ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

В русских интерьерах ХVI, ХVII и ХVIII вв. как в светских, так и культовых большую роль играло резное позолоченное дерево. Характер резьбы со временем менялся. В XVI в., например, была распространена резьба низкого рельефа, часто накладная. Ее золотили, раскрашивали, накладывали на цветные фоны. Наряду с резным было много и расписного дерева: мебель, деревянная посуда, церковные тябла, многочисленные киоты.

В XVII в. в России наметилось новое направление в характере резьбы: под влиянием Западной Европы низкая глухая резьба постепенно заменяется сквозной с высоким рельефом, появляются объемные композиции. Этому способствовали многочисленные резчики-иностранцы из Литвы и Польши, работавшие в Оружейной палате. Мотив для новой резьбы брали из печатных листов и книг с гравированными заставками в духе немецкого барокко, привозимых из-за границы [I, c. 97; 2, с. 446-447]. Особой популярностью среди резчиков пользовалась появившаяся в середине XVII в. лицевая библия Пискатора. Новые приемы в работе с деревом превращали его в сложный сквозной узор, состоящий из переплетений растительного орнамента, включавшего цветы , плоды, ягоды; популярны были виноградные листья и гроздья, а также разнообразные картуши. Все эти мотивы получают самобытную трактовку, что особенно заметно у провинциальных мастеров.

Резчики в Оружейной палате, бывшей в то время организационным центром, работали в тесном контакте с иконописцами. Последние делали для них разработку рисунка на бумаге и дереве, которая состояла из общей композиции, отдельных деталей и шаблонов в натуральную величину. После исполнения резьбы иконописцы ее олифили, красили и золотили. Поэтому и закупка материалов (красок, золота, серебра и пр.) входила в обязанность иконописцев [3, с.96-97]. Но уже в начале XVII в. вся работа по созданию, например, иконостасов, проводится резчиками и позолотчиками без иконописцев. Указом Петра I от II мая 1710 г. Делается попытка ограничить поле деятельности подобных мастеров и предлагается все работы проводить под наблюдением иконописцев [2]. Насколько эффективен оказался данный указ Петра, неизвестно, т.к. количество золоченых иконостасов, появившихся в XVIII в., было огромно.

Петр I в связи с большой потребностью в квалифицированных мастерах при строительстве новой столицы закрывает в 1711 г. Оружейную палату. Главным центром, поставляющим квалифицированные кадры мастеров, становится «Канцелярия городовых дел», а с 1721 г. – «Канцелярия от строения дворцов и парков». Кроме этих двух центров, в Охте около Петербурга создается новое поселение плотников, столяров и резчиков, собранных указом царя со всей России [5]. Эти центры в дальнейшем стали школами практического мастерства. Параллельно с этим Петр приглашает для работы в Россию иностранных мастеров, которые не только выполняли определенные заказы, но и обязаны были обучать русских резчиков [6]. Несколько русских мастеров были отправлены в Европу для обучения «кабинетному» делу [7].

Подготовкой кадров занималась и Академия наук, где в рисовальной палате преподавались художественная композиция, рисунок, моделирование и резьба по дереву [8]. Ученики, прошедшие курс в рисовальной палате, поступали работать в «Канцелярию от строений» и Адмиралтейство. С 1764 г. в Акедимии художеств организуется класс орнаментальной скульптуры, в котором обучались орнаментам для украшения интерьеров и экстерьеров. В Москве во второй половине XVIII в. подготовкой квалифицированных резчиков занимается «Экспедиция от строения Большого Кремлевского дворца» во главе с архитекторами В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым. Наряду с вольными мастерами здесь работали и крепостные.

Помимо перечисленных выше учреждений резчики работали и обучались в многочисленных частных мастерских как в Петербурге, так и в Москве, где также наряду с вольными работали и крепостные мастера. Сложившаяся система обучения, количество центров, занимающихся подготовкой резчиков, говорит о большом размахе работ по дереву.

Одним из образцов резьбы, вышедшей из московской мастерской, является золоченый иконостас и сень Петропавловского собора 1729 г. Работы были выполнены в московской мастерской архитектора И.П.Зарудного. Ранее под руководством И.П.Зарудного были изготовлены иконостасы для кронштадтской церкви (1716 г.) и для Преображенского собора в Ревеле (1719 г.). Архитектор известен также своим участием в сооружении триумфальных арок в Москве [9].

Иконостас для Петропавловского собора выполнялся в течение 4-х лет московскими и владимирскими резчиками, под руководством Ивана Телеги и Трифона Иванова. 43 иконы были написаны московскими иконописцами под руководством А.М.Поспелова [10]. Иконостас был торжественным и красивым. Центральная его часть с царскими вратами и фигурами архангелов по сторонам решена в виде пышной триумфальной арки со сложной высокой надстройкой, заполняющей подкупольное пространство. В декоре иконостаса большую роль играет объемная скульптура, широко использован орден, что при всей роскоши придает иконостасу четкое архитектурное решение. Наряду с объемной широко применена накладная ажурная резьба с традиционными элементами: листья аканта, гирляндами тюльпанов, перлами, фестонами, драпировками ткани с тяжелыми складками, бахромой и кистями. Позолота иконостаса на полимент с выделением матовых и блестящих поверхностей.

Первоисточник: 
Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. Обзорная информация. Дедюхина В.С., Лелекова О.В.; М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.