ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

С целью выяснения особенностей разрешения позолоченной резьбы и возможности применения разработанной методики было произведено систематическое обследование сохранившихся резных позолоченных иконостасов и дворцовых комплексов в разных районах страны. На всех объектах было проведено пробное укрепление, давшее почти во всех случаях хорошие результаты.

Были обследованы следующие объекты:

Резной позолоченный иконостас XVIII в. в церкви Знамения в Дубровицах под Москвой. В резьбе использован мотив остролистника. Рельеф средней высоты. Иконостас частично перезолочен. Новая позолота положена на реставрационный грунт по лаку. Сседание лака вызвало характерные разрушения самого слоя позолоты. Грунт жесткий, отстает от основы, нуждается в подклейке. Во ВЦНИЛКР на фрагменте резьбы было опробовано укрепление слоя позолоты. Хорошие результаты дало применение 1%-ного спиртового раствора синтетического клея МПС-1. Отставший грунт подклеивался 15%-ным составом ВА2ЭГА (водная дисперсия винилацетата с дваэтилгексила – крилатом).

Резной позолоченный иконостас XVII-XVIII вв. в Троицкой церкви в Останкино. Иконостас пятиярусный, неоднократно перестраивался. Иконы заключены в рамы, разделяются резными колонками. В резьбе использован мотив виноградной лозы и картуши. Первоначально резьба была частично позолочена, частично посеребрена, фоновые участки покрыты синей темперой. Использовались и цветные лаки. Впоследствии резьба была частично перегрунтована, перекрашена, перезолочена. Отстает от основы преимещественно слой позднего грунта. Работу по консервации резьбы иконостаса (без раскрытия первоначальной полихромии) проводила в 1974-1975 гг. бригада ВПНРК. Грунт подклеивался ВА2ЭГА. Сотрудниками ВЦНИЛКР сделано пробное раскрытие на 2-х колонках – одной от сени и другой из апостольского яруса. Сохранность слоя серебра на листьях и ветвях удовлетворительная, а синий фон почти полностью срезан.

Резной позолоченный иконостас 1759 г. в соборе Горицкого монастыря в Переславле Залесском. Иконостас работы московских резчиков, со скульптурой, накладной резьбой и лепниной. Иконы заключены в рамы сложной формы, хорошего рисунка с мотивами рокайлей. Сохранился центральный и два придельных иконостаса. Позолота подлинная, без переделок, нуждается в промывке и укреплении, грунт находится в аварийном состоянии (особенно на фоновых частях) и требует сплошного укрепления. В 60-х годах непрофессиональная бригада проводила работы в церкви. Было выполнено только бортовое укрепление с применением воска, и грубая тонировка утрат масляной краской. Необходима квалификационная реставрация этого ценного памятника.

Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле. Иконостас конца XVII – начала XVIII вв. Мотив резьбы – виноградная лоза и акант. Иконостас вызолочен двойником по толстой клеевой подготовке, которая дает мелкое жесткое шелушение слоя позолоты и верхнего слоя грунта. Края шелушений жесткие, с загнутыми краями, практически не поддаются укладке. Двойник очень сильно окислился, черноту окончательно удалить невозможно, т.к. обнажает грунт; можно только слегка ослабить темные пятна. Хорошие результаты дает промывка смесью этилацетата и этилового спирта (1:1).

Иконостас Успенского собора Ростова Ярославского XVII в. Ряды икон разделены ажурными колоннами с виноградными листьями, гроздьями, сложно перевитыми стеблями. Грунт на резьбе очень толстый, обесклеен, растрескался, отстает от основы. Позолота плохо держится на слое полимента. Наряду с позолотой использован тонированный лак зеленого и красного цветов. Необходимо сплошное многократное укрепление пропиткой тонкодисперсным материалом СВЭД (водная дисперсия винилацетата с этиленом) и подклейка ВА2ЭГА. Слой золота укрепляется одновременно с укреплением грунта пропиткой. В памятнике чрезвычайно неблагоприятный режим. Целесообразно проводить укрепление на месте, с лесов, однако необходима нормализация режима. На одной из колонок иконостаса сделано пробное укрепление во ВЦНИЛКР.

Спасо-Преображенский собор в Угличе. Резной иконостас XVIII в. В резьбе использованы стилизованные растительные мотивы. Грунт относительно хорошей сохранности. Позолота матовая без полировки, нуждается в частичном укреплении. Работу проводит бригада Ярославской реставрационной мастерской, консультировавшаяся во ВЦНИЛКР.

Резные позолоченные иконостасы XVII в. в церкви Честного креста и церкви Святого Юры в Дрогобыче и в селе Колочава (Закарпатье). В резьбе мотивы виноградной лозы, резьба и конструкция иконостасов однотипны, рельеф относительно невысокий. Иконостасы частично были перезолочены в XIX в. Грунт нуждается в подклейке, золото – в промывке.

Алтарь кафедрального костела XVIII в. в Дрогобыче. Алтарь хороших пропорций, барочная скульптура, на стенах картуши, техника резьбы высокая. Интерьер сильно поврежден. Для укрепления грунта и позолоты необходимо применение клеев на органических растворителях, так как от водных материалов сильно набухает грунт. Методика укрепления аналогичных грунтов разрабатывается во ВЦНИЛКР. Сотрудниками ВЦНИЛКР была проведена консервация скульптуры из костела в 1973 г.

Воскресенский собор XVIII в. в г. Почеп Брянской области. Иконостас хорошей работы, приписывается Валену Деламоту. В резьбе использованы мотивы рокайлей, цветы, гирлянды, скульптура. Иконостас, по-видимому, перезолочен в XIX в. И резьба и иконы нуждаются в реставрации. Сотрудниками ВЦНИЛКР проведено пробное укрепление.

Собор Петра и Павла в Казани 1722 г. Величественный иконостас, прекрасно выполнена резьба, использован, в основном, мотив остролистника. Позолота положена по темно-красному полименту и отполирована до металлического блеска. Состояние грунта и позолоты хорошее. В реставрации не нуждается.

Успенский собор XVI в. в Свияжске. Резной позолоченный иконостас XVIII в. В резьбе мотив виноградной лозы. Исполнение резьбы ремесленное. Состояние самих конструкций иконостаса аварийное. Грунт и позолота нуждаются в частичном укреплении и промывке. Работу проводит трест «Росреставрация» по методике ВЦНИЛКР.

Троицкая деревянная церковь в Свияжске. Сборный иконостас XVIII в., резные детали более высокого качества, чем в Успенском соборе. Состояние резьбы и икон – аварийное. Работы проводит трест «Росреставрация».

Преображенская церковь Кижского заповедника. Иконостас начала XVIII в. Разделительные колонки между иконами, резные золоченые тябла. Состояние: отставание грунта от основы, расслоение, жесткий кракелюр. В 1973 г. реставраторы ВЦНИЛКР проводили работы по укреплению резьбы. Работа не закончена.

Усменская деревянная церковь 1705 г. в Рижском этнографическом музее. Алтарь, кафедра покрыты резьбой и скульптурой, потолок в церкви расписан красками типа клеевых. Резьба, скульптура, роспись нуждаются в укреплении, промывке, расчистке. В 1974 г. реставраторы ВЦНИЛКР руководили работами по укреплению и промывке декора церкви. Работа не закончена.

Самсониевский собор в Ленинграде. Резной позолоченный иконостас 1737 г. Представляет значительную художественную ценность. Накладная резьба положена на цветные фоны – «малахитовый» и «бирюзовый». Орнаменты, рокайли, рамы и картуши перезолочены в 1908-1909 гг. в связи с подготовкой к юбилею Полтавской битвы. Новая позолота положена на авторский грунт и позолоту, поэтому частично отстает от основы. Грунт расслаивается. Резьба загрязнена. Краска с фона осыпается. Пробное укрепление, проведенное в 1973 г. сотрудниками ВЦНИЛКР, показало, что грунт легко укрепляется водными дисперсиями. Позолота хорошо промывается.

Благовещенский собор в Сольвычегорске. Прекрасный по технике исполнения и композиции резной позолоченный иконостас конца XVII в. и два резных клироса. Резьба в XIX в. была перезолочена, на старую позолоту положен новый грунт и позолота. Поновление исказило рельеф резьбы, детали утратили четкость. Но благодаря тому, что новые грунт и позолота положены по старым слоям, в будущем возможно раскрытие резьбы хотя бы на части иконостаса. Наряду с позолотой раньше был использован и тонированный лак (красный, зеленый). Сотрудниками ВУНИЛКР в 1973 г. была сделана расчистка грунта XIX в. нежелательно, т.к. могут пострадать авторские слои, лежащие под ними.

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Резной позолоченный иконостас конца XVIII в. Перезолочен по новому грунту в 1897 г. Работа местная. Необходимо частичное укрепление грунта и промывка позолоти.

Церковь Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре. Резной позолоченный иконостас конца XVIII в. в стиле классицизма. Работа хорошая. Резные позолоченные детали, рамы икон, картуши и расчистить. Летом 1975 г. сотрудники ВЦНИЛКР и группа реставраторов под их руководством укрепили резьбу на половине иконостаса, в также раскрыли часть икон. Работа не закончена.

Церковь Евфимия XVII в. в Кирилло –Белозерском монастыре. Резной позолоченный иконостас конца XVIII в. Состояние удовлетворительное. Необходимо частичное укрепление грунта и промывка позолоты.

Преображенский собор в г.Белозерске. Иконостас резной, позолоченный, иконы в резных рамах у столбов и на стенах, скульптура, резная сень (XVIII – начала XIX вв.). Состояние сохранившегося фрагментарно убранства интерьера аварийное. Сотрудниками ВЦНИЛКР в 1973 г. было проведено пробное укрепление деталей резьбы. Сделано пробное укрепление и раскрытие нескольких икон XVIII в. Полностью отработана методика укрепления резьбы, и летом 1976 г. в соборе сотрудники ВЦНИЛКР начнут консервационные работы.

Успенский собор в г. Белозерске XVI в. Резной позолоченный иконостас, клиросы, сень, убранство абсид и стен собора 1794 г. Иконостас представляет исключительную художественную ценность. В резьбе применены мотивы рокайлей, гирлянды, скульптура. До начала реставрационных работ, которые проведены под руководством сотрудников ВЦНИЛКР, резное убранство в соборе и живопись XVI-XVIII вв. находились в аварийном состоянии: грунт резьбы распылялся и отставал от дерева, имелись многочисленные осыпи, в таком же состоянии была и живопись.

Церковь Дмитрия Прилуцкого в Вологде. Резной позолоченный барочный иконостас и иконы XVIII в. Это единственный сохранившийся в Вологде (из некогда огромного числа бывших в памятниках) резной иконостас; имеет большую художественную ценность. Необходимы частичное укрепление грунта, сплошная промывка, укрепление деталей, укрепление, промывка и расчистка живописи. В 1975 г. Вологодской реставрационной мастерской промыта резьба и раскрыта живопись миниатюрного иконостаса придела церкви Дмитрия Прилуцкого, хранившегося в фондах краеведческого музея. Резьба не нуждается в укреплении.

Фрагменты резных иконостасов в Вологодском краеведческом музее. В XVII, XVIII и XIX вв. Вологда располагала собственными кадрами мастеров-резчиков, иконописцев. Вологодские памятники были подлинными музеями высокохудожественной резьбы по дереву. Утрата убранства церквей Федора Стратилата, Владимирской, Савватиевской, Власьевской и многих других намного обеднила наше представление о русской резьбе по дереву. Поэтому коллекция вологодского краеведческого музея, в котором представлены крупные фрагменты некоторых не существующих полностью в настоящее время иконостасов, имеет чрезвычайно важное значение. Большинство фрагментов нуждается в укреплении и промывке.

Троицкий иконостас Гледенского монастыря в Великом Устюге Вологодской области. Резной позолоченный иконостас 1778 г. Живопись конца XVIII в. Иконостас Успенского собора в Белозерске и Троицкого в Гледенском монастыре наиболее интересные из всех сохранившихся до настоящего времени. Каждая икона в Троицком соборе заключена в резную раму. Растительные мотивы резьбы очень сложны и прекрасно выполнены. Много объемной скульптуры. Золочение матовое на полимент. На фоне тонкая по рисунку лепнина, сложная обработка фоновых частей иконостаса. На верхних ярусах имеются многочисленные отставания от основы, большое число осыпей, сильные загрязнения. На фоновых частях позолоты мелкое отставание и шелушение, жесткий кракелюр с сильно загнутыми краями. Весь иконостас загрязнен голубиным пометом. Особенно пострадали верхние ярусы и скульптура в группе «Распятие». Иконостас частично был вызолочен двойником. К настоящему времени серебро сильно окислилось и почернело. С 1973 г. в соборе были установлены леса и под руководством сотрудников ВЦНИЛКР Г.З.Быковой и Ю.А.Рузавина проводилось укрепление и промывка позолоты, укрепление и промывка икон. Работы не закончены.

Церковь Михаила Архангела в Великом Устюге. Иконостас XVIII в. Иконы в рамах. Колонны в местном ряду сложного рисунка – ветви, гроздья, полевые цветы (колокольчики). Над иконами местного яруса сложные резные навершия (большинство утрачено). Позолота на полимент с металлическим блеском. На фоне лепнина. Грунт крепкий, позолота прочная. Разрушения преимущественно в виде жесткого кракелюра и отставаний от основы. В 1973-1974 гг. реставрация проведена Вологодской мастерской и реставратором В.Устюжского краеведческого музея М.Брызголовой.

Успенский собор Великого Устюга. Иконостас XVIII в. Резьба в духе русского классицизма. В нижних ярусах каннелированные колонны обвиты гирляндами, фон чеканный, резной, скульптура. Состояние остро аварийное. Грунт обесклеен, нуждается в сплошном укреплении пропиткой, отстает пластами, много осыпей. Проведенной в 1972 г. сотрудниками ВЦНИЛКР пробное укрепление водными дисперсиями дало хорошие результаты. Работу по реставрации будет проводить Вологодская группа под руководством А.Рыбакова.

Церковь Дмитрия Солунского в Великом Устюге. Пятиярусный иконостас XVIII в. Требуется частичное укрепление и промывка.

Сретенская церковь Великого Устюга. Иконостас XVIII в. с накладной резьбой, перезолочен. Состояние удовлетворительное.

Преображенская церковь Великого Устюга. Иконостас XVIII-XIX вв. Перезолачивался. Одновременно были перезолочены и все фоны на иконах. Сохранность хорошая.

Войсковой Воскресенский собор станицы Старочекасской (под Ростовом-на-Дону). Резной позолоченный иконостас XVIII в. Ряды икон разделены резными ажурными колоннами. Мотив – виноградная лоза. Позолота лежит на относительно толстом грунте на темно-красном полименте. Грунт потрескался, отстает от основы, позолота слабо держится на полименте. Необходимо сплошное укрепление грунта и позолоты, промывка. В 1972 г. ростовской СНРНМ и руководством музея было принято решение прекратить начатые Ярославскими реставраторами работы с удалением грунта и перезолотой и поручить проведение работ местным реставраторам по методике ВЦНИЛКР. В настоящее время реставрационные работы, в основном, закончены.

Помимо храмовых интерьеров были обследованы также дворцовые: позолоченная резьба и мебель XVIII в. во дворцах Павловска, Кускова, Архангельского, Останкина и Екатерининского дворце. В Останкинском дворце сотрудниками ВЦНИЛКР проводилось пробное укрепление и расчистка позолоченной резьбы XVIII в. Из Кусковского дворца в лабораторию для экспериментальной работы доставлены образцы позолоченной резьбы.

Во время экспедиции в Грузию в 1974 г. был осмотрен иконостас в церкви (Новой) Ахали Щуамта. Иконостас и иконы конца XVIII- начала XIX вв. Техника резьбы и разрушения совершенно аналогичны тем, которые были выявлены во время обследования памятников в средней полосе и на севере РСФСР.

Первоисточник: 
Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. Обзорная информация. Дедюхина В.С., Лелекова О.В.; М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.