ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 


Олег Васильевич Яхонт родился в апреле 1941 года. В детстве увлекся живописью и скульптурой, чтением книг по искусству. После окончания школы работал на железной дороге в качестве слесаря экспериментальной бригады, мастера по регенерации технических масел и др. Продолжая заниматься живописью и скульптурой, выставлял свои работы, пользующиеся успехом. С 1962 по 1967 год учился на Отделении истории искусства Исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Дипломную работу, посвященную творчеству скульптора Паоло Трубецкого, писал под руководством А. А. Федорова-Давыдова и Д. В. Сарабьянова. По окончании МГУ по рекомендации В. В. Филатова был направлен работать в Государственные Центральные художественные научно-реставрационные мастерские имени академика И. Э. Грабаря на должность помощника реставратора в Отдел реставрации скульптуры. Успешно выполняя практические реставрационные работы с античными и средневековыми произведениями, скульптурами русских и западноевропейских мастеров (М. М. Антокольский, Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Н. С. Пименов, М. А. Колло и др.), досрочно был представлен к высшим аттестационным оценкам: уже через полтора года работал на должности старшего реставратора, а в 1970 году Аттестационной комиссией ему было присвоено звание художника-реставратора 1 категории. С этого же года был переведен на должность художника-реставратора высшей квалификации, что было подтверждено Аттестационной комиссией через год. В 1973 году за «выдающиеся успехи в области научной реставрации» ему присвоено «бессрочное звание художника-реставратора высшей квалификации». Данная оценка была дана не только за практические реставрационные работы, но и за подготовку к публикации методических работ и лекций по теории и истории реставрации, читаемых в ВХНРЦ на курсах повышения квалификации музейных работников. Подготовленная в это время и позднее опубликованная статья «История и принципы реставрации каменной скульптуры» получила высокую оценку академика М. В. Алпатова. Позднее, в переработанном и дополненном виде, она получила также высокую оценку академика Д. С. Лихачева, в сборник, «Восстановление памятников культуры», который был издан в 1981 году под его редакцией. Параллельно, в это же время, им была написана книга «Советская скульптура» (1973 год, переиздана в 1988 году), награжденная серебряной медалью Выставки достижений народного хозяйства.

В 1974 году был принят в члены Московского союза художников. В эти годы публикует многочисленные статьи по теории, истории и практике реставрации и подготовил рукопись книги «Реставрация скульптуры» (издана — «Возрожденные шедевры. Реставрация скульптуры» в 1980 году).

В1976 году был переведен на должность директора ГЦХНРМ, получившей новое название ВХНРЦ (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Но несмотря на успешную работу, неоднократно отмечаемую руководством Министерства культуры РСФСР (премии, грамоты) и поддержку коллектива, он оказался в конфликте с райкомом КПСС, в результате чего подорвал здоровье и неоднократно обращался в Министерство культуры с просьбой об освобождении с этой должности. После увольнения тут же был назначен Министерством культуры СССР на должность заведующего отделом научной реставрации музеев Московского Кремля с целью проведения работ по подготовке к Всемирной олимпиаде в Москве в 1980 году. Тогда при его участии были проведены работы со многими музейными памятниками Оружейной палаты, соборов, Царь-колокола и др.

По завершении работ к Олимпиаде он переводится во Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (где работает до настоящего времени). За прошедший период им была проведена реставрация большого числа произведений скульптуры в музеях Москвы и других городов России, подготовлено и издано несколько монографий, большое число статей по истории искусства, музейному делу, истории, теории и практике реставрации.

В 1990 году проходил трехмесячную стажировку в Международном центре в Венеции по сохранению памятников культуры, по окончании которой получил Аттестат.

В 1991 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Реставрация скульптуры как метод ее исследования» получив ученую степень кандидата искусствоведения (рук. В. Н. Гращенков).

С 1989 года параллельно ведет преподавательскую работу в Российском государственном гуманитарном университете (в 2001 году был избран профессором), читает курсы по истории, теории, практике реставрации и технике изобразительного искусства. С 2004 года (также параллельно) был избран профессором в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова на Кафедре скульптуры и композиции. Автор ряда программ по читаемым курсам.

В 2002 году присвоено звание Заслуженный деятель искусств РФ. В 2007 году избран членом-корреспондентом Российской академии художеств. С 1970-х годов являлся членом Научно-методического совета Министерства культуры, Комиссии по аттестации реставраторов, Комиссии МК РФ по экспертизе и приобретению произведений искусства для музеев, Ученых и Реставрационных советов ряда музеев и реставрационных организаций, Оргкомитета и редсовета Международной научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства» и др.

В 2010 году награжден медалью «Достойному» Российской Академии Художеств за монографии «О реставрации и атрибуции» и «Консервация и хранение скульптуры в музее». Участник (более 50) художественных и реставрационных выставок, многих отечественных и более двадцати международных научных конференций по консервации, реставрации и хранению произведений искусства, музейному делу и проблемам искусствознания.

О. В. Яхонт. Венеция. Памятник Каллиони работы Веррокьо. 1990. Бумага, карандаш

О. В. Яхонт. Идущий. 1954. Отлит в 2009. Бронза

О. В. Яхонт. Портрет дочери. 1976. Отлит в 2009. Мельхиор

О. В. ЯХОНТ. Венеция. Собор SanGiorgiodegliSchiavoni. 1990. Бумага, карандаш

О. В. Яхонт. Прага. Карлов мост. 1989. Бумага, карандаш

О. В. Яхонт. Касимов. 1985. Бумага, карандаш

Первоисточник: 
Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства: Избранные статьи. Яхонт О. В., ГосНИИР — М., 2010
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.