ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

В убранство светских интерьеров новой столицы золоченая резьба широко вводится Б.В.Растрелли. Во всех его парадных постройках золоченому декору отводится немаловажная роль. Растрелли активно участвует в убранстве интерьера, создавая планы, рисунки, эскизы внутреннего декора дверей, окон, ниш, полов; предметов прикладного искусства: мебели, ваз, осветительных приборов, настольных украшений [11]. В чертежах и набросках Растрелли не только определял общий декор интерьера или форму предмета, но и разрабатывал конкретный характер резьбы. Золоченая резьба у Растрелли в интерьере всегда была настолько обильна, что за ней скрывались конструктивные элементы строения.

О большом масштабе использования резьбы архитектором можно судить по тому количеству резчиков, которые были заняты при отделочных работах Царскосельского ансамбля, в 1755 г. по требованию Растрелли здесь работало от 130 до 195 мастеров, из них: из Адмиралтейства – 28, из «Канцелярии от строения» - 18, из Москвы – 47, остальные были из монастырей и крепостные, присланные помещиками [12, с. 168].

В архивных материалах найдены упоминания о 34 мастерах-резчиках, работавших в Петергофском дворце [13].

Золоченые декоры в Большом Петергофском и Царскосельском дворцах стилистически близки, как и в других растрелиевских постройках. Растрелли широко употреблял накладную ажурную резьбу по белому фону. Его любимыми мотивами были сложные завитки и побеги ракайля с картушами или вписанными головками, бюстами и даже целыми фигурами. Он же широко использовал объемную золоченую скульптуру в интерьере и в экстерьере здания. Для золочения растрелиевской резьбы характерна та же декоративность, что и для всего искусства этого времени. С помощью золочения подчеркивается разноплановость резьбы.

В 70-е гг. XVIII в. интерьер решается строже, в нем уже нет пышного золоченого декора. Архитекторы Ч.Камерон, А.Ринальди, пришедшие вслед за Растрелли, предпочитали использовать лепку и всевозможный камень. Сами же мотивы резьбы, как и весь декор, становятся спокойными и утонченными. При оформлении дворца Петра III архитектором А.Ринальди резьба вводится в очень ограниченном количестве, в виде простых свисающих или пересекающихся растительных гирлянд с бантами при украшении десюдепортов, зеркальных или живописных рам. Более насыщенно резьба введена в стеклярусный кабинет, где золоченый дорожник в виде стволов пальм членит стену и создает богатое оформление для красочных вышивок. Резали пальмы Петр Демидов, Дм.Светильников, Никита Коновалов, «вольный» резчик Николаев, а золотили подмастерья Гавриил Туболкин, Николай Холщевников и др. [14].

Более широко пользуется золоченой резьбой и лепкой архитектор В.Ф.Бренна. Наряду с классическими мотивами он вводит военную орнаментику: щиты, мечи, шлемы, панцири, колчаны со стрелами, стволы орудий, пылающие ядра, знамена, венки из дубовых листьев. Эти же мотивы встречаются и на предметах прикладного искусства, выполненных по эскизам В.Ф.Бренна. В резной декор кровати из парадной спальни архитектор вводит классическую символику: фигуры голубков – символ нежной любви, собак – символ верности, изображение фруктов и плодов – эмблему плодородия и др. Архитектор пользуется высокой объемной, а также ажурной накладной резьбой по белому фону. Характер золочения традиционный – матовое и глянцевое на полименте. В дальнейшем золоченое дерево в интерьере употребляется лишь в парадной мебели.

В Москве во второй половине XVIII в. развернулось широкое строительство городских и пригородных усадеб. Дерево использовали здесь больше, чем в Петербурге, и применение его было разнообразнее. В Москве жили свободные и крепостные резчики, некоторые из них обучались в специальных мастерских, куда их посылали помещики.

Несмотря на тесную связь с Петербургом, в Москве в это время сложилась школа золоченой резьбы, которая имела свою специфику. В Кусковском дворце (70-е гг. XVIII в.) золоченой резьбе не отводится еще той роли, как это будет позже при постройке Останки, кабинета-конторочки, вседневной опочивальни и в золоченой мебели. В остальных интерьерах архитектор Юст широко применил золоченую мастику и папье- маше. Все позолотные работы по дворцу исполнял крепостной мастер Петр Рыбаков в 1779 г. [15]. Характер самой резьбы очень сдержанный, в духе раннего классицизма, с мотивами гофрированных лент, перехваченных бантами; розеток, гирлянд из лавровых листьев, садовых и полевых цветов, акантовых листьев, бус и.и.д. Резьба с высоким рельефом и накладная ажурная на подсвеченном фоне. Позолота на папье-маше матовая, на резьбе – матовая и глянцевая. Резьба обрамляет зеркальные рамы, десюдепорты; расположена на стенах, на отдельных дверных проемах в виде венков из гирлянд, на рамах царских и фамильных портретов. Самой насыщенной золоченым декором во дворце является вседневная опочивальня.

В 1790 г. в Басманной части Москвы архитектор М.Ф.Казаков сооружает особняк. Четыре парадные залы второго этажа получили анфиладное решение и благодаря своему резному золоченому декору стали именоваться «золотыми комнатами». Здесь резьба является главным декоративным убранством и выполнена на высоком художественном уровне.

Резной убор, по мере приближения к парадным покоям владельца, становится более насыщенным и покрывает почти все стены. В него постепенно вводятся и новые мотивы (целуются голубки, облака,

драпированные ткани, стрелы, колчаны и пр.). Наряду с классическими традиционными мотивами резьбы (арабески, акант, лавр, розетки. курильницы, вазы, бусы и.т.д.), в декоре широко используется и большой набор садовых и полевых цветов местной флоры (розы, подсолнухи, ромашки, колокольчики, ландыши). Резьба в залах располагается на порталах стен, наличниках окон, на зеркальных рамах, мебели; особенно нарядны двери с аналогичными десюдепортами: раскрытый подсолнух с изысканными гирляндами по сторонам в прямоугольнике. Композиция резьбы построена на сочетании различных геометрических форм, на контрасте массивных объемных и ажурных накладных мелких элементов с подкладкой цветного шелка, на определенном распределении высоты рельефа (резьба высокого рельефа находится всегда наверху); на использовании блестящей и матовой позолоты желтого и зеленого цветов. Зеленое матовое золото покрывало листья лавра, цветов, аканта и лепестки отдельных розеток; их стебли, прожилки, почки – блестящие желтые. Цветы чаще делались желтыми матовыми, а их сердцевинки – полированными. У некоторых крупных роз блестящими были только завернутые края лепестков; встречаются цветы, полированные полностью. Бусы, горох, вазы, колонки, гладкие поверхности всегда полировались [16, 17]. Легкость, изысканность нарядность резного золоченого декора «золотых комнат» дома И.И.Демидова свидетельствует о высоком мастерстве владения инструментом, тонком вкусе и художественном чутье резчиков. Аналогичная резьба встречается в Останкинском, Кусковском и Архангельском дворцах.

Главным декором Останкинского дворца (1792-1798 гг.) является золоченая резьба. Она вводится в убранство стен, в капители и каннелюры колонн и пилястр в виде отдельных панно или фризов, в обрамлении зеркальных рам, окон, дверей; в золоченую мебель. Трудно указать на другую какую-либо коллекцию золоченой резьбы, отличающуюся таким многообразием и сохранностью, как в Останкинском дворце.

По характеру резьбы дворца ее можно разделить на несколько групп. Первая большая группа вещей, выполненная в московской мастерской П.И.Споля очень близка к резьбе из «золотых комнат» дома И.И.Демидова, тот же набор декоративных элементов с привнесением новых: баранье и козлиные головы и копыта, змеи, орлы, дельфины, сфинксы, сирены, страусовые перья, охотничьи музыкальные и театральные атрибуты. Сохраняются те же контрасты, сочетания и декоративность позолоты желтого и зеленого цветов. Автором этой группы резьбы, как было установлено по архивным документам, является П.И.Споль. Видимо, П.И.Споль является руководителем мастерской, в которую привлекал многочисленных подмастерьев, в том числе и крепостных. Переписка графа Н.П.Шереметьева с П.И.Сполем охватывает период с 1792 по 1797 гг., когда мастер выполнял заказы по резьбе не только для Останкинского, но и для Кусковского дворцов. Деятельность П.И.Споля была многократной. Граф неоднократно обращался к нему за консультациями при выборе вещей для дворца.

П.И.Споль составлял проекты украшения интерьеров. В Останкинском дворце хранятся два чертежа с подписью П.И.Споля: парадной ложи и двери для Итальянского павильона. В этих чертежах использован набор элементов резьбы с сочетанием ромбов, овалов, прямоугольников и других геометрических форм. Вся ажурная резьба накладывалась на цветной фон.

Позолота сполевской резьбы делалась на месте уже другими мастерами. «Два стола резные, сделанные Сполем, отдать вызолотить золотарю Шерману за пятьсот рублей» - гласит распоряжение графа Н.П.Шереметьева [18, с. 77]. Резная большая рама, выполненная Сполем, также была вызолочена Шерманом в 1795 г. Позолота на сполевской резьбе выполнена так искусно, что дерево не теряет практически своего рельефа. Грунт на резьбе очень тонкий и плотный, позолота – матовая и глянцевая, желтого и зеленого цветов.

Группа вещей с золоченой резьбой выполнена крепостными мастерами. К сожалению, мы не можем назвать все их имена. Известен лишь Иван Мочалин, который с группой мастеров резал четыре торшера для Голубого зала. Местными мастерами была выполнена и резьба на дверях верхней анфилады, мебель с золотом и светлой раскраской (работа крепостных Вяземских) и др. Стилистически эта группа резьбы выделяется своей массивностью, отсутствует широкое использование классических элементов, предпочтение отдано реалистическим элементам. Эта резьба не охватывает всю коллекцию золоченой резьбы Останкинского дворца. Необходимо назвать торшеры работы резчика Гавриила Немкова, настенники для Египетского павильона немца Богдана Миллера, парные зеркала с подзеркальниками из нижнего фойе Корка. Все эти предметы стилистически близки к вещам П.И.Споля по декоративному набору элементов резьбы и характеру позолоты. Небольшая часть резных предметов закупалась в готовом виде. Часть золоченых вещей была привезена из Фонтанного дома в Петербурге и из Кусковского дворца.

Помимо резчиков, которые были упомянуты, при убранстве интерьеров дворца работали: крепостной резчик Мозохин, Ениш; крепостные позолотчики Ф.Разбудкин, Ф.Хожбин, вольнонаемный П.Сафонов, иностранцы Зафт и Сен Беф.

В Останкинском дворце, как и в Кусковском, широко применено папье-маше, которое в одних случаях имитирует резьбу, в других лепку.

Первоисточник: 
Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. Обзорная информация. Дедюхина В.С., Лелекова О.В.; М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.