ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

А знаете ли вы? - Раздельное хранение

Аватар пользователя Inform
236
points

Одной из причин старения и разрушения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, является их неправильное хранение. Задача рубрики: напомнить о профилактических мерах направленных на обеспечение сохранности памятников.

Составители: Inform

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХРАНЕНИЮ :

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
133
points

Живопись

Ю. И. Пименов. Новая Москва, 1937. Холст, масло. 140×170 см. ГТГ, Москва
  1. Подвеска картин не должна производиться вблизи радиаторов, печей, форточек, вентиляционного оборудования и т.п.

  2. Система выдвижных щитов наиболее экономична, но передвижение щита должно создавать минимум вибраций. Наиболее благоприятно для картин хранение на неподвижных щитах.

  3. При хранении в штабелях иконы и другие произведения живописи без рам, должны прокладываться амортизационные подушки из холста и ваты. Подушки попарно сшиваются лямками.

  4. В случае хранения картин в рамах в штабелях следует между рамами также прокладывать амортизационные подушки так, чтобы они не касались живописи или холста на обороте картины.

136
points

Живопись

А. Дейнека. «Оборона Петрограда», 1928. ГМСА
  1. Вал для накатки произведений станковой масляной живописи должен быть не менее 50 см (для дублированных картин и картин с корпусной живописью - не менее 70 см). Это предохраняет от изломов красочного слоя и грунта.

  2. На одном валу можно хранить несколько картин (не более 10). Хранить большемерные картины на валах более 2 - 3 лет без проверки их сохранности не рекомендуется. Дважды в год вал поворачивают вокруг оси на 180°.

  3. Свитки китайской, японской и т.д. могут храниться накатанными на валики, а также в горизонтальном или вертикальном положении развешанными в шкафах или на стенках.

  4. Свитки китайской, японской и т.д. живописи, имеющие серьезные дефекты или дублированные, должны храниться только в горизонтальном положении в специальном шкафу, желательно на отдельных лотках.

138
points

Живопись

А. Н. Самохвалов. Девушка в футболке, 1932. Холст, масло, темпера. 102×64 см. Русский музей, Санкт-Петербург
  1. Картины, выполненные в технике темперной и клеевой живописи, а также в смешанной технике, с прорисовкой пастелью и т.п., разрешается хранить только в застекленном виде.

  2. В экспозиции произведения живописи желательно хранить под стеклом, особенно картины, висящие в нижнем ряду. Для того чтобы стекло не прикасалось к живописи, по краям делают деревянные, картонные или пробковые прокладки толщиной 2 - 5 мм.

  3. Всякие влажные протирки произведений живописи, как с лицевой, так и с оборотной стороны категорически воспрещаются.

  4. Категорически запрещается передвигать картины по полу. При переноске картин их следует брать за планки или крестовину подрамника, не прикасаясь к холсту.

136
points

Живопись

Петр Кончаловский. Портрет Прокофьева (1934, ГТГ)
  1. При оформлении картин в раму их следует крепить зажимами или пластинками (деревянными или металлическими). Крепление подрамника в раме гвоздями запрещается.

  2. Запрещается приклеивать непосредственно на холст как с лицевой, так и с оборотной стороны ярлыки и номера, ставить печати из сургуча, штампы, делать надписи чернилами, химическим карандашом и красками.

  3. Для предохранения масляной и темперной живописи от суточных колебаний температуры и влажности тыльные стороны и торцы икон покрываются воском, а картины в рамах конвертируются.

  4. В неотапливаемых музеях конвертирование не рекомендуется. Полное конвертирование живописи разрешается не ранее чем через 5 лет после создания картины.

138
points

Бумага

Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» 1941. Кукрыниксы
  1. Большинство сортов бумаги, изготовленных до 1870 годов, являются тряпичными и обладают повышенной прочностью. Снижение качества бумаги происходит по мере перехода в ее изготовлении от тряпичного волокна к древесной массе.

  2. Художественная графика и документы времен Октябрьской революции, гражданской и Отечественной войн исполнены преимущественно на очень непрочной бумаге и требуют особого внимания к условиям их хранения.

  3. При хранении музейных предметов на бумажной основе необходимо учитывать, что бумажная основа разрушается от действия света и пересыхания.

  4. При хранении музейных предметов на бумажной основе необходимо учитывать, что акварели, раскрашенные лубки и гравюры, чернила, тексты, напечатанные на машинке, легко выцветают под действием света.

131
point

Бумага

Б. Пророков. «Разгон демонстрации» (Из цикла «Вот она Америка!»)
  1. При хранении музейных предметов на бумажной основе необходимо учитывать, что тексты и изображения, выполненные карандашом и особенно незакрепленные рисунки углем, а также пастели легко стираются и осыпаются и поэтому крайне чувствительны к сотрясениям, вибрации при перемещениях, транспортировке и т.п.

  2. В целях сохранения произведений графики фото- и киносъемка каждого листа разрешается только в необходимых случаях не чаще одного раза в год для рисунков и двух раз - для гравюр.

  3. Категорически запрещается хранить бумажные материалы в открытом виде на столах, полках и стеллажах.

  4. Категорически запрещается перегибать бумажные материалы (кроме карт, имеющих на сгибах специальные полоски из мягкой материи, и архивных материалов, имеющих естественные сгибы).

146
points

Бумага

Гурий Захаров. «Чистые пруды весной», 1978
  1. Категорически запрещается прикалывать кнопками и прибивать гвоздями листы произведений графики, загибать авторские поля или обрезать их.

  2. Категорически запрещается наклеивать произведения графики сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля рисунка или гравюры.

  3. Категорически запрещается применять конторский клей или клейкую ленту фабричного производства, наносить рыбий клей непосредственно на произведение графики.

  4. Категорически запрещается употреблять при окантовке деревянные прокладки и цветные сорта картона без оклейки последних белой бумагой.

128
points

Бумага

Д. А. Шмаринов. Мать. Из серии "Не забудем, не простим" 1942
  1. Произведения графики можно хранить в папках с твердыми бортами (дерево, обтянутое материей) только в горизонтальном положении.

  2. Пастель и незакрепленные рисунки углем должны храниться в застекленном виде, исключающем непосредственное соприкосновение стекла с поверхностью рисунка, так как могут быть легко повреждены.

  3. Необходимо не реже одного раза в неделю производить проветривание шкафов и ящиков, в которых хранятся папки с бумажными материалами, книгами или рукописями.

  4. Помещения для экспонирования графики, архивных документов, редких книг, карт и т.п. необходимо защищать от прямых солнечных лучей, яркого дневного света и сквозняков.

147
points

Ткани

Трактор. Сатин декоративный. Конец 1920-х гг. Автор рисунка В. Маслов. ГРМ
  1. Главными причинами разрушения и обветшания текстильных изделий является действие яркого света, солнечных лучей, ненормального температурно - влажностного режима, плесневых грибков, насекомых, пыли и газовых засорителей воздуха на волокна и некоторые красители.

  2. Ткани хранят отдельно по материалам (шелк, шерсть, хлопчатобумажная ткань и т.д.) в глухих шкафах, гардеробах, комодах, сундуках и ящиках, за исключением комплексов, состоящих из разных материалов, хранить которые целесообразно в одном шкафу.

  3. Хранение тканей должно производиться таким образом, чтобы не было перегибов, так как в местах перегибов ткань сечется, особенно шелковая. Каждую ткань перекладывают микалентной бумагой или чистой хлопчатобумажной тканью.

  4. Ветхие и археологические ткани для очистки раскладывают в развернутом виде на горизонтальной плоскости. Поверх тканей накладывается плоская рамка, обтянутая марлей так, чтобы марля непосредственно прилегала к поверхности обеспыливаемой ткани. После этого производится обработка пылесосом (щеткой с длинным, мягким ворсом, без нажима).

143
points

Ткани

Ситец декоративный. Конец 1920-х – начало 1930-х гг. Автор рисунка неизвестен. Собрание И.М. Ясинской. С-Пб.
  1. Костюмы хранятся в шкафах на плечиках, форма которых должна соответствовать крою одежды и иметь мягкие накладки. Если костюмы висят не в шкафу, то их вкладывают в хлопчатобумажный или бумажный чехол с целью предохранения от пыли и насекомых - вредителей.

  2. Одежду с жемчугом и драгоценными камнями даже в шкафах хранят в чехлах во избежание утраты осыпавшихся украшений.

  3. Головные уборы хранятся на деревянных, картонных или сделанных из оргстекла болванках, а если их нет, то каждый головной убор заполняется микалентной бумагой, чтобы не утратилась его форма.

  4. Обеспыливание головных уборов без украшений производят мягкими платяными щетками, образцы тканей и веера - посредством легкого встряхивания в развернутом виде, меховые вещи очищаются от пыли мягкими сорговыми вениками.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.