ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Глава 2. УКРЕПЛЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ И РАСКРЫТИЕ ЕГО ОТ ПОЗДНИХ НАСЛОЕНИЙ

Для процесса укрепления красочного слоя живописи очень важно правильно выбрать укрепляющие материалы. На протяжении нескольких десятилетий в качестве укрепляющих материалов реставраторами применялись казеиновый и глютиновый клеи, желток куриного яйца, растительные камеди. В настоящее время, учитывая свойства этих материалов и современные достижения науки и техники, многие реставраторы нашей страны стали применять для укрепления и расчистки монументальной живописи новые, более эффективные синтетические материалы.

Свойства старых традиционных материалов подробно описаны в работах исследователей прошлых лет и работающих в настоящее время. Это работы Д. И. Киплика (1), Е. А. Домбровской (2) и др.

В отчетной реставрационной документации прошлых лет, хранящейся в архивах реставрационных мастерских и музеев, неоднократно подчеркивались отрицательные свойства широко применявшегося для нужд реставрации казеинового клея (3).

Исчерпывающий обзор применяемых старых материалов сделан В. В. Филатовым в его работе "О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи" (4).

В статье А. В. Ивановой "Причины разрушения настенной живописи" (5) дан анализ факторов, приводящих к разрушению, в том числе и в результате применения старых материалов, а также сформулированы требования к укрепляющим материалам. Из этих работ, обобщенных в главе 1 данного сборника, и, учитывая опыт практической реставрации живописи, можно сделать вывод, что старые традиционные материалы во многом уступают новым, синтетическим.

Применение более эффективных синтетических материалов дает возможность не только укрепить любой по степени разрушенности красочный слой монументальной живописи, но и произвести его дальнейшую расчистку от поздних наслоений, полностью сохранив при этом слой изначальной живописи, что практически невозможно сделать старыми, традиционными укрепляющими материалами.

Фресковая, темперно-клеевая и масляная монументальная живопись в зависимости от разнообразия воздействующих на нее факторов находится в состоянии различной степени сохранности. Кроме этого она может находиться под одним или несколькими слоями записей, известковых набелов и поверхностных загрязнений. В зависимости от этого изменяется и сам процесс исполнения реставрации настенной живописи. Следует иметь в виду, что даже в одном памятнике, на одной стене, но на разных ее участках состояние живописи может быть различным, и поэтому процесс ее укрепления и дальнейшего раскрытия требует тщательного изучения и творческого подхода.

Для проведения реставрационных работ, связанных с укреплением и раскрытием изначальной фресковой и темперно-клеевой живописи, необходимы следующие условия:

Работы выполняются небольшими по площади участками.

Работы выполняются только при наличии бокового света (скользящий луч света позволяет лучше наблюдать за ходом реставрационных работ и выявлять невидимые при обычном освещении участки вспучивания, разрушения и недостаточного укрепления красочного слоя).

Работы выполняются при постоянном визуальном контроле лупой двукратного увеличения и только с помощью мягких кистей. Нельзя пользоваться для укрепления сильно разрушенного красочного слоя стенной живописи пульверизатором или краскопультом, т. к. при этом сильные потоки воздуха и давление, с которым нагнетается укрепляющий состав, могут повлечь за собой утраты слабо держащегося красочного слоя.

Прикатку красочного слоя в процессе его укрепления выполнять только ватным тампоном через фильтровальную бумагу, т. к. на обратной стороне, в отличие от кальки, применяемой ранее, не остается следов краски. Применение мастихинов и стеков также нежелательно, т. к. в этом случае нарушается фактура живописи, а красочный слой ее раздавливается.

5. После укрепления поверхность живописи должна быть матовой. Проверка ее состояния производится при боковом свете. Обнаруженная глянцевая пленка укрепляющего состава должна быть немедленно убрана соответствующим способом (см. Примечание).

Первоисточник: 
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. НЕКРАСОВ А.П., БАЛЫГИНА Л.П.; Владимир 1997
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.