Предложение для строительных компаний - аренда опалубки для перекрытий в СПб.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛЕПНЫХ РАБОТ

1. Для придания прочности гипсу после отливки его просушивают и покрывают при помощи кисти 30%-ным раствором медного или железного купороса. После высыхания лепнину можно покрыть тонким слоем горячей олифы.

2. Для получения особо тонкой и тщательно проработанной по рельефу гипсовой отливка при переводе из глины или пластилина модели в гипс черновую форму необходимо хорошо пропитать щелочью, сваренной из березовой золы. Перед отливкой форма не покрывается жировой смазкой.

3. Во избежание деформаций отлитых в гипсе решеток, плит, карнизов, фризов и других плоских деталей их после отливки укладывают на горизонтальную поверхность тыльной стороной с притиркой сухим гипсом.

4. Нельзя добавлять клей в раствор гипса, на котором "примораживают" изделия к стене, так как клей содержит животный жир, мешающий гипсовому фрагменту приставать к стене.

5. Склеивание гипсовых фрагментов между собой лучше производить не на гипсе, а на казеине, что значительно повышает прочность склейки и устраняет швы.

6. Во избежание коробления погонажных деталей (порезок, бус, тяг и т.п. плоских элементов) желательно их устанавливать на место сразу же после отливки.

7. При производстве лепных и штукатурных работ нельзя антисептировать поверхности деревянных конструкций фтористыми икремнефтористыми препаратами, так как вяжущие растворы (из гипса, алебастра, извести) нейтрализуют действие этих антисептиков и применение их неэффективно.

8. Для упрочнения гипса также рекомендуется пропитка его поверхности горячил 20%-ным раствором буры (за два раза). Можно использовать также пропитку 15-20%-ным горячим водным раствором хлористого бария (за два раза) после высыхания каждого слоя. После пропитки поверхность гипсового декора покрывают кистью 20-30%-ным горячим водным раствором хозяйственного мыла, затем после просушки поверхность декора промывают водой для удаления солей.

Все виды водной обработки необходимо проводить с осторожностью, чтобы исключить переувлажнение гипса.

9. Для улучшения качества отливок из гипсовых форм формыпокрывают смазкой из стеарина и керосина, что обеспечивает отлипание отливки от формы.

10. Для более тонкой проработки рельефа формы смазывают мыльной пеной, зеленым мылом, кальцинированной содой. (К примеру, в XVIII в. в Академии художеств формы смазывали составом, приготовленным из куска мыла величиной с куриное яйцо, растворенного в небольшом количестве деревянного (тунгового) масла, в котором варилось мыло. При многократных отливках формы покрывали шеллачным лаком, после чего смазывали).

11. Технологические особенности изготовления форм из формопласта. Формопласт изготавливается заводским способом из полихлорвиниловой смолы (20%), стеарата кальция (2%), дибутилфталата (76%), касторового масла (2%). Формопласт представляет собой плотную, прозрачную желтого цвета резинистую упругую массу. Для приготовления форм формопласт нарезают небольшими кубиками, складывают в эмалированную (или луженую) посуду. Плавят формопласт на масляной бане или горячем песке при температуре 125-130°C. При плавке формопласт непрерывно помешивают, после чего, сняв с огня, в течение 10-15 мин отстаивают, пока из его медообразной массы не выйдут вое пузырьки воздуха. После этого формопласт заливают на модель под заранее изготовленный гипсовый кожух (так же как под клей).

При подготовке модели к формовке гипс затворяют известковым молоком или гипсовую массу изготовляют из смеси гипса с известковой пушенкой в пропорции - 6 частей гипса и 1 часть массы извести. После просушки модели ее в течение 2 ч пропитывают З0%-ным водным раствором медного или железного купороса. В результате реакции содержащаяся в порах модели известь разлагает купорос, образуя нерастворимую сернокальциевую соль и окисел металла, которые закупоривают поры гипса, укрепляют его и уплотняют формуемую поверхность. Если из-за отсутствия химикатов в первом случае уплотнять поверхность не представляется возможным, модель покрывают горячей олифой, в которую вводят от 5 до 10% канифоли. Модель пропитывают за 2 раза и сушат после каждого слоя пропитки. Затем модель покрывают масляным лаком и вновь сушат, после чего заливают формопластом.

Помимо клеевых форм из желатина или столярного клея, рекомендуемых многими литературными источниками, в последнее время, помимо формопласта, для формовки используют полимерные материалы - сиэласт, револьтекс, виксинт, СКТН - силиконовые материалы, выпускаемые в г. Харькове. При введении в эти пасты соответствующих пластификаторов и отвердителей формовочная масса полимеризуетоя и отверждается.

Для армирования тонкого слоя форм применяется стеклоткань. В форму из сиэласта можно заливать легкоплавкий металл с температурой плавления до 200°С. Формы сохраняются долго, чем обеспечивается, изготовление большого количества отливок. Материал форм необратим и подлежит уничтожению после использования.

12. В отдельных случаях, когда необходимо уменьшить вес лепных изделий (во избежание обрушений) и повысить прочность декора, прибегают к изготовлению рельефа из папье-маше.

По рецепту скульптора-реставратора А.Е.Громова изготовление производится несколькими способами:

- Путем обклейки модели мелкими кусочками газетной бумаги на клейстере из муки или крахмальном клейстере в несколько слоев до получения "картона", после чего его снимают с формы и хорошо просушивают (т.н. прямое маширование).

- Обклейка тем же способом гипсовой формы (т.н. обратное маширование). После извлечения из формы папье-маше просушивают, левкасят и окрашивают.

- Изготовление декора из мастики, состоящей из бумажной массы и клея; на 1 ведро - 4 л вода и 2 кг размельченного столярного клея. В другом ведре заливают кипятком измельченные на кусочки 3-4 газеты (общим весом 130-150 г), затем размокшую бумагу после остывания отжимают в руках и натирают на обыкновенной терке. В клеевую жидкость (в первом ведре) кладут приготовленную бумажную массу и, не снимая ведра с огня, при постоянном помешивании вводят 0,5 кг. плавленого мела и 100 г канифоли, растворенной в 300 г горячей олифы; в результате получается целое ведро клейкой массы.

После этого на верстак насыпают плавленый мел (на целый день работы), в горке мела поделывается углубление, в которое выливается теплая клейкая масса, затем добавляют олифу и месят как тесто. От высыхания приготовленную мастику предохраняет обернутая вокруг мокрая тряпка.

- Технология оттискивания мастичного декора по форме: гипсовую форму слегка припудривают тальком; скатанный из мастики валик кладут в форму и пальцами отжимают в форме, чтобы он заполнил рельеф; излишки мастики из формы удаляют. Вдавливают арматуру из тонкой проволоки и ладонью окончательно выравнивают заднюю сторону орнамента. После частичного отвердения мастики форму переворачивают на щит, снимают кожух, мастичную массу осторожно извлекают из формы. Освобожденный из формы мастичный орнамент в полусухом состоянии укрепляют на месте, предварительно смазав жидкой мастикой склеиваемые поверхности на деревянном теле капители. Для большей прочности мастичный декор прибивают к основанию гвоздями. После высыхания мастичный декор зачищают шкуркой, сглаживают поверхность и красят либо золотят.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА. Производство работ и оформление документации. Методические рекомендации. М., 1993
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.