Реставрация Казанской иконы Божьей Матери Начало 18-го века.145х125 см.

Аватар пользователя Mariart
реставрация икон
Фото до реставрации: 
Состояние сохранности. Доски иконы распались на два щита по месту их центрального стыка. Основа иконы имеет коробление, причём коробление каждой доски в отдельности.Следы предыдущих реставраций. по основе можно определить, что икона поновлялась.по всей поверхности иконы видны записи
реставрация икон
Фото в процессе реставрации: 
общий вид.
реставрация икон
Фото в процессе реставрации: 
лики. фрагмент
реставрация икон
Фото после реставрации: 
общий вид. после реставрации
Произведение принадлежит: 
частному владельцу
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

общее заключение о состоянии памятника
В реставрацию икона поступила в аварийном состоянии. Иконный щит был разъят на 2 части, в нижней части щита сохранился обломок шпонки со свободно торчащим рваным краем- скорее всего результат механического воздействия. Щит иконы был подвижен, доски расходились с образованием трещин. Основу иконы составляют 4 доски. Коробление основы- каждой доски в отдельности. На иконе по вертикале имелись трещины по стыкам досок основы со значительными утратами по краям (сильно пострадал лик Богоматери- утрата фрагмента глаза, носа, щеки). На фотографиях до реставрации виден свободно висящий фрагмент живописи- поновительская, ремеслянная вставка по центральному стыку досок основы. Уже по основе можно определить, что икона неоднократно поновлялась. По центральному стыку досок основы была вклеена поновитеьская деревянная рейка , на торцах по стыкам стояли металлические скобы. Всюду по стыкам просматривались остатк столярного клея и синтетического( клея «момент»), что говорит о сравнительно недавних поновительских работах. Трещины от разрыва древесины в нижней части, сколы, утраты, расщепы. С оборота древесину закрывали 4 слоя масляной краски и копоть вызванная скорее всего ожогами. Обнаружены многочисленные гвозди, остатки гвоздей, гвоздевые отверстия на торцах, лицевой стороне и остаток оклада на нижнем поле.
По трещинам древесины левкас с красочным слоем отходил от основы. В нижней части иконы полное отставание грунта и паволоки от доски.
В результате подробного визуального изучения памятника, авторская паволока наблюдалась только по стыкам досок. При поновлении иконы паволока была нанесена на нижнее поле иконы и по центральному стыку досок на месте лика Богоматери с заходом на авторскую живопись.
Живопись оригинала находилась под слоем поверхностных загрязнений, потемневшей сгрибленной олифы, записью и частичными прописями Слой записи существенно искажал представление об общем колористическом решении памятника и кроме того изменял авторский рисунок.

Историческая справка: 

Иконографическая справка .
Одигитрия (греч. Путеводительница) - знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском мире. Название, согласно византийским источникам 11-12 вв., происходит от греч. Odegoi — указывающие путь; этим словом называли проводников, сопровождавших слепых к чудотворному источнику, на пути к которому располагался храм Одигон с хранившейся там чудотворной иконой Одигитрией. Со временем с этой иконой стали связывать греческое сказание 6 века о написании первого образа Богородицы при Ее жизни евангелистом Лукой. Предание церковное говорит, что первая икона Божией Матери, получившая позднее наименование Одигитрия, или Путеводительница, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой, благословлена самою Божией Матерью — «благодать моя с иконою сею да будетъ», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении её в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Хотя ни одна из икон, написанных апостолом, до нашего времени не дошла, но те списки, которые по времени создания восходят к раннехристианским временам, позволяют говорить о том, что уже тогда была крепка вера в заступничество Пресвятой Девы.
Икона Одигитрии исторически появляется на пороге византийского искусства, вслед за первым расцветом его в эпоху Юстиниана, и, как мы увидим, представляла собою (вероятно, уже в одном из первых списков) произведение утонченного греческого стиля. Правда, основной тип Одигитрии, согласно преданиям, происходил с Востока (сирийского), и византийские историки единодушно относили его появление к 450-мъ годам. Древняя икона Одигитрии будто бы была прислана из Иерусалима императрицею Евдокиею женою Феодосия.
Оригинал Одигитрии представлял Богоматерь стоящею во весь рост и держащею Младенца Христа на левой руке.
Поясные изображения Одигитрии Скорее всего восходят к изображениям на свинцовых печатях, являются, обычной схемой образа Божией Матери, а если мы примем во внимание, что и в самой иконописи это один из наиболее распространенных иконописных типов, то станет понятно, насколько трудно извлечь из этого множества изображений, при нескольких наблюдаемых в этой схем вариантах, черты подлинного исторического оригинала. В настоящее время является, по видимому, возможность выделить тип и далее варианты в этом типе, а также поднять вопрос о древних списках Одигитрии, получивших особое наименование и эпитеты.
История почитания образа.
Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери. Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.
На иконе русской Одигитрии мы видим не поясное, а оплечное изображение Богоматери и Младенца Христа, благодаря чему их лики как бы вплотную приближаются к молящимся. Лёгкий поворот головы Богородицы направляет наше внимание на Её Божественного Сына, который маленькой ручкой благословляет Богоматерь, а в её лице – и всех христиан. Мария становится Богоматерью через рождение Иисуса от Святого Духа. Мы видим перед собой не просто мать и дитя. Мы прикасаемся в этот момент к тайне Боговоплощения. Принимая в себя Божественный свет, ибо «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы», Дева Мария достигает высшей степени святости и обретает бессмертие.

Состояние до реставрации: 

. Состояние памятника при поступлении в реставрацию
а) по визуальным наблюдениям:
Основа: Деревянный щит был разъят на 2 части, в нижней части правого щита сохранился обломок шпонки. Щит иконы был подвижен, доски расходились с образованием трещин. Основу иконы составляют 4 доски.
Порода дерева - предположительно липа, доски обработаны скобелем.
Основа без ковчега. Верхние стороны основы протёсаны по краям под углом приблизительно 45 градусов. Торцы заолифлены. Оборот в четыре слоя перекрашен масляной краской:
Состояние сохранности.
Доски иконы распались на два щита по месту их центрального стыка. Основа иконы имеет коробление, причём коробление каждой доски в отдельности.
Следы предыдущих реставраций
Уже по основе можно определить, что икона неоднократно поновлялась.
Паволока.
Визуально просматривается только по стыку досок основы и в нижней части иконы. Цвет паволоки- серый. По центральному стыку досок основы оторванный кусок паволоки вместе с грунтом и красочным слоем находится в свободном положении, не зафиксирован на досках основы. Предположительно- эта паволока поновительская, так как она перекрывает в местах стыка досок нижележащий красочный слой. Того же характера паволока лежит в нижней части иконы, по нижнему полю. Авторская паволока видна на центральном стыке досок щита. Паволока сильно загрязнена. Переплетение нитей прямое полотняное. Плотность переплетения нитей авторской паволоки 8х10нитей, поновительской-10х12 нитей на 1квадратный сантиметр. Цвет ткани: авторская - серовато-тёплого цвета, поновительская более холодного оттенка. Поновительская паволока отстаёт от доски в нижней части иконы, по нижнему полю вместе с грунтом и красочным слоем. Паволока лежит только на месте стыка досок основы, судя, по тому, что по краям изображения в местах утрат грунта и красочного слоя паволока не просматривается.
Грунт: Левкас. Предположительно клеемеловой, белого цвета Слой грунта толщиной около 1,5 мм. В местах стыка досок толщина грунта доходит до 3-х-4-х мм, здесь просматривается 2 а где-то и 3 слоя поновительского грунта толщиной около 1-го мм. Руководствуясь данными химических исследований можно сказать, что авторский грунт клеемеловой. В местах поновительских вставок грунт первого слоя вставки содержит гипс. Поновительские гипсовые вставки перекрывает слой клеемелового грунта,а вместах стыка досок перекрывается ещё одним слоем клеемелового грунта.. Авторский грунт довольно плотного характера, имеет тёплый оттенок, поновительский рыхлый сыпучий.
Авторский грунт имеет линейный характер кракелюра. Поновительский грунт в местах вставок имеет сложный, ярко выраженный характер кракелюра, начинающийся от переферии-границы встаки и линейно расходящийся к её центру. Кракелюр с приподнятыми жёсткими краями, а на месте вставки нижнего поля в боковом освещении наблюдаются осыпи груета. Утраты авторского грунта по углам, по периметру иконы, и значительные утраты по стыку досок основы. А также авторский грунт утрачен по нижнему полю иконы, где сделана поновительская вставка. Грунт по нижнему полю иконы имеет расслоения, утраты, вздутия. Отходит от доски вместе с поновительской паволокой. Участки позднего поновительского грунта поверх авторского красочного слоя прослеживаются в районе гематия, нимба и лика Богоматери, нимба, лика, руки и одежд Спасителя. Связь авторского грунта с основой хорошая, связь поновительского грунта с основой нарушена.
Красочный слой: Техника живописного слоя- яичная темпера, серебрение. Связь красочного слоя с грунтом хорошая. Под слоем сильно потемневшего защитного покрытия шелушение красочного слоя наблюдаются только вокруг лика по гематию Богоматери. Утраты красочного слоя соответствуют утратам и повреждениям грунта. Нимбы Спасителя, Богоматери, выполнены листовым серебром.
Следы предыдущих реставраций: практически по всей поверхности иконы под потемневшим защитным покрытием прослеживаются записи темперными и масляными красками. Поля иконы имеют очень тёмный (почти чёрный) не характерный оттенок, предположительно записан фон, окантовка нимбов, рельефные прописи по разделки одежд Богоматери, и прописи одежд Спасителя, предположительно выполненных изначально листовым серебром с живописной разделкой. На ликах Богоматери и Спасителя частичная, рельефная пропись плавий темпернами красками, прописаны контуры бровей, глаз, носа, губ с некоторым незначительным изменением рисунка. Дополнения красочного слоя в местах утрат авторского по новому реставрационному грунту заходящие на авторскую живопись на месте стыка досок, вдоль нижнего поля иконы, на изображении руки и лика Спасителя, на гематии и по краю лика Богоматери. Потёртости, помытости авторского слоя живописи в результате неумелого удаления покровной плёнки или записей в местах предыдущих проб на раскрытие авторской живописи. Утраты красочного слоя соответствуют утратам грунта. Сильно пострадал лик Богоматери- утрачены фрагменты глаза, носа, щеки.

Методика: 

Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
1. Противоаварийная, временная консервация деформаций, отставаний, вздутий грунта и красочного слоя.
2. Удаление гвоздей, остатков басмы с поверхности иконы, с оборота и с торцов.
3. Работа с основой:
- удаление пылевых загрязнений
- удаление поздних слоёв масляной краски
- удаление поздних деревянных реставрационных вставок и металлических креплений досок основы.
- слейка досок основы
- изготовление шпонок на место утраченных.
- заделка трещин древесины
- восполнение утрат древесины
- вощение оборота и торцов
4. Удаление поверхностных загрязнений: пыли, сажи, копоти, воска.
5. Пробное раскрытие авторского красочного слоя-отработка методики удаления слоёв покрытия и записей.
6. Раскрытие авторского красочного слоя- удаление олифы и записей.
7. Удаление поздних реставрационных вставок с перегрунтовками до древесины
8. Укрепление красочного слоя, грунта и паволоки.
9. Нанесение реставрационной паволоки в местах утрат по стыку досок.
10. Нанесение реставрационного грунта.
11. Тонирование. Восполнение утрат красочного слоя.
12. Покрытие реставрационным лаком.

Результаты проведённых мероприятий
(описание изменений технического состояния, внешних изменений памятника после реставрации, уточнение атрибуций и пр.)
В результате проведения реставрационных мероприятий с оборота иконы были удалены поздние слои масляной краски и поверхностные загрязнения, по стыку досок были удалены поздние реставрационные крепления досок, демонтированы металлические крепления с верхних и нижних торцов иконы. Авторская живопись раскрыта от потемневшей сгрибленной олифы, одной сплошной и нескольких частичных прописей. Все надписи на иконе были повторены поздними, поновительские удалены. Под слоем записи обнаружены многочисленные перегрунтовки, заходящие на авторскую живопись для выравнивания плоскости доски. Вдоль стыков досок по изображениям фигур Богоматери и Спасителя проходили большие вставки поновительского грунта. При удалении вертикальных перегрунтовок, проходящих по фигурам были открыты значительные по площади участки авторской живописи. Все поновительские вставки с ремесляной записью были выбраны до доски. Грунт и красочный слой укреплён многочисленными пропитками осетровым клеем. Щит иконы склеен, по стыкам досок основы вклеены рейки, шпонки изготовлены заново на место утраченных. По стыкам досок на торцах поставлены деревянные врезки, крупные утраты восполнены вставками древесины, расщепы и трещины от разрыва древесины, сколы, мелкие утраты, заполнены клеем с опилками, затонированы в тон древесины. Поверхность оборота и торцы пропитаны раствором воска. Утраты авторского грунта восполнены реставрационным левкасом. Участки реставрационного грунта и раскрытые участки живописи были затонированы акварельными красками. Для защиты на поверхность был нанесён реставрационный лак. Произведению возвращён экспозиционный вид.

Средняя оценка
(10 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
186
points

Уважаемая Mariart ! На пленке серебра может был подсвеченный лак?

171
point

На фотографиях странная последовательность.
Раскрытие до работы с доской? И левкас на нераскрытой иконе подведен.
И вдруг следующее фото - икона наполовину раскрыта, а левкаса уже нет, и доски не соединены...
Фотошоп поработал? Или это чудеса какие то...

215
points

Третий ряд фото вниз от верха (первая фоография ряда) - реставрационный грун "висит" в пространстве между досками. Уважаемая Mariart! Надо объяснить это необычное явление!

162
points

ikona naverno postupila uze sklejennoj i zagruntovannoj PROFESJONALNO V stile picaso ,a udalenje etovo Profesjonalnovo grunta delo ne iz prijatnych (ot 10 do 100 czasov raboty a to i bolje pri takom formate + na otstajuszczem zybkom levkase ....) ,i raskrytije delalos nemnogo podvigaja grunt po potrebnosti ,provisajet zaklejka na neudalennom do konca grunte ,raskrytje moja tema no s foto 59 kilobajt objema komentirovat ne berus ot 1-2 mb uze mozno a tak ot 5-7 mb,
jesli normalno to od 10 i vysze (foto mozna stavit na jandex ili kuda ?a siuda ssylku... no poczemu to etovo ne delajut :) ) (v Rossiji krepkije szkoly i rezultaty ""videnja s zakrytymi glazami "" a forum naverno filial odnoj iz szkol :)

Lesser

203
points

larsen. цветной лак на серебре может быть. я в своей практике такие случаи встречала в основном на 19-ом веке. в данном произведении он отсутствует, либо был удалён в процессе предыдущих реставраций,которых(судя по вмешательствам в авторский красочный слой было по крайней мере две капитальных).
за работу в фотошопе отвечать не берусь- работа не моя

171
point

Кира,Раскрытие велось до работы с доской, так как на иконе было множество поздних ремеслянных поновительских вставок грунта, в том числе вставок грунта на гипсовой основе. И реставрационным советом было принято решение сначала разобраться в том что надо удалить , а не тратить время и материалы на укрепление вставок, которые удалять придётся потом .
а где на нераскрытой иконе левкас?

179
points

Может быть, так засвечено, что- то. И просто похоже на свежий левкас.( На самой первой фотографии- белый на месте стыков досок и по всем утратам. А на фото ниже- как будто он уже притонирован а по стыкам досок исчез.)

165
points

Кира,засвечено. там очень много работы в фотошопе, потому что условия для съемки в мастерской были просто никакие, а икона таких размеров, что её особо никуда не перенесёшь для нормальной фотофиксации.

130
points

Уважаемая Mariart, очень интересная икона и работа.
Не могли бы Вы выложить фото исходной иконы и в процессе реставрации (в Вашем отчете) это фотографии 1го,2го и 4го ряда в высоком разрешении (или прислать в личку)?
Может есть и другие интересные фотограции этой иконы или ее частей?

196
points

Нижняя часть носа Богоматери, к сожалению, в пределах реставрационной тонировки потеряла форму.
К ещё бОльшему сожалению, по тем фотографиям, которые выкладываются в данном разделе, делать заключения о качестве реставрационных работ крайне сложно, если не сказать — практически невозможно.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.