. 4, 5). В будапештском произведении фигуры изображены в полный рост. Иосиф с сыновьями и старым Иаковом показаны художником в интерьере. Между зрителем и сценой в картине существует дистанция. Совершенно иной и композиционный прием в курском и варшавском вариантах: фигуры там размещены не в интерьере, а придвинуты к зрителю, поэтому нижняя часть картины композиционно срезана, фигуры выступают крупным планом.

Измененная композиция курского полотна в значительной степени соответствовала эстетическим требованиям XVIII в., предъявляемым к голландской картине — в доработанном варианте она представлялась ее владельцу более «завершенной» [9]5.

Таблица 1. Сравнительная таблица пигментов

Красочные материалы, применявшиеся Рембрандтом, приведенные Г. Кюном по данным исследований 20 картин из собрания г. Касселя Красочные материалы, обнаруженные в картине Яна Викторса «Благословений Иакова (собрание г. Курска)
Охры разных оттенков красная охра
умбра умбра
уголь черная угольная
сажа сажа
жженая кость
киноварь киноварь
красный краплак
свинцово-оловянистая желтая свннцово-оловянистая желтая
гуммигут
свинцовые белила свинцовые белила
смальта (кобальтовое голубое стекло) смальта
азурит натуральный азурит натуральный
ультрамарин
кассельская коричневая
зеленый резинат меди
красный органический
пигмент
Примечание. Г. Кюн не исследовал зеленые пигменты.

Таблица 2. Состав наполнителей грунтов и пигментов авторского и надставного холстов на картине Я. Викторса «Благословение Иакова»

Название образца Авторский холст Надставной холст
Грунт Однослойный, цвет темно-коричневый. Состав: умбра, свинцовые белила, мел, черный углеродсодержащий пигмент Двухслойный. Нижний слой: цвет — серый. Состав: свинцовые белила, коричневый железосодержащий пигмент, черный углеродсодержащий пигмент. Верхний слой: цвет — коричневый. Состав: коричневый железосодержащий пигмент, свинцовые белила
Красочный слой    
Синяя одежда Манассе Двухслойный: Нижний слой. Состав: голубое стекло, свинцовые белила. Верхний слой. Состав: азурит, свинцовые белила Однослойный. Состав: голубое стекло, свинцовые белила, берлинская лазурь
Желтая скатерть Двухслойный: Нижний слой розовый. Состав: красный органический пигмент, киноварь, свинцовые белила. Верхний слой желтый. Состав: свинцово-оловянистая желтая, мел Однослойный. Состав: желто-коричневая охра, мел, черный углеродсодержащий пигмент
Желтая одежда Ефраима Двухслойный: Нижний слой желтый; Состав: желтая охра, мел. Верхний слой. Состав: свинцово-оловянистая желтая, мел Однослойный. Состав: свинцово-оловянистая желтая, лессированная аурипигментом

_________

1Я. Викторе. Национальная галерея в Варшаве (инв. № 63); Музей изящных искусств в Будапеште (инв. № 1341).

2О таком характерном для Рембрандта применении смальты уже упоминалось нами.

3Такое же сочетание свинцово-оловянистой желтой с мелом обнаружено и в картине «Операция» (Серпуховский историко-художественныи музей).

4Подробный анализ образцов на присутствие органического связующего не проводился, так как картина ранее была в реставрации, и это вмешательство могло внести ненужные коррективы в результаты исследования.

5Известного немецкого живописца X. В. Э. Дитриха неоднократно упрекали за его реставрационные переделки старых голландцев «под Дитричи».

Список литературы

1. Kiihn H. I'ntersuchungen zu den Pigmenten und Malgrunden Rembrandts durchgefuhrt an den Gemalde der Staatlichen Kunst Sammlungen. Dresden — Mallechnick (Resiauro). 83 (1977), S. 223—233.

2. Sonnenburg H. Maltechnische Gesichlspunkfe zur Rembrandtforschung — Maltechnick (Restauro), 82 (1976), S. 9—24.

3. SonnenburgH. Rembrandts «Segen Jakobs»— Maltechnick (Restauro), 84 (1978), S. 217—241.

4. Максимова Т. Каталог западноевропейской живописи Курской областной картинной галереи имени А. А. Дейнеки. — В сб.: Музей-4. — М., 1983, с. 192.

5. Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. — М, 1957, с. 482. 6 Западноевропейская живопись. Каталог-2 —Л., 1981, с. 120.

7. Садков В. А. Западноевропейская живопись. Серпуховский историко-художественный музей. Каталог. — М., 1979, с. 18.

8. Линник И Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин.— Л., 1980, с. 126.

9. Максимова Т. Метод корректирующей реставрации голландской живописи в практике немецких живописцев XVIIIвека. — В сб.: Всесоюзная научная конференция музейных работников «Методологические проблемы охраны и реставрации музейных ценностей в СССР». — М, 1987, с. 134—139.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 14. М., 1991
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.