Шлем "Шишак" русская сталь арх. рест. 1999г. Московский Центр Археологии. Новый метод реставрации металла Смирнова И.П.

Аватар пользователя smirnov
Шлем "Шишак" русская сталь арх. рест. 1999г. Московский Центр Археологии.
Фото до реставрации: 
Шлем "Шишак" русская сталь арх. рест. 1999г. Московский Центр Археологии.
Шлем "Шишак" русская сталь арх. рест. 1999г. Московский Центр Археологии.
Фото после реставрации: 
Шлем "Шишак" русская сталь арх. рест. 1999г. Московский Центр Археологии.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Историческая справка: 

Шлем "Шишак" русская сталь арх. рест. 1999г. Московский Центр Археологии.

Методика: 

Здесь показаны возможности метода по выявлению формы и поверхности экспонатов со слабо и
средне выраженным металлическим ядром .
Подобные экспонаты, в настоящее время, могут подвергаться только механической расчистке
с тампонной химической обработкой поверхности, что может угрожать экспонату разрушением,
и делает полученную поверхность , мягко говоря спорной, чего нельзя сказать о поверхности,
полученной на экспонате Шлем "Шишак", т.к. она получена в результате преобразования
корозионного слоя, без механического воздействия.

wayd@mail.ru
пишите, поговорим.

Средняя оценка
(6 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
182
points

Не понимаю зачем скрывать методику реставрации. Проблем по реставрации чёрного металла достаточно много, особенно по реставрации тульской художественной стали. Наиболее безопасным считаю следующий способ, описанный во множестве старинных рецептов.. Рыхлая ржавчина удаляется механически (толстые наслоения) и затем поверхность обрабатывается хорошо проникающей смазкой, которая подрывает коррозию до поверхности. В настоящее время существует множество средств для откручивания проржавевших соединений, в некоторых есть ингибиторы коррозии. Подбор проникащих смазок во многом зависит от конструкции предмета (могут быть инкрустации другими металлами). Очень важно, чтобы составы не создавали гальванических пар. Необходимо опробование на опытных образцах, так как составы смазок обычно засекречены производящей их фирмой. Реставратор должен обладать определёнными техническими и химическими знаниями и уметь искать информацию. Большой опыт применения таких смазок и средств для очистки коррозии есть у специалистов автосервисив и часных владельцев автомобилей. Автомобиль достаточно дорогая вещь и владелец чем попало пользоваться не будет. Нужны консультации с опытными химиками и безусловно испытания в климатических камерах. с уважением Анатолий. Готов к открытой без секретов дискуссии на эту тему.

Анатолий Рябинков

150
points

Я пытался добиться от мин. культа признания положительного результата применения метода.Но они попытались сделать вид что никакого метода нет.А меня и жену все таки выдавили из профессии.Я еще пытаюсь добиться легализации метода.
Вообще-то мин. культ Гос.Ниир И грабаря в курсе с1998 года.

Илья

173
points

На фото(верхняя часть шлема) конфигурация отверстия изменилась. Почему?

133
points

Интересно было бы поподробнее услышать о новом методе, хотя бы в общих чертах...

133
points

Предполагаю, что этот "новый" метод Смирнова И.П. не что иное как обработка поверхности преобразователем ржавчины.
А новизна , видимо, в виртуальности его воздействия

С уважением,grazie

136
points

Очень жаль. Преобразователь ржавчины в моем случае - не подойдет. Придется работать по старинке - медленно и печально..

171
point

Но преобразователь и не предназначен для удаления коррозии.. с его помощью можно сохранить форму сильно корродированного археологического предмета ( оксиды железа переходят в таннатные комплексы, например)

С уважением,grazie

136
points

Все верно... Именно это и требуется.. Только проблема в том, что между слоями солей железа прослойки из солей кальция. Да и в адсорбированном виде этих солей полно. Поэтому преобразователь использовать не получится.

160
points

1.Монеты археологическая бронза, Тамань музей им. Пушкина.
Черно-белые фотографии до и после реставрации 1999 года, цветное фото сделано по истечении
6и лет хранения (27.05.2005г.)
На этих снимках вы можете видеть, как за счет преобразования поверхности, сформировался ясно
читаемый рельеф из плотных кристаллиНаучная конференция в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 16.05.2005г.
Д О К Л А Д .
Докладчик: Смирнова Анна Степановна художник реставратор металла 1 категории .
Тема: Проблемы современной реставрации металла и возможности их решения.
Сообщение о проделанной работе , о возможностях и преимуществах
разработанного метода реставрации металла.
За время работы в музее им. Пушкина , мной проводилась реставрация экспонатов различных
по состоянию сохранности, из различных металлов как то: сталь, медь , олово, свинец, и их соединения -
бронза и так далее.
Разработанный в 1992 году, и заявленный на реставрационном совете в 1998 году, метод реставрации металла,
отработанный более чем на 8и.тысячах экспонатах в 15 музеях России, позволил повысить качество
реставрации и обеспечить многолетнее хранение экспонатов, без изменения внешнего вида.
Позвольте всем представить подборку фотографий, демонстрирующих возможности и преимущества
предлагаемого метода реставрации металла.
ческих структур, проявляющих стойкость к внешним воздействиям.
Состояние сохранности после 6и лет хранения , убедительно подтверждает сказанное
2. Далее подобраны также бронзовые археологические предметы - браслет и ручку
от сосуда в виде листьев, Таманская эксп. 1999 года музей им.Пушкина
Здесь продемонстрирована возможность выявления формы предметов и их поверхности,
за счет уменьшения объема коррозионного слоя.
3. Бляхи бронзовые археологич. с золотой наводкой в виде оленя и лося . Таманская эксп.
1999г. и скульптура "Изида" бронза археологич. в кусках .реставрация 2001г.хран. музея им. Пушкина.
Эти экспонаты объединены в одну группу для наглядного объяснения отличия
предлагаемого метода , от ранее применявшихся.
Экспонат "Изида" ранее был реставрирован одним из методов, основанным на удалении продуктов
коррозии,- травлением. В результате, предмет частично утратил форму, приобрел губчатую структуру
поверхности, повторно корродировал. В отличии от Изиды, археологич. бляхи, несмотря на слабо
выраженное металлическое ядро, в результате примененного метода, основанного на преобразовании,
а не на удалении продуктов коррозии, сохранил свою форму ,и приобрел плотную поверхность ,
передающую рисунок, нанесенный автором. Совершенно очевидно, что при реставрации этого
предмета существующими методами химической или механической очистки, такой результат
получить невозможно, по определению. Реставрация статуэтки "Изида" существующими
методами также невозможна из-за чрезвычайной хрупкости экспоната.
4 Серьги серебряные, археологические из Уральского краеведческого музея рест. 1999г.
На этих снимках видно, что поверхность состоящая из рогового серебра, солей серебра и лигатуры,
а также посторонних наслоений , была преобразована химическим, а не термическим способом,
что позволило сохранить первоначальную структуру металла и свести к минимуму воздействие
на экспонат. Я считаю термическую( высокотемпературную обработку) археологического серебра,
недопустимой, из-за того, что, после отжига экспонат практически не отличим от новодела,
а стало быть , отжиг может применяться только, как способ восстановления пластичности
металла при выправлении деформаций.
5 Топор железный археологический .рест.1999г. хранение уральского музея.
Замок врезной , железо, рест. 1999г. Московский центр археологии.
На фото видно , как изменяется внешний вид экспонатов из железа с ярко выраженным металлическим
ядром.
6 Плошка с ручкой археологическое железо , рест. 1999г.
Шлем "Шишак" русская сталь арх. рест. 1999г.
Московский Центр Археологии.
Здесь показаны возможности метода по выявлению формы и поверхности экспонатов со слабо и
средне выраженным металлическим ядром .
Подобные экспонаты, в настоящее время, могут подвергаться только механической расчистке
с тампонной химической обработкой поверхности, что может угрожать экспонату разрушением,
и делает полученную поверхность , мягко говоря спорной, чего нельзя сказать о поверхности,
полученной на экспонате Шлем "Шишак", т.к. она получена в результате преобразования
коррозионного слоя, без механического воздействия.
7.Шкатулка и Письменный прибор работы тульских мастеров
полированная сталь, инкрустация латунью и оловом. рест.2000г. хранение Егорьевский музей.
На этих фотографиях видны возможности метода, при реставрации неразборных объектов из
разных металлов с внутренними, недоступными для механической обработки ,полостями.
Особым условием, делающим реставрацию традиционными методами невозможной,
является то, что использованное в экспонате сочетание металлов, образуют при попадании
электролита, гальванические пары, что привело бы к разрушению одного из компонентов.
Инкрустация экспонатов держится на гидроокиси железа и не имеет контакта с основой,
поэтому, любая попытка травления привела бы утрате инкрустаций.
Так же, серьезным препятствием является наличие полостей, из которых невозможно удалить
полностью ни продукты коррозии, ни реактивы, применяемые в современных методах реставрации,
что делает применение традиционных методов невозможным, из-за высокой вероятности
рецидива коррозии и последующего разрушения экспонатов.
В тоже время, применение нашего метода, позволило получить прекрасный результат не только
реставрации, но и хранения. На цветном фото экспонаты после пятилетнего хранения.
8 Набор медицинских инструментов реставрация 2005г. Музей В.С.
Здесь про иллюстрированы возможности метода по реставрации экспонатов из латуни и стали
с хромированным гальваническим покрытием , результат говорит сам за себя
.
9 Свинцовое письмо . археология ГМИИ ИМ. Пушкина . рест. 2001г.
На этих снимках видно, что сыпучие свинцовые соли , преобразованы в оксид свинца и
комплексные соли, с частичным восстановлением металла. Процесс разложения свинца
остановлен. При этом открылось дополнительно, более 15% поверхности с текстом
а в некоторых случаях, при отсутствии ярко выраженного металлического ядра, к утрате
Расширенное сообщение о реставрации свинца и их сплавов будет опубликовано отдельно.
а в некоторых случаях, при отсутствии ярко выраженного металлического ядра, к утрате
Такой результат позволило получить то обстоятельство, что выше упомянутый метод, за счет
применения реактивов, считающихся ингибиторами, исключающими необходимость последующего
удаления, позволяет, химическим способом, замещать в продуктах коррозии кислотные остатки
и гидроксильные группы, на кислород. Что приводит к резкому уменьшению объема коррозионного слоя.
В следствии небольшой разницы в объеме металлов и их окислов позволяет получить поверхность,
максимально приближенную к оригинальной.
В то время как ,применение известных методов химической , электрохимической, гальванической
и механической очистки основанной на удалении продуктов коррозии, приводит к уничтожению
слоя потенциально несущего в себе информацию о поверхности и форме экспоната,
а в некоторых случаях, при отсутствии ярко выраженного металлического ядра, к утрате экспоната.
Возможность преобразования коррозионного слоя, не удаляя его , вместе с минимальным
воздействием на экспонат, делает данный метод предпочтительным, а в некоторых случаях
единственно возможным к применению, при реставрации археологических, сильно корродированных
экспонатов, а также хрупких, растравленных в процессе пред идущих реставраций, экспонатов.
Следует также учитывать, что разработанный Смирновым И.П. , в силу выше перечисленных
преимуществ и возможностей, значительно повышает сопротивляемость экспонатов внешним
факторам.
Это позволяет обеспечить успешное многолетнее хранение экспонатов в разных климатических
зонах, без видимых изменений, а также позволяет проводить полноценную реставрацию в полевых
условиях и мало обеспеченных музеях.
Метод не требует применения дорогих и вредных реактивов и сложного оборудования
и позволяет, при необходимости, остановить процесс после преобразования активных составляющих,
без вреда для экспоната, а также эффективен, производителен и экологически безвреден.
Все выше перечисленное делает предложенный метод единственно возможным к
применению в решении целого ряда застарелых проблем современной реставрации металла.
Ввиду того ,что научная обработка данных, проводилась частным порядком,
я сейчас не могу обнародовать их полностью.
Поэтому, приглашаю научные организации и заинтересованных лиц,
к сотрудничеству.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Илья

130
points

дело в том что описанное в докладе /и реставрация еще более 8000 ед хранения в различных музеях страны/ стало возможным благодаря тому что танин при уменьшении концентрации и правильном применении дает результаты недоступные, во многих случаях,известным методам.
Уважаемые коллеги ,спрашивайте ,постараюсь ответить...

Илья

Отправить комментарий

ик_нопись:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.