ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Применительно к настенной живописи тонирование и воссоздание утрат имеет иногда совершенно иной смысл, чем применительно к живописи станковой. Утрата в настенной живописи, которую требуется точно или условно воссоздать, есть не только утрата отдельной части какого-то панно или орнамента; прежде всего она нарушает общую гармонию ансамбля того или иного помещения. В некоторых случаях, когда сюжетное панно утратило ряд живописных изображений, плоскости, предназначенные для них, могут быть закрашены одним тоном, но орнаментальная система должна быть восстановлена: ее архитектоника (живописная или рельефы) как раз и будет создавать впечатление целостности разрушенного временем (утраченного) ансамбля (ил. 56,57.94).


56. Восстановление архитектоники росписей без воссоздания утраченных сюжетов

57. Живописный декор в интерьере. Сочетание различных приемов восстановления росписей

Тонированием принято называть погашение красками белых или цветных пятен обнаженного грунта.

Под воссозданием утрат понимают воспроизведение в рисунке и цвете отсутствующих частей живописи как станковой, так и монументальной (настенной, декоративной) (ил. 54, 55).


54. Неизвестный художник. Явление иконы Богоматерь Тихвинская. Утрата части изображения сюжета в картуше

55. Тот же фрагмент. Состояние после воссоздания утраченных изображений

Стало быть, и то и другое выполняется красками, наносимыми на грунт в соответствии с необходимой манерой: либо ровным— корпусным или лессировочным слоем, либо отдельными мелкими точками — пуантелъю, либо, наконец, густой пастой краски с воспроизведением фактуры и формы мазка. С помощью красок можно создавать плотный, непрозрачный кроющий слой, через который не будет просвечивать цвет грунта или красочного слоя, а можно и полупрозрачный, лессировочный слой: просвечивающий через него грунт придает легкость восстановленному цветовому пятну.

Когда в реставрации настенной масляной живописи говорят о тонировании, обычно подразумевают одну из двух его разновидностей:

тонирование реставрационного грунта, восполненного в местах его утрат (1), и тонирование потертостей красочного слоя по первоначальному, авторскому слою грунта (2). Обе разновидности требуют соблюдения трех основных правил; им же подчиняется и процесс воссоздания утрат.

1. Реставрационный красочный слой наносится строго в пределах утрат живописи.

2. Реставрационный красочный слой должен сравнительно легко удаляться без причинения повреждений авторскому слою живописи.

3. Цвет и тональность реставрационного красочного слоя необходимо максимально приближать к авторским.

Понятно, что восприятие настенной живописи не может не зависеть от состояния всего ее окружения. Поэтому сам ансамбль интерьера и фасада должен быть также по возможности приближен к первоначальному, авторскому: ведь каждая часть декора (расколеровка стен, орнаментальная роспись, рельефы, архитектурные детали) «работает» на впечатление от сооружения в целом.

С учетом этого соображения восстановление покраски только в местах утрат производится реже, чем сплошное перекрытие всех поверхностей: по отношению к общей площади локальное восполнение может восприниматься как заплата и отвлекать внимание от главных частей живописного декора — панно, орнаментальных росписей и т. д. Вот почему локальное восполнение расколеровки считается лишь первоначальным этапом восстановления декоративных покрасок. Однако и этот этап весьма важен, иначе полное восстановление не гарантирует качественной покраски всех поверхностей архитектурного сооружения.

В процессе тонирования и воссоздания утрат используются различные приемы, варьирующиеся в зависимости от того, какой именно частью ансамбля занимается в данный момент реставратор. Так, орнаментальные части живописного декора следует дифференцировать от декоративных расколеровок и частей сюжетных росписей, обрамляемых ими. Орнаментальный декор отличается от живописных панно лишь одним, но весьма существенным признаком — повторяемостью, чередованием элементов; восстановление его обычно производится по сохранившимся деталям, с учетом архитектонического построения орнамента. Естественно, что основанием к воспроизведению служит прежде всего система чередования элементов, а также их расколеровка. При этом недопустимо переписывать уцелевшие части орнамента. В любом случае реставратор обязан сохранить в неприкосновенности хотя бы часть его — эталон, в соответствии с которым осуществляется воссоздание всего орнаментального декора.

Когда эта, эталонная часть орнаментального декора имеет мелкие утраты красочного слоя, их полагается тонировать так же, как утраты живописи, т. е. строго в пределах утрат. Прописанный же, подновленный эталон (часть орнаментального декора) не может служить убедительным «документом» для воссоздания отсутствующих частей.

Итак, главное, чему необходимо уделить внимание в ходе востановительных работ, — это архитектоника, система основных членений; именно она определяет логику сочетания архитектурных форм — сводов, потолков, арок, распалубок, карнизов и прочее. Восстановленная система декоративных членений, а также их расколеровка составляют надежную основу для воссоздания утраченных элементов орнаментальных росписей. В случае больших утрат сначала создается эскиз. После его обсуждения и утверждения к исполнению реставратор получает возможность приступить к воспроизведению утраченного декора. Иногда лучше избежать полного воссоздания всех деталей росписи: сплошь и рядом встречаются ситуации, когда достаточно и даже полезно ограничиться воспроизведением лишь основных деталей, подчеркнув тем самым их подлинность и самостоятельную историко-художественную значимость (ил. 46—48).


46. Конха «Русской чайной» (гостиница «Метрополь»), Начало удаления побелок и покрасок

47. Конха «Русской чайной» (гостиница «Метрополь»). Состояние после «расшивки» трещин, восполнения штукатурного слоя, грунтовки, тонирования орнамента и «вышпаровки» фона

48. С. В. Чехонин. Орнаментальная роспись. 1904—1905 (после удаления записей, тонирования и восстановления утрат красочного слоя)
Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.