ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Заключение

Во ВЦНИЛКР в настоящее время проводятся исследования техники и технологии золочения, разрабатываются и испытываются новые реставрационные материалы, продолжается работа по обследованию состояния сохранности золоченой резьбы в дворцовых и храмовых интерьерах, изучается опыт различных реставрационных организаций. Результаты исследования будут опубликованы.

Из приведенного в обзоре материала можно сделать следующие выводы.

Число памятников с золоченой резьбой, нуждающихся в проведении срочных консервационных и реставрационных работ, огромно.

Работами по золоченой резьбе занимаются многочисленные реставрационные учреждения, не связанные друг с другом и применяющие различные методики.

Отсутствует единая принципиальная позиция в подходе к реставрации золоченого дерева в декоре и предметах прикладного искусства.

К сожалению неоправданно большой объем работ по реставрации золоченого дерева выполняется в настоящее время методом воссоздания; консервацией объектов занимается крайне ограниченное количество реставраторов.

Информация о существующих методиках, новых реставрационных материалах по золоченой резьбе налажена недостаточно. Слабо осуществляется обмен опытом, отсутствует оперативная форма такого обмена.

Перед началом реставрации памятников, имеющих большое историко-художественное значение, не практикуется широкое обсуждение методики предполагаемых работ, слабо используется уже имеющийся положительный опыт.

Указанные проблемы свидетельствуют о необходимости подготовки и проведения всесоюзной конференции с целью выработки единой точки зрения и определения первоочередных задач.

Используемая литература

1. Бибикова М.М. Монументально-декоративная резьба по дереву. – В кн.: Русское декоративное искусство. Т.2. М., Изд-во Академии художеств СССР. 1963. с. 35-77

2. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. Ч.1. М., 1895. 759 с.

3. Соболев Н.Н. Русская народная резьба. М.-Л., Изд-во Academia, 1934, с. 447.

4. Черневский П.О. Указатель материалов для истории торговли, промышленности и финансов в пределах Российской империи от древнейших времен до конца XVIII столетия. – В кн.: «Известия имп. Русского археологического общества» Спб., 1884, с. 1-47.

5. Мансуров Б. Охтенские адмиралтейские поселения. Ч.1-4. Спб., 1856.

6. Веретенников В.И. Мастера резьбы по дереву в России XVIII в. Государственный русский музей, ф. 125, ед.хр.5 (рукопись).

7. Веретенников В.И. Первые русские мастера художественной мебели. Государственный русский музей, ф. 126, ед.хр.4 (рукопись)

8. Прошина И.А. О преподавании декоративно-прикладного искусства в XVIII в. – В кн.: Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. М., «Наука», 1973, с. 76-90.

9. Никольский К.Т. Триумфальные ворота в Москве у Казанского собора, устроенные св. Синодом в царствование Петра I и Елизаветы Петровны, - «Известия имп. Русского археологического общества», Спб., 1879. Т.9, вып. 4. 39 с.

10. Пилявский В.И. Петропавловская крепость. Л., Лениздат, 1967. 223 с.

11. Денисов Ю., Петров А. Зодчий Растрелли. Материал к изучению творчества. Л., Госстройиздат, 1963. 203 с.

12. Гладкова Е. Работы русских резчиков XVIII века в пригородных дворцах. – В кн.: Архитектурное наследство. Кн.4. Л.-М., Госстойиздат, 1953, с. 166-177.

13. Архипов Н.И. Раскин А.Г. Петродворец. М.-Л., «Искусство», 1961, 331 с.

14. Ораниенбаум. Китайский дворец-музей и парк. Л., Лениздат, 1941, 44 с.

15. Глозман И.М. Тыдман Л.В. Кусково. М., «Искусство», 1966. 55 с.

16. Харламова А.М. Золотые комнаты дома Демидовых в Москве. М., Госстройиздат, 1955.

17. Горбачева О.С. Исследование и реставрация золотых комнат дома И.И.Демидова. – В сб.: Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 1.М. Стройиздат, 1975, с. 216-223.

18. Виноградов К.Я. Останкино. Крестьяне и рабочие при постройке Останкинского «Увеселительного дома» (театра – дворца). М., 1929. 117 с.

19. Лукомский Г.К. Вологда в ея старинъ. – В кн.: Описание памятников художественной и архитектурной старины. Спб., 1914. 162 с.

20. Ченнини Ч. Книга об искусстве или Трактат о живописи. Пер. с итал. А.М.Лужецкой. М., 1933. 139 с.

21. Симони П.К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. Вып. 1. Спб., 1906. (Материалы для истории техники книжного дела и иконописи, извлеченные из русских и сербских рукописей и др. источников XV-XVIII вв.). Вып. № 106.

22. ГПБ , отдел рукописей, Шифр. О ХУП. 67, лл.4-6,164.

23. ГПБ, отдел рукописей, Шифр. О ХУП. 142 лл.228.

24. ГПБ, отдел рукописей, Шифр. О ХУП. 37 лл.186-202.

25. ГПБ, отдел рукописей, Шифр. О ХУП. 32 лл.226-232.

26. ГПБ, отдел рукописей, Шифр. О ХУП. 10.

27. Ерминия или Наставление о живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. Пер. с греч. Порфирия Успенского. – Труды киевской духовной академии. 1868, т. I.250 c.

28. О достопамятнейших изобретениях художественных наук. М., 1790. 84 с.

29. Туманский Ф. Российский магазин. Спб., 1792

30. Зрелище природы и художеств. Ч.1-10. Спб., 1784-1790.

31. Открытие сокровенных художеств, служащих для фабрикантов, мануфактурщиков, художников, мастеровых людей и для экономии. Ч. 1-3. М., 1768-1771.

32. Магазин натуральной истории, физики и химии или Новое собрание материй, принадлежащих к сим трем наукам, заключающее в себе: важные и любопытные предметы оных, равно как и употребление премногих их них во врачебной науке, в экономии, земледелии, искусствах и художествах. Ч.1-10. М., 1788-1790.

33. Основательное и ясное представление о миниатюрной живописи, посредством которого можно сему искусству весьма легко и без учителя обучаться. С приобщением многих редких и особливых способов, как разные краски, твореное золото, серебро и китайский лак фернис делать и как на полимент золотить. Переведено с немецкого языка переводчиком Михаилом Агенторым. М., печатано при Императорском Университете, 1765. 119 с.

34. Решетников А.Г. Любопытный художник и ремесленник или Записки, касающиеся до разных художеств, рукоделий, составов и до некоторых экономических поваренных и садовых работах, по которым всякой сам собою без затруднения удобным образом составлять разные к тому смешении и делать многие любопытные художества и работы без всякого показания, собранные как из практического оных употребления, так и из достоверных записок А.Решетниковым. М., тип. Решетникова, 1791.

35. Сумароков П.П. Совершенный лакировщик или Полное и подробное руководство к составлению и употреблению всякого рода лаков как спиртовых, так и скипидарных и масляных, содержащее в себе более ста лучших рецептов оным. С приобщением всех особливейших новейних и малоизвестных секретов, касающихся до приятного сего художества. М., 1799. 260 с.

36. Технологический журнал. Т. 1-12 Спб., Изд-во Академии Наук, 1804-1815.

37. Золочение и серебрение деревянных изделий. Производство багет, карнизов, рам для картин и пр. Изд.2. 1890. 144 с.

38. Шмидт Л.П. Золочение , серебрение и бронзирование по дереву. – В кн.: Руководство для столяров , рамочников, мебельщиков, профессиональных мастеров и любителей. М., 1903. 219 с.

39. Кузьмичев Е и Шкулев Ф. Золочение и серебрение и бронзирование дерева и металлов. Изд.З. М., 1917. 48 с.

40. Селиванов К.А. Багетно- рамочное производство. Л., 1927. 40 с.

41. Ванин С.И., Ванина С.Е. Техника художественной отделки мебели. Л., 1940. (Научно – методический кабинет Лесотехнической академии им. С.М.Кирова)

42. Роганов Г.Н. Техника резьбы по дереву и кости. М., 1941. 192 с.

43. Рево А.Я. Малярные и художественно-декоративные работы. М., Трудрезервиздат, 1947. 410 с.

44. Осадочиев В.Г. Отделка мебели. М., Гос. Архитектурное изд-во, 1949. 316 с.

45. Николаев А.С. Работы позолотчика. Л.-М., Гос.архитектурное изд-во, 1949. 170 с.

46. Моисеичев В.М. Работа мастера- позолотчика. Л.-М., Госстройиздат, 1957, 87 с.

47. Иванова А.В., Лелекова О.В. Укрепление разрушенного грунта резных золоченых иконостасов. – В сб.: Художественное наследие. М., «Искусство». 1975, № 1 (31), с. 103-110.

48. Лелекова О.В. Укрепление разрушенного грунта позолоченной резьбы. – В. сб.: Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей М., 1975, с. 5-8.

Первоисточник: 
Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. Обзорная информация. Дедюхина В.С., Лелекова О.В.; М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.