ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Глава 1. О МАТЕРИАЛАХ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

При выборе материалов и методов их применения в практической реставрации настенной живописи реставратор руководствуется собственным опытом работ и рекомендациями соответствующих подразделений реставрационных организаций. Но вместе с тем современный реставратор не может довольствоваться чисто внешним эффектом своей работы. Он все чаще и чаще задает себе вопрос: может ли выполненная им реставрация сберечь данный памятник на долгие годы, предотвратить дальнейшее его разрушение или, хотя бы, замедлить его?

Чтобы ответить на этот вопрос, реставратору необходимо знать, какие физико-химические факторы влияют на сохранность памятника, каковы причины его разрушения и каковы свойства материалов, применяемых им в реставрации.

Памятник архитектуры - это сложный комплекс материалов, каждый из которых имеет свои особенности. И хотя все они, казалось бы, находятся в единых условиях, однако поразному воспринимают различные воздействия на них условий внешней среды, в них происходят различные процессы, результаты которых также неодинаковы. Поэтому реставрация древних памятников требует подлинного научного решения. Одной из наиболее актуальных проблем реставрации настенной живописи является правильный, научнообоснованный выбор материалов укрепления росписей. За годы советской реставрации материалы и методы их применения для укрепления красочного слоя живописи, так же, как и другие процессы консервации и реставрации, претерпели изменения, прошли проверку в различных памятниках и условиях.

В этом разделе, кроме документальных сведений и наблюдений за сохранностью монументальной живописи с 1945 г., использован собственный опыт авторов по укреплению красочного слоя. Этому способствовали многолетняя совместная работа с художниками-реставраторами владимирской реставрационной мастерской и реставраторами других мастерских, а также участие в работе комиссий по наблюдению за реставрационными работами при Государственной инспекции по охране и реставрации памятников Министерства культуры РСФСР. Выводы о применяемых ранее материалах подкрепляются опытными укреплениями, проведенными Филатовым В.В. совместно с химиком Т.И.Шашкиной в 1948 г. и прошедшими почти полувековую проверку.

В настоящем пособии материалы и методы их применения представлены в хронологическом порядке. Некоторые материалы уже исчезли из практики реставрации, но их необходимо знать, т.к. введенные в произведения, они придали им новые свойства, иногда значительно изменившие первоначальные, приданные автором.

В разделе изложены также причины перехода к новым синтетическим укрепляющим материалам, способы и методы их испытания в лабораторных и натуральных условиях, дана характеристика наиболее приемлемых по своим свойствам материалов, успешно применяемых вот уже в течение десятка лет в практической реставрации во многих мастерских нашей страны.

До недавних пор в практической реставрации для укрепления стенных росписей пользовались преимущественно природными материалами, такими как казеин, растительные камеди, желток яйца или цельное яйцо, и другими. Эту традицию обосновывают тем, что якобы лучше сочетаются одинаковые по природе материалы, а долговечность памятника как бы служит этому подтверждением. Однако реставрация природными материалами в большинстве случаев не является реставрацией "родственными", а тем более идентичными материалами. Природные материалы со временем необратимо стареют, порой полностью изменяя свои первоначальные свойства. Известно, например, что белки осетрового клея, яйца, казеина, старея, денатурируются. Изменения их, как правило, необратимы. Они сопровождаются потерей растворимости, разрушением и распадом крупных молекул белка на более мелкие, простые. Существенным является также факт применения природных связующих в комплексе с пигментами, что создает материал, отличный по свойствам от "чистого" связующего. Т.е. реставраторы вводят в красочный слой живописи с уже разрушенным связующим материал, существенно отличающийся по своему строению, хотя и одинакового происхождения. Поэтому доводы в пользу природных материалов нельзя считать убедительными.

Первоисточник: 
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. НЕКРАСОВ А.П., БАЛЫГИНА Л.П.; Владимир 1997
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.