ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

В XIX в. широко пользовались методом перезолачивания с сохранением первоначального грунта и позолоты.

Многие предметы золоченого убранства дошли до нас не в своем первоначальном виде. При внимательном изучении подобных экспонатов оказывается, что они подверглись своего рода «реставрации». Новый грунт с позолотой, лежащий на старом слое, бывает, как правило, очень толстым, отчего резьба теряет свою четкость, становится оплывшей. Перезолоченная таким образом в XIX в. вещь лишена и характерной для более раннего времени выразительности и цветовой декоративности позолоты. Перезолачивание производилось обыкновенно клеевым способом на полимент или на лак мардан. Характерными разрушениями в подобных случаях являются глубокие трещины, отставание от основы или от авторского грунта.

Сведения о реставрации золоченого дерева в популярной форме изложены в книге опытного мастера В.М.Моисеичева «Работа мастера-позолотчика» [46]; мастер проходил обучение ремеслу позолотчика в Петербурге в позолотных мастерских В.О.Лаврентьева с 1900 по 1905 гг. и проработал позолотчиком до 1956 г. Список объектов, в реставрации которых участвовал В.М.Моисеичев, огромен и не ограничивается только Ленинградом. Помимо своей основной деятельности В.Моисеичев после окончания войны преподавал в архитектурно-ремесленном училище, где вел практический курс у будущих мастеров-позолотчиков. Он участвовал в реставрации интерьера и мебели Государственного Эрмитажа.

Сразу же после окончания войны в связи с началом восстановительных работ в пострадавших памятниках училища стали готовить мастеров различного профиля, в том числе резчиков и позолотчиков.

Проблема воссоздания ленинградских пригородных дворцов – Петергофского, Екатерининского, Павловского – была поставлена впервые в мировой практике, и при разработке ее пришлось решать особые задачи. По сохранившимся фрагментам, чертежам, старым рисункам, фотографиям, даже по аналогиям заново выполнялась архитектура и отделка интерьера. Помимо этого при восстановлении утраченного памятника он как бы и реставрировался, т.е. памятник восстанавливался в первоначальном виде. Объем восстановительных работ был велик, и не всегда решение определенных технологических процессов или разработка методик могли опережать или хотя бы сопутствовать им.

Восстанавливать памятник приходилось почти полностью, поэтому и сам метод воссоздания, принятый для них, был единственно верным. И мастерам, занятым на этих работах, приходилось не реставрировать старую позолоту, а золотить вновь выполненную резьбу. По этой методике заново вырезают декоративные элементы интерьера, мебели, грунтуют и золотят. Современная технология золочения у ленинградских позолотчиков сводится к следующему: пропитка древесины два раза 8%-ным раствором поливинилового спирта (при наклейке ткани – 12%-ным раствором ПВС). Поливиниловый спирт в качестве связующего стал употребляться позолотчиками с 1967г. Его применение намного облегчило работу мастеров, т.к. он обладает большой эластичностью, не подвержен температурно-влажностным колебаниям, долго хранится в готовом виде. Левкас (мел с 6-8%-ным раствором ПВС) наносят 8-14 раз (количество слоев варьируется каждым мастером по-своему в зависимости от характера восстанавливаемой вещи) для полиментного золочения и 5-6 раз под матовое золочение. После соответствующей обработки грунта и нанесения цировок кладут полимент (охра, каолин или глина, воск, спермацет, мыло, сало; разводят разложившимся белком). Количество слоев полимента также колеблется у разных мастеров от 6 до 12. Золотят, подмачивая водкой, на полимент 2,5 г-м золотом, а на гольдфарбу – 1,5 г-м. При золочении под матовые поверхности на обработанный грунт наносят спиртовой шеллачный лак, обрабатывают его трепелом, а затем покрывают гольдфарбой (50% лака мардана, 50% масляного лака 6с или 4с, олифа, для цвета добавляется желтый краситель под золото, а под серебро – белый краситель). Золочение выполняется на отлип. Поверх золота наносится матовый раствор: спиртовый настой сандарачной смолы, желатин, для цвета – шафран. Такая методика широко применялась и применяется при восстановлении дворцов под Ленинградом и проводится в настоящее время в большом объеме СНРПО «Реставратор».

И все же большой объем позолотных работ начался не сразу на восстанавливающихся памятниках. Во всяком случае, на первых порах он коснулся нетронутых войной интерьеров, как, например, золоченый декор Петропавловского собора. К его реставрации приступили в 1955 г. Вначале речь шла о реставрации не всего иконостаса, а лишь верхней его части, включавшей лепной декор, фигуру бога Саваофа, ряд фигур в верхней части, сени, аналоя, кафедры, царского места. Согласно первоначальному решению комиссии предлагалось восстанавливать частично цировку на волосах, драпировках, гладях с орнаментом и текстами. Произвести золочение, затем его патинировать, подогнав новую позолоту под старое золото. Но уже в акте следующей комиссии (акт № 3 от 9 февраля 1957 г.) было записано: позолоту иконостаса производить выборочным способом, но не ограничиваясь 30% новой позолоты, как было предложено до осмотра работ в натуре, а с учетом необходимости создания цельного впечатления от позолоты.

В процессе работы были выполнены следующие операции: обеспыливание сухим способом, промывка позолоты водой с детским мылом и спиртом. Часть рыхлого разрушенного грунта не укреплялась, а удалялась. Отставший от основания, но еще крепкий левкас укреплялся одним реставратором 15%-ным раствором мездрового клея, а другим реставратором укрепление левкаса проводилось дважды: первый раз – путем пульверизации 5%-ным клеевым раствором, второй раз – путем пропитки 10%-ным раствором клея. Основа вновь вырезанных деталей проклеивалась дважды горячим клеем, вначале 10%-ным, затем 15%-ным раствором. Наносили до 9 слоев левкаса(8%-ный раствор мездрового клея, мел). Далее шла подготовка под масляное золочение (несмотря на то, что первоначально позолота была клеевая). Наносили два-три слоя шеллачного лака с охрой, затем два слоя лака 6с, лак мардан и золото. Золоченая поверхность полировалась и с помощью матового раствора (спирт, сандарак, желатин, шафран) и патинировочного состава (3%-ный расвор желатинового клея с сухими пигментами) тонировалась под старое золото.

Актом комиссии от 22 июня 1957 г. реставрация иконостаса принята на «отлично» и как отмечается: «Указанные работы выполнены в полном соответствии с архитектурно-реставрационным заданием ГИОП от I/II-1955 г. и на основании тщательных исследований памятника в натуре и изучения архивных материалов на высоком научном уровне».

Но после проведения и принятия реставрации иконостаса работа с ним была продолжена: он был перезолочен сплошь (как и весь остальной декор) по сохранившемуся авторскому грунту и позолоте на лак мардан. Такой метод, каким был реставрирован Петропавловский собор, является ошибочным потому, что совершенно необоснованно была уничтожена подлинная позолота, нуждавшаяся в укреплении и промывке. До начала работ состояние иконостаса было следующим: сильное поверхностное загрязнение, копоть, толстый слой пыли. Местами осыпался левкас, имелись трещины и сколы, были утрачены некоторые резные детали, имелись заправки бронзой и поталью (легко удаляющиеся в процессе реставрации), на высоту до двух метров от пола позолота имела большие утраты. При подобных …

(фрагмент утрачен)

… ствами, которые существовали в то время. Однако в результате примененной методики реставрации иконостас Петропавловского собора очень много потерял в своей выразительности. После реставрации потеряна четкость проработки форм, они стали вялыми и грубыми. Уничтожена логика в сочетании матовой и полированной позолоты, от этого пропала четкая плановость резных форм. Не исключено, что в будущем возникнет вопрос хотя бы о частичном удалении следов реставрации.

Помимо того, что ленинградскими мастерами не ставилась цель сохранения, где это было возможно, как в Петропавловском соборе, подлинного грунта и позолоты, но и новая позолота вначале выполнялась ими исключительно по мардану. В 1957 г. В.М.Моисеичев писал: «Должен с огорчением отметить, что молодые позолотчики, выпущенные недавно ремесленными училищами, хорошо знакомые с теорией полиментного золочения, практическими навыками не обладают и по простой причине – полиментное золочение у нас почти не производится, им не пользуются. В Ленинграде многие замечательные произведения искусства выполнены еще до революции методом полиментного золочения, а сейчас при возобновлении работ, как правило, метод золочения на полименте подменяется марданным (так было при позолотных работах в зданиях Государственного Русского музея, Академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова и пр.)» [46, c. 15]. По мнению другого крупного ленинградского мастера-позолотчика В.П.Слезина марданное золочение применялось потому, что требования к позолоте были невысокими; не было еще квалифицированных мастеров; способ комбинированного золочения более трудоемкий и дорогой.

Способы укрепления разрушенной позолоты, описанные В.М.Моисеичевым, были разработаны лабораторией научно-реставрационных производственных мастерских Управления по делам строительства и архитектуры при Ленгорисполкоме. В местах, не подверженных сырости, укрепление проводилось столярным клеем (мездровым) с добавлением антисептика (4%-ный раствор формалина или карболовой кислоты). Первая проклейка производилась 8-10%-ным раствором клея, вторая – 15-20%-ным. Вместо столярного клея употреблялся также рыбий и технический желатиновый клей. По второму способу при укреплении применялся необратимый синтетический клей, от которого вскоре отказались. Указанные способы закрепления старой позолоты были применены при работах в здании церкви Главного Штаба, Государственного Эрмитажа, ленинградского Дворца пионеров им. А.А.Жданова и др.

Перед началом работы В.М.Моисеичев рекомендует предназначенную к реставрации деталь тщательно осмотреть, чтобы уяснить ее рисунок, характер позолоты. Затем очистить ее от пыли сухими щетинными кистями. Отсутствующие части дорезались и долевкашивались. Если их необходимо было тонировать под старую матовую позолоту, то детали покрывали желатиновым клеем и красили охрой или кроном. Далее авторская позолота, если она не была выполнена в технике «Ормуле» и не на слабом полименте, промывалась и закреплялась. Старые полированные места по возможности должны были переполировываться зубком. Если же золото не поддавалось полировке, его оставляли в прежнем состоянии. В ряде случаев при промывке и протирке золото сходило, тогда прорывы золотили вновь и подводили их под цвет старого золота. При реставрации вещей, которые ранее были вызолочены на полимент, перезолачивание производилось на лак мардан, а авторская позолота всегда удалялась.

Для ленинградских позолотчиков все-таки существовала методика реставрации золоченого дерева, включавшая в себя и сохранение авторского грунта и позолоты (реставрация мебели Государственного Эрмитажа в 1946 г., выполненная В.М.Моисеичевым). Данная методика еще не была совершенной. Но по своему принципиальному подходу к реставрации она была верной. Несовершенство методики было связано с тем, что в самом начале работ была допущена ошибка, к реставрации разрушенного грунта позолоты подходили как к чему-то новому, не имеющему аналогий в реставрации. Поэтому рекомендовалось брать совершенно непригодный для укрепления мелового грунта клей БФ-2, а для слабого грунта – 15-20%-ный раствор животного клея. Процессы укрепления разрушенного иконного грунта, самые разнообразные, самые сложные, уже многие десятилетия выполнялись реставраторами, работавшими с иконами. Этот разрыв между родственными реставрационными областями, наметившийся в самом начале работ, не только не был устранен с годами, но существует и до настоящего времени. Позолотчики, как правило, не знают способов укрепления грунта. Метод перезолачивания с удалением авторской позолоты и грунта в настоящее время, пожалуй, самый популярный и близок к методу полного воссоздания памятника, хотя позолотчики имеют дело с произведениями, нуждающимися преимущественно в консервации.

В интерьерах ленинградских пригородных дворцов был воссоздан утраченный золоченый декор, а т.к. воссоздать пришлось гораздо больше, чем осталось нуждающихся в реставрации фрагментов, то встал вопрос, каким образом совместить эти две группы вещей в одном дворце или интерьере, чтобы избежать цветовой разноликости. Вопрос был решен в пользу первого метода, и тогда подлинные вещи стали «приближать» к новоделам. Тогда же в оправдание этого метода и возникло утверждение, что старый авторский грунт не может соседствовать с реставрационным; золочение по старому грунту невозможно; укреплять старый грунт и позолоту не имеет смысла, т.к. связь с основой нарушена и пр. Не были применены имевшиеся методики реставрации золоченого дерева. И принцип подобного подхода начали вырабатывать не искусствоведы и научные сотрудники совместно с химиками и позолотчиками, а только позолотчики.

Авторский грунт и позолоту не укрепляли, а полностью удаляли. Судя по документам, снимался авторский грунт, который даже не нуждался в укреплении, т.к. для его удаления приходилось применять влажные компрессы из мокрых опилок в течение суток, металлические стеки и другие средства. В ленинградских мастерских проходили обучение реставраторы большинства мастерских Москвы, Ярославля, Костромы и др. Эти реставраторы стали переносить указанный метод в свою практику, применять его там, где он был неоправдан, ошибочен, где должно было производиться укрепление грунта и промывка позолоты.

Ярославские реставраторы начали работу в Воскресенском войсковом соборе XVIII в. станицы Старочеркасской. Первый ярус иконостаса с резными золочеными колонками разобрали, перевезли в Ярославль, удалили грунт с позолотой, затем заново загрунтовали и перезолотили на лак мардан. Из-за недостаточно тщательной подготовки поверхности перед нанесением нового грунта слои через несколько лет стали отставать и осыпаться. В 1968 г. в Ярославле с нижнего яруса иконостаса начала XVIII в. в церкви Богоявления целиком был удален авторский грунт. Реставрационный грунт был позолочен поталью на лак мардан. В 1971-1972 гг. художники реставраторы ярославских реставрационных мастерских тонировали поталь в верхних ярусах порошковой бронзой на лаке мардане, внизу применяли натуральные и ацетатные красители на масляном лаке 6с. Этот пример реставрации также нельзя считать удачным.

При реставрации в 1962-1968 гг. золоченого декора Египетского павильона в Останкинском дворце также полностью удалились авторский грунт и позолота, хотя требовалась консервация их и удаление масляных записей, бронзы и поверхностного загрязнения. Были перезолочены полностью двери, вазы, два торшера, балясины на хорах. Работа проводилась трестом «Мособлреставрация». Практики позолотных работ до Останкинского дворца мастера не видели, проходили лишь обучение в ленинградских мастерских. Уже в настоящее время золочение, выполненное этими мастерами, требует реставрационного вмешательства, т.к. золото из-за некачественного полимента шелушится, грунт требует укрепления, авторская покраска воспроизведена неточно. С помощью того же метода в настоящее время реставрируют «золотые комнаты» дома Демидова. Работу проводит ВПНРК. Позолота была сильно загрязнена, местами закрашена бронзой и масляной краской, грунт частично нуждался в укреплении.

Необходимо отметить, что даже ленинградские мастера, достигшие в технологии золочения больших успехов, в процессе воссоздания не всегда точно приближаются к подлинникам. При работах над интерьером Большого зала Царскосельского дворца золоченый орнамент на коробках окон перезолачивался с удалением грунта XVIII и XIX в. (в XIX в. весь резной декор зала, как и всего дворца, был перезолочен с наложением нового грунта). При воссоздании не были сделаны пробные расчистки с целью изучения характера позолоты XVIII в. Новая позолота воссоздавалась следующим образом: все рельефные части орнамента были вызолочены на полимент, остальные, матовые части – на масляную основу. Изогнутый лист аканта прямой чертой резко членился на блестящую и матовую поверхности без какого-либо перехода. Судя по литературе XVIII в. о золочении, на которую мы ранее ссылались, видно, что у каждого мастера была собственная манера золочения. Поэтому пользоваться единой схемой, которая взята на вооружение современными мастерами при реставрации золоченого декора или предметов прикладного искусства XVIII в., нельзя, т.к. в каждом случае характер золочения был индивидуальным. Очень близок к описанному метод, при котором авторский левкас остается, а позолота удаляется. Этот метод применяется современными позолотчиками в том случае, если предстоит перезолачивание на лак мардан. Так реставрированы в 1975 г. ВПНРК интерьеры Большого и Малого театров, трестом «Мособлреставрация»- гарнитур мебели XVIII в. из Третьяковской галереи. Работа по перезолачиванию интерьеров театров велась в очень быстром темпе. В итоге качество ее оказалось на низком уровне. Золото как следует не притиралось, поэтому местами оно либо просто свисает незакрепленным, либо сметено кусочками в углубленнии, местами золото «утоплено» в лаке, сморщилось, имеются флики. Уже сейчас необходимо принимать меры для закрепления нового золота, а через несколько лет потребуется новая реставрация. Употребляется также метод, при котором авторский левкас предварительно укрепляется, затем не него наносится новый реставрационный грунт, и далее идет подготовка под полиментное золочение в сочетании с гольдфарбным или марданным. Все перечисленные способы, несмотря на различия, принципиально едины. Они сводятся не к сохранению авторского грунта и позолоты, а к замене их новыми, т.е. к методу реконструкции.

Как отмечалось выше, в реставрации живописи, и в частности икон, существуют твердые реставрационные принципы: полное сохранение всех элементов подлинника. Укрепляется и грунт, и красочный слой в каком бы тяжелом состоянии они ни находились. Существовавший в конце XIX в. способ удаления разрушенного грунта был сразу же отвергнут как противоречащий принципам реставрации. А ведь фон на иконе гладкий, чаще всего не имеет никакой обработки. Мастера-резчики с помощью грунта моделировали форму, каждый по-своему добивался ее пластической выразительности, кроме того, каждый мастер обрабатывал грунт резцом. Подлинная позолота XVIII в., такая, как на вещах из мастерской Споля – пример высочайшего технического и художественного мастерства. Массовое удаление подлинной позолоты XVIII в. приводит к тому, что авторские произведения искусства заменяются новоделами XX в., часто к тому же низкого качества.

Одна из основных причин такого подхода заключается в том, что правильный для особого случая метод (реконструкция ленинградских пригородных дворцов) затем механически, без обсуждения был перенесен на все случаи реставрации произведений позолоченной резьбы вне зависимости от состояния их сохранности. Вторая причина заключается в несовершенстве существующей системы расценок. Для реставрационной организации и для самого реставратора в финансовом отношении выгоднее полностью удалить авторские грунт и позолоту и выполнять их заново, чем укреплять, потому что оплата работы по укреплению неизмеримо ниже, чем за выполнение нового золочения. Естественно, что такое положение не стимулирует поиски материалов для укрепления грунта. Позолотчики, проработавшие не один десяток лет, не владеют методами укрепления грунта и позолоты.

Анализ существующего положения в области реставрации позолоченного декора показал необходимость разработки способа консервации позолоченной резьбы. Эта работа была проделана в начале 70-х гг. во ВЦНИЛКР отделом темперной живописи под руководством А.В.Ивановой. Был разработан способ укрепления разрушенного грунта и позолоты в памятнике без демонтажа резного убранства, с лесов, с помощью водных дисперсий [47, 48], а также укрепление слоя позолоты с помощью синтетического клея МПС-I (метилолполиамидный клей, модифицированный полиэфиром).

Первоисточник: 
Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. Обзорная информация. Дедюхина В.С., Лелекова О.В.; М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.