Аллан Рэмзи (Allan Ramsay ). Портрет английской королевы (Charlotte Sophia of Mecklenburg-Strelitz). XVIII в. Х., м. 187 х122 см

Аватар пользователя Михаил Денисов
Фото до реставрации: 
Лицевая и тыльная сторона картины до реставрации
Фото в процессе реставрации: 
Лицевая сторона картины после утоньшения лака. Тыльная сторона картины в процессе удаления загрязнений, частичное удаление временных армировочных нитей
Фото в процессе реставрации: 
Фрагмент лицевой стороны в процессе подведения реставрационного грунта. Фрагмент лицевой стороны в процессе живописного восстановления и реконструкции
Фото после реставрации: 
Лицевая и тыльная сторона картины после реставрации
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
разработка – автор, исполнение – совместно с трудовым
Реставраторы Денисов М.Е., Денисова Е.Б. (мастерская Курской государственной картинной галереи им. А.А.Дейнеки)
Основание для реставрации: 

Памятник не экспозиционен. (Подрамник не соответствует экспозиционным требованиям, подлежит замене. Наблюдается деформация основы, множественные утраты. Неудовлетворительная связь грунта с основой и красочного слоя с грунтом. Имеются утраты красочного слоя с дальнейшей угрозой осыпей. Имеются записи и грубые мастиковки. Покровный слой потерял прозрачность. Имеет место загрязнение лицевой и тыльной стороны.)
Необходимо привести в экспозиционный вид

Историческая справка: 

Ныне - собрание Рыльского государственного краеведческого музея. Инв. № НВ28-Ж9.
Один из парных портретов (портрет короля Георга III не сохранился). Оба портрета ранее – собрание князей Барятинских (имение Марьино, Курская область). Вероятно, приобретены Иваном Ивановичем Барятинским (1767 – 1825).
Allan Ramsay(1713–1784) The Portrait of the English Queen Sofia Charlotte Mecklenburg-Strelits
Сведений о предшествовавших реставрациях нет.

Состояние до реставрации: 

Картина поступила на реставрацию, натянутая на подрамник при помощи 118 кованых металлических гвоздей (1,4см) с большими шляпками.
Подрамник (описание с оборота) – авторский, материал сосна, система соединения углов подвижная (простой шип), шипы неподвижно закреплены четырьмя тонкими гвоздями по углам картины; имеется горизонтальная перекладина. Ширина планок - 7 см., толщина - 2,5 см., имеется скос 2°, имеются два колка справа и слева вверху. На плоскости планок примерно через каждые 22 см в 3 см от краев видны остатки деревянных гвоздей, ранее удерживающих завернутую кромку. На нижней планке слева надпись черной тушью в две строки:"РКМ / 1829И467"
Подрамник сильно загрязнен, деформирован, имеются многочисленные царапины, утраты и потертости древесины в т.ч. в местах для колков, многочисленные отверстия от гвоздей со следами ржавчины. Подрамник не соответствует экспозиционным требованиям, подлежит замене.
Основа (описание с оборота) - холст грунтованный льняной фабричного изготовления, плетение нитей прямое полотняное, плотный, мелкозернистый 16 нитей основы на 16 нитей утка на 1 см². Имеются немногочисленные узлы и утолщения. Натяжение холста ослаблено. Наиболее значительные утраты основы: прорыв сложной формы 21х25см с утратой основы более 20% площади в 10 см от верхнего края картины и в 38см от левого, линейный прорыв 37х12см на 10 см левее предыдущего, прорыв сложной формы 64х18см с утратой основы более 45% в 7см от левого края картины и в 7 см от нижнего, прорыв 27х8см на 10 см правее и ниже предыдущего, прорыв 31х27см в правом верхнем углу, прорыв с заплатой 15х15см в 38см от верхнего края картины и в 26см от правого, утрата 10х16см с заплатой в 33см от верхнего края картины и в 50см от левого, многочисленные проколы и более 20-ти прорывов различной формы от 1 до 10см² (общая площадь прорывов 1300см²). Девять прорывов имеют разновременные заплаты на тыльной стороне, на трех – материал заплат, аналогичный авторскому холсту, сильно деформирован, заплаты практически отклеились, остальные шесть плотнее авторского холста, легко отходят от основы, виден разложившейся клей (пятна белого цвета вокруг и поверх заплат). Наблюдаются сильные деформации и коробленности (в т.ч. гофры по краям и углам подрамника, след от внутренней грани подрамника) по местам утрат и заплат. Холст хрупкий, жесткий. Кромки грунтованы, ширина от 2,1 до 9,8 см., сильно обтрепаны, размочалены с многочисленными утратами, потертостями по граням подрамника (состоят из нескольких полос). Имеется надпись по холсту черной краской по центру ниже перекладины:"Painted by Ramsey.". В левом нижнем углу по холсту надпись черной тушью в две строки:"РКМ N 28 нвФ / ИМ (ж) N9." В 17 см от правого края в 43 см от верхнего имеется восьмиугольная наклейка 3,5х2см белой бумаги правильной формы с карандашной нечитаемой надписью.
Грунт – (описание с лицевой стороны) авторский клеемеловой цвета охры темной плотный гладкий малоэластичный тонкий. По всей поверхности картины наблюдается жесткий мелко-средне-крупно-решетчатый кракелюр с приподнятыми краями в отдельных местах. Имеются значительные утраты грунта в местах утрат основы, по внутренним и внешним граням подрамника, а также в виде чешуек и мелких точек общей площадью 250 см². Имеются многочисленные грубые мастиковки (грунт жесткий, хрупкий, неоднородный) по местам прорывов и заплат.
Связь грунта с основой неудовлетворительная.
Красочный слой многослойный, масляная живопись, на светлых местах - более плотный с выраженной фактурой. Утраты красочного слоя находятся в местах утрат грунта, мелкие точечные утраты - по всей поверхности картины. По всей поверхности кракелюр повторяет характер грунтового. Имеют место грубые записи общей площадью до 10дм² (фон: места утрат в верхней части картины, в левой верхней четверти, на лице изображенной) переломы, вмятины, потертости, царапины красочного слоя. Связь грунта с основой неудовлетворительная.
Покровный слой неравномерный. Повсеместно – сильное пожелтение и потемнение лаковой пленки, по краям картины - потертости, разложение, затеки. Сильное поверхностное загрязнение.
В правом нижнем углу на лицевой стороне - голубой краской «40.», чуть левее - остатки прямоугольной наклейки 5х6см желтой бумаги «Отдел…».
Других подписей надписей и дат не обнаружено.

Методика: 

Лабораторные исследования:
1. Исследования в УФЛ с целью определить равномерность покровного слоя, определить наличие и границы записей. Подтверждено наличие записей, (определены их границы) на местах старых реставрационных мастиковок, вокруг утрат, на лице изображенной. Отмечено характерное свечение лаковой пленки, выявлены потертости.
2. Исследования в ИК-лучах с целью выявления характера мазков верхних слоев живописи, наличие или отсутствие авторских правок, наличие подготовительного рисунка в нижних слоях живописи.
Характер мазков основного слоя хорошо прочитывается, наличие авторских правок и подготовительного рисунка выявить не удалось.
Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
1. Визуальный осмотр. Описание сохранности.
2. Фотофиксация (В дальнейшем – основные процессы).
3. Профилактическая заклейка. Местное укрепление.
4. Восполнение утрат основы методом встык на ПВБ. Временно армировать большие утраты.
5. Растяжка картины на рабочий подрамник.
6. Укрепление красочного слоя и грунта.
7. Удаление загрязнений тыльной стороны. Дезинфекция.
8. Подготовка картины к дублированию:
а) подготовка дублировочного холста;
б) подготовка авторского холста.
9. Дублирование с повтором надписи «Painted by Ramsey» на обороте.
10. Натяжка картины на новый подрамник.
11. Подведение тонированного грунта в местах утрат авторского.
12. Удаление поверхностных загрязнений.
13. Регенерация лака.
14. Утоньшение покровного слоя.
15. Покрытие картины лаком.
16. Живописное восстановление.
Изменения в программе:
1.Удалить грубые мастиковки на лицевой стороне вокруг прорывов, перед заделкой прорывов «встык» на ПВБ, провести пробное удаление записей и утоньшение лака на большом фрагменте. Основание: мастиковки мешают качественной заделке прорывов, выработка методики по утоньшению лака на этом раннем этапе желательна для уточнения состава и последовательности мероприятий. Кромки выровнять, части отнятого холста с кромок использовать для восполнения утрат основы.
2. Отказаться от дублирования «подрамник в подрамник», срезать авторский холст с крафтовых полос после пропитки клеем и достижения им состояния отлипа непосредственно перед дублированием. Основание: технические сложности из-за размера работы, авторский холст будет стабилизирован при первых проклейках, вероятность усадки за короткий временной промежуток крайне мала. Провести удаление старых мастиковок, записей и первый этап утоньшения лака перед подведением грунта. Основание: невозможность качественного подведения грунта на большинстве утрат из-за толщины покровного слоя и наличия записей.
3. При наличии аналога провести полную живописную реконструкцию руки и короны изображенной. (Протокол №6 реставрационного совета от 04.08.09 - окончательное утверждение реставрационных мероприятий на №НВ-28-Ж9)

Восполнены утраты основы методом «встык» на ПВБ. Картина сдублирована на новый холст, натянута на новый подрамник, полностью устранены деформации основы, укрепление красочного слоя и грунта с укладкой жесткого кракелюра обеспечило требуемую связь основы с грунтом и грунта с красочным слоем. В местах утрат подведен реставрационный грунт. Регенерация и утоньшение покровного слоя восстановили его прозрачность, были удалены неровности покровного слоя. Картина покрыта реставрационным лаком. Проведено живописное восстановление с реконструкцией руки и короны изображенной на основе аналогичного портрета Алана Рамзея 1762 года королевы Софии Шарлоты Мекленбург-Стрелиц.
В результате проведенных мероприятий картина приобрела экспозиционный вид.

Средняя оценка
(13 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
136
points

http://vimeo.com/12622724 http://www.deni.h1.ru/ :) :) :) ne 40 kilobait kak zdes :)

Lesser

154
points

вариант аналога

http://cp12.nevsepic.com.ua/...

157
points

Картина несомненно приобрела экспозиционный вид. Отлично. Спасибо! И lesser отдельное спасибо за ссылки тоже)

109
points

Spasibo za ""SPASIBO "" neprivyczno :) tut menia tolko rugajut :)

Lesser

160
points

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.