ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Дворяне Внуковы не исчезли бесследно("мемориальную память" реконструировали благодаря вмешательству реставраторов).

Аватар пользователя Владимир
Дворяне Внуковы не исчезли бесследно

Сорокин В.Г.   О ЗАКАЗЧИКАХ РОСПИСИ ЦЕРКВИ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО В СЕЛЕ ЗАБОЛОТЬЕ

В 1999 году, после долгого запустения, здание церкви Спаса Нерукотворного села Заболотье было возвращено Русской Православной Церкви. Летом 2004 года в интерьере храма начались ремонтно-восстановительные и консервационные работы, которые, наряду с противоаварийными и консервационными мероприятиями, включали в себя также и научно-исследовательские мероприятия.

В результате изучения состояния ограждающих конструкций и толщины культурных наслоений древнего пола четверика в слоях песчаной подсыпки была обнаружена первоначальная плинфяная вымостка главного объема церкви. Пол состоял из уложенных по диагоналям, в шахматном порядке рядов черной и красной плинфы размером 23 х 24 х 6 см. Но главным открытием стало обнаружение разрозненных фрагментов битой штукатурки со следами надписей. Высота и палеографические особенности этих надписей оказались близки размерам букв текстовой части круглых медальонов, расположенных в полотенечном регистре южной стены четверика. В медальонных текстах, как можно догадываться, была представлена информация летописного характера. Здесь воспроизводились имена и фамилии строителей храма, заказчиков и исполнителей его стенной росписи 1.

    В настоящее время в летописных клеймах удается прочитать следующие словосочетания: «РЧА ГОДА…СЕНТЯБРЯ…», «ПОДПИСАСЯ СЕЙ С(вя)ТЫЙ ХРАМ…», «…КИХ КНЯЗЕХ». «…САМОДЕРЖЦЕХ…» , «…И ИЗВОЛЕНИЕМ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ВОСХОТЕ…», «…ХРИСТОС ИСТИНА  ОТ КОФЧЕГА НОЕВА», « ИВАНОВИЧ ВНУКОВ З БРА…», «ТУЮ Ц(е)РКОВЬ СИЮ…».По фрагменту надписи найденной в завалах строительного мусора две последние строчки данной настенной летописи  реконструируются нами в следующем виде: «…И ИВАН ИВАНОВИЧ ВНУКОВ З БРАТ(ь)ЯМИ…», «СТЕННЫМ ПИСМОМ С(вя)ТУЮ Ц(е)РКОВЬ СИЮ…»

Приведенные обрывки, когда-то связного текста,  позволяют говорить о том, что стенопись Спасской церкви была создана  на средства и «по обещанию» братьев Внуковых в 1682 году.  Строился же  кладбищенский храм, скорее всего, как семейная усыпальница.

В небольшой заметке в хорошо известной энциклопедии Брокгауза и Ефрона о фамилии Внуковых имеются следующие упоминания: « Внуковы – русские дворянские роды. Существует 5 дворянских родов этого имени, различного происхождения. Родоначальником первого из них был лихвинец Кирилл Афанасьевич Внуков, владевший поместьями в Масальском уезде (1636). Потомки его внесены в VI часть родословной книги Калужской губернии.

Другой род происходит от Андрея Петровича Внукова, служившего городовым дворянином по Переславлю-Залесскому в половине XVII века. Этот род внесен в III часть родословной книги Тверской и Ярославской губерний.

Родоначальниками третьего рода Внуковых были братья Антон, Алексей, и Григорий Ивановичи Внуковы, служившие по городу Курмыгау (1642-1655). Потомки их владели поместьями в Пензенской губернии, где и внесены в VI часть родословной книги.

Последние два рода Внуковых – позднейшего происхождения.

Существовал еще род Внуковых, который вел свое происхождение от великого князя Рюрика. Непосредственный родоначальник их, Семен Григорьевич Нетшин, по прозванию Внук, был праправнуком Александра Юрьевича Нетши, из рода князей смоленских. С.Г.Нетшин-Внук был в 1524 году воеводою в Муроме. Потомком его был Петр Иванович Внуков. Этот род угас в половине XVIII века».

Интересующий нас род, скорее всего происходит от Андрея Петровича Внукова, служившего в середине XVII века, как следует из приведенного текста, городовым дворянином по Переславлю-Залесскому. Хотя не исключена связь заказчиков росписи и с родом С.Г.Нетшина-Внука – в стенописи пару традиционному для ярославских стенописей изображению Святого благоверного князя Федора Черного – смоленского и ярославского «с чады» составляют не ярославские князья первой династии – Василий и Константин, как в большинстве росписей ярославского круга ( эти образы традиционно воспроизводились на западных гранях  ближайших ко входу столбов), а композиция представляющая князей Муромских – Константина. Михаила и Федора.

Наряду с этим, есть основания предполагать, также, что один из заказчиков стенной росписи – скорее всего священник храма, имел новгородские корни и был связан в какой-то период своей деятельности с новгородской землей.

Дело в том, что на восточной стене трапезной, примыкающей к объему четверика, над аркой центрального портала -  соответственно на видном и почетном месте, художники разместили в круглых медальонах  образы девяти святых Великого Новгорода, святых, широкого почитания которых в Ростово-Ярославской епархии никогда не было. Это изображения епископа  Никиты (умер в 1108 г.), архиепископа  Пимена (1571). Архиепископа  Евфимия (1458), архиепископа Иоанна (1417), епископа Нифонта (1156), а также других высших иереев Новгородской митрополии, имена которых в настоящее время не читаются.

Подводя итог анализу известных нам на сегодняшний день письменных и иконографических источников, касающихся истории появления в небольшом сельском храме фресковой росписи очень высокого художественного уровня, важно отметить одно обстоятельство.

В отличие от церквей Ярославля, украшавшихся, как известно, на деньги торгового сословия - богатых посадских людей и купечества, спасская роспись была исполнена на средства представителей состоятельной дворянской, или даже боярской семьи.

После введения в научный оборот данного памятника, рассмотрения его иконографических и стилистических особенностей у специалистов может появиться уникальная возможность ответить на давно назревший вопрос - на сколько близки были эстетические установки русской аристократии  художественным установкам и взглядам на религиозное искусство третьего сословия, и так ли важен для науки социальный аспект при рассмотрении произведений церковной монументальной живописи3.   1 См.: Скок СВ. Результаты химического неполного количественного анализа образцов штукатурного грунта из церкви Спаса Нерукотворного в селе Заболотье Тутаевского района Ярославской области (XVII век). Рукопись. Ярославль, 2004 г. Сравнительная характеристика образцов штукатурного грунта. 2Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1892. Т. 12. С.687. 3Статья опубликована в X юбилейном сборнике научных чтений памяти И.П.Болотцевой. ЯХМ, Ярославль,2006 г.

Тема получила неожиданное развитие на Ярославском генеалогическом форуме forum.yar-genealogy.ru/index.php

С уважением Владимир Сорокин

Средняя оценка
(7 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
131
point

Ну Володя, архив трещал наверное :))) Нажми на редактирование и вставь фотку, посмотреть на шедевр :))) если есть...

176
points

Трещал только мой архив. А открытие сделал совершенно случайно за компьютером, в 4 часа утра ,так на радостях чуть крыша не поехала. Сразу подал заявку на участие в научной конференции.

С уважением Владимир Сорокин

117
points

Поздравляю с открытием. Всегда приятно что-либо найти самому.
Сам пока могу "похвастаться" только идентификацией кирпичей из которых строилась церковь на которой мы работали по живописи. Да и то по книге-каталогу. Есть такая по кирпичам и проч.
Посмотри м.б. и на этом объекте есть кирпичи с клеймением или иными надписями:)
Всех благ, Роман - спасибо за поздравления.

212
points

Привет, Егор. Приятно пообщаться с умным человеком. На нашем объекте кирпич сырцовый, местный, очень плохого качества. Сарабьянов приезжал с комиссией, видел. Может фигурировать только как материал местного производства, плохо прошедший выдержку временем. (отсутствие результата-тоже результат).

С уважением Владимир Сорокин

136
points

Скину тебе координаты "умной" книжки

209
points

Спасибо,Егор.
Жду с нетерпением.Кстати, у нас был Филатов.По-моему, заинтересовался нашим Казанским собором и подбивает ходы к тысячелетию Ярославля.Если все заладится,будет возможность поработать вместе.Давненько не был в Ярославле?А ведь можно приехать и необязательно останавливаться в гостинице...

С уважением Владимир Сорокин

129
points

Володя! а статьи по этому храму из сборника Болотцевских чтений скачать где-нибудь можно.
Господа! Завидуйте! Я ездила в Заболотье. Живопись - сказка. Есть фотки. Повешу в ближайшее время в своём дневнике.

143
points

Единственное,что могу предложить из своего личного архива,иконографию по храму,поскольку это наша с Шиловым совместная разработка.А сборник продается в Митрополичьих палатах.

С уважением Владимир Сорокин

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.