ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Многоярусный иконостас в православной церкви с определенной композицией икон по ярусам сложился в XV в. Иконы вставлялись вначале в расписные тябла, которые позже стали заменяться резными со стилизованным растительным орнаментом. Набор декоративных элементов в резьбе постепенно пополняется, появляется мотив пальмы, виноградной лозы с пышной листвой и гроздьями ягод. Последний элемент становится особенно популярным со второй половины XVII в. Вместо раскрашенной резьбы в XVIII в. все большую роль начинает играть позолота с серебром на цветных (зеленых, синих, красных) фонах, цветные лаки и сплошная позолота.

Архитектура иконостаса XVI в. по своей форме лаконична, без объемных деталей, резьба самостоятельного значения еще не имеет, она не выступает вперед, а лишь обрамляет и подчеркивает красоту иконного письма – в этом ее основное назначение. Но уже в первой половине XVII в. конструкция иконостаса усложняется. В его архитектуру вводится большое количество колонок, фигурных кокошников, головки херувимов, стилизованный низкий орнамент с изображением птиц и цветов. Но в это время резьба по-прежнему не имеет самостоятельного значения.

С введением объемной резьбы меняется и вид самого иконостаса. Главное место отводится резьбе, иконы помещаются в глубоких нишах различной геометрической формы: прямоугольных, овальных, круглых, восьмиугольных и др. Соответственно и сами иконы стали приобретать те же формы. Золоченая ажурная резьба помещается на цветных фонах. Именно в конце XVII в. стал пользоваться широкой популярностью орнамент стилизованного аканта и переплетенных виноградных лоз с листьями и гроздьями на прямых или витых колонках. Появилось больное количество новых элементов иконостасной резьбы: «гзымзы», «заслупы», «каркаштыны», «исподние тумбы», «крынки», «столбы витые с точеными базами и резными каптелями», «фрамуги», «ганки» и др. Постепенно вводится и объемная скульптура.

К петровскому времени появляется и другой тип иконостаса. Ярким примером является иконостас Петропавловского собора в Петербурге. К 50-м гг. XVIII в. этот тип иконостаса получил свое дальнейшее развитие в творчестве архитектора Растрелли (церковь Андрея Первозванного в Киеве, 1742-1760 гг., Казанский собор в Курске, 1762 г., дворцовая церковь Большого Петергофского дворца и др.). Именно данный тип иконостаса елизаветинского времени стал популярным для России на долгое время, особенно для ее провинции, откуда часто обращались в столицу с просьбой изготовить иконостас или выслать чертежи, «каким манером строить храм». В иконостас вводится огромное количество круглой скульптуры, крупных шаблонов: лежащие или стоящие фигуры ангелов и пророков в театральных позах, в широких одеждах, эффектно обвивающих тело сложными складками. Скульптура помещалась, как правило, на особых пьедесталах. Иконостасы середины XVIII в., обычно пятиярусные, заполняют все подкупольное пространство церкви. В некоторых иконостаса происходит разрыв линии стены; отдельные части отделяются и выносятся вперед, как в архитектурных фасадах этого времени; выделяются ризалиты, порталы, ниши. С помощью колонн, пилястр вводится ордер, горизонтальное членение постепенно заменяется более сложным, нарушается и строгая рядность икон.

Во второй половине XVIII в. в архитектуре иконостасов происходят большие изменения. На смену тяжеловесным, почти сплошь закрытым объемной резьбой, приходят иконостасы со строгой четкой конструкцией, с ясно читаемой архитектурой, с выделением центральной части в виде полуротонды, украшенной ионическими колоннами и куполом. В орнаментику вводятся вазы с цветами, листья лавра, цветочные гирлянды, перевитые лентами; венки, драпировки, атрибуты культа и пр. Рельеф резьбы становится ниже, резные рамы икон вновь становятся тонкими в виде цветочных или растительных гирлянд. Резьба ажурная, как правило, на белом фоне. Подобные иконостасы сооружались в провинции одновременно со строительством богатых помещичьих усадеб.

К началу XIX в. относится возникновение иконостасов в стиле ампир. Они отличаются небольшими размерами, в них выделяется центральный портик, используются дорический и коринфский ордеры. Золоченая резьба здесь присутствует лишь в узких рамках, колоннах и скромных гирляндах. Подобные иконостасы существовали долго, пока в 1835 г. не появился специальный указ по поводу устройства иконостасов, а в 1839 г. всем епархиям были разосланы типовые чертежи иконостасов, составленные архитектором К.А.Тоном.

Необходимо подчеркнуть одну существенную деталь в развитии светского и церковного декора в интерьере. Благодаря тому, что в его украшении принимали участие одни и те же архитекторы и художники со своим штатом мастеров-исполнителей, в церковных и дворцовых зданиях принцип декора, набор элементов, технические приемы резьбы, техника обработки позолоты идентичны. Широко практиковалось крупными мастерскими, в том числе петербургскими и московскими, выполнение иконостасов для провинциальных церквей. Готовые детали доставляли на место и собирали. Иногда и позолота производилась уже на месте. Поэтому сейчас можно встретить в каком-нибудь отдаленном уголке, в сельской церкви резное убранство, в создании которого принимали участие первоклассные архитекторы и опытные художники-резчики. В Вологде, Великом Устюге, Ярославле, Костроме были собственные мастера, работы которых не уступали столичным образцам. Вологда и Великий Устюг были настоящими заповедниками разнообразных по стилю первоклассных резных иконостасов [19].

До недавнего времени резные церковные иконостасы не являлись предметом специального рассмотрения. Музеи из закрытых храмов вывозили иконы, скульптуру, не заботясь о судьбе резного убранства. Эта его недооценка тем более опасна, что во время войны погибло большинство дворцовых комплексов под Ленинградом. Лучшие из дошедших до нас иконостасов способны в значительной мере восполнить потерю большинства дворцовых комплексов XVIII в. Очевидна ценность резных иконостасов XVIII в. – неразрывного звена в цепи развития русского монументально-декоративного искусства. В XVIII в. в пору массового обновления убранства создавались целостные ансамбли, представляющие сейчас важный этап в развитии отечественного искусства. В некоторых храмах архитекторам и мастерам-резчикам удавалось достичь гармоничного единства резьбы и живописи. Один из таких примеров – иконостас 1894 г. в Успенском соборе Белозерска. В соборе при создании нового иконостаса были полностью оставлены все иконы середины XVI в. из старого иконостаса.

В новом иконостасе сохранилось четкое членение рядов икон по горизонтали в вертикали. Резьбу сконцентрировали в овальном завершении иконных рам, под иконами, на фоновом пространстве центральной части иконостаса, ею насыщен цокольный ряд и алтарные двери. Рамы для старой живописи изготовлены в более сдержанной манере, а там, где основная роль отводилась резьбе, рамы сложные, высокого рельефа. Прекрасно выполнены два клироса и особенно резная сень в алтаре со скульптурой и новыми иконами в рамах из роз и листьев. Новые иконы, дописанные при перестройке иконостаса, это иконы-картины, рассчитанные на роскошные позолоченные рамы.

В Троицком соборе Гледенского монастыря Великого Устюга доминирует резьба высокого качества. Большое место отведено и скульптуре. А в соседнем, Успенском соборе Великого Устюга достигнуто единство живописи и резьбы уже на новой основе – в системе более строгой ордерной архитектуры. Иконостасы чрезвычайно разнообразны. Из некогда огромного числа сейчас целиком сохранились немногие, и как показалось обследование, все нуждаются в консервации. Для выработки правильного реставрационного подхода необходимо представлять применявшуюся в прошлом технологию позолотных работ.

Первоисточник: 
Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. Обзорная информация. Дедюхина В.С., Лелекова О.В.; М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.