ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА НА ПАМЯТНИКАХ АРХИТЕКТУРЫ

Основные виды работ

1. Различные виды расчистки рельефов.

2. Подводка грунта под лепнину и укрепление фрагментов на стенах, арках, карнизах, потолках я др. местах в интерьерах и на фасадах зданий.

3. Догипсовка фрагментов, заделка выбоин и трещин о расшивкой швов.

4. Демонтаж фрагментов лепного декора, маркировка фрагментов с последующей доработкой на верстаке (с посадкой на плинт), расчисткой, докомпоновкой в глине или ином пластичном материале, формовкой и отливкой с дополнительным армированием подлинников.

5. Монтаж разобранных, доработанных фрагментов на месте установки с тщательной проработкой крепежных элементов (по чертежам).

6. Подборка маркировании фрагментов разрушенной лепнина или демонтированной в процессе реставрации несущих и ограждающих конструкций с последующей склейкой и установкой на место.

7. Изготовление вновь моделей лепного декора при воссоздании утрат, не имеющих аналогов в данной декоративной композиции (по чертежам, шаблонам).

8. Демонтаж фрагментов лепного декора с целью приведения

в модель с последующей формовкой, отливкой, оклейкой отливки "новодела" с подлинником и установкой на место.

9. Воссоздание рельефов лепного декора методом отмазки "по месту" (приравнивается к изготовлению модели вновь).

Отделка лепного декора

1. Тонирование докомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.

2. Патинирование лепного декора под различные материалы -бронзу, дерево, слоновую кость, мрамор и т.п.

3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.

4. Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.

5. Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (обобщения изделиям водоотталкивающих свойств).

Все виды реставрационных работ должны производиться при неукоснительном соблюдении норм техники безопасности, производственной санитарии и пожаробезопасности.

Правила производства реставрационных работ

1. До начала работ весь имеющийся на памятнике архитектуры лепной декор должен быть тщательно обследован и сфотографирован под руководством ведущего архитектора.

2. Подробное описание (акт) состояния лепного декора составляется архитектором - автором проекта реставрации, заказчиком и прорабом при обязательном участии бригадира-лепщика.

Определяются утраты лепного декора и фиксируется наличие его подлинных фрагментов, пригодных для приведения их в модель, с тем, чтобы с помощью отливок с моделей можно было восполнить утраты.

Особое внимание должно быть обращено на наличие лепного декора XVIII в. в стиле Елизаветинского барокко, в большей части "отмазанного" на месте на штырях, без формовки, что должно найти свое отражение в акте, т.к. докомпоновки утрат должны выполняться в аналогичной технике лепщиками высокого разряда.

В акте определяется точное количество и наименование деталей, подлежащих воссозданию с изготовлением моделей, и стилистические особенности декора.

Определяются участки лепного декора, требующие демонтажа и последующего монтажа после оклейки фрагментов; проверяется прочность крепления лепнины на стенах и потолках.

3. При составлении дефектной ведомости (или акта) в нее следует вписать все необходимые данные о самом декоре и отдельных деталях, подлежащих восполнению.

Указываемые в дефектной ведомости или акте все фрагменты подлинной лепнины, подлежащие приведению в модель, должны быть привязаны к месту нахождения лепного декора на памятнике, сведения о них должны быть также вписаны в ведомость. Например: "восполнение гирлянда из цветов и листьев - длиной 50 см, высотой 20 см на восточной стене вестибюля. Для выполнения указанной детали привести в модель аналогичный фрагмент гирлянды о северной стены вестибюля, с демонтажем и с последующей установкой на место; выполнить вновь модель замковой вставки со стилизованной головой льва на обрамлении среднего окна 2-го этажа южного фасада, согласно эскизу" (аналогии с тем-то) и т.д.

4. Проектом устанавливается технология расчистки лепного декора от покрасок, набелов и т.п. и затем его укрепления. В этих целях производится пробная расчистка специалистами-химиками из технологического отдела института Спецпроектреставрация или других лабораторий.

5. Если в процессе реставрации, после установки строительных лесов, будут выявлены ноше дефекты лепного декора, ранее не обнаруженные под покрасками и набелами (склейка фрагментов, догйпсовка, отставание лепнины от стены и т.п.), составляется дополнительный трехсторонний акт, в котором отражаются вое выявленные дефекты в натуре и намечается; технология дальнейшего производства работ.

6. Все подлежащие демонтажу, оклейке фрагменты лепнины маркируются, фотографируются (или отражаются графически на чертежах архитектором) и после оклейки и установки на место оформляются актом на скрытые виды работ (производителем работ).

Демонтаж лепнины, если это необходимо, производится только после утверждения, соответствующей рабочей документации с веским обоснованием (при замене несущих конструкций сильно разрушенных частей зданий, по заключению инженеров и лаборатории о качестве строительных материалов и т.п.).

Подлежащий демонтажу лепной декор фотографируется и фиксируется графически под контролем ведущего архитектора.

7. Демонтированные фрагменты лепного декора маркируются, пересчитываются, аккуратно складываются в ящики или другую тару, чем обеспечивается их сохранность и исключается возможность поломки. На таре указываются следующие данные: наименование объекта, количество фрагментов и место, откуда снята лепнина (например: голубая гостиная, такого-то дворца, южная стена; фрагменты лепнины орнаментального фриза - 100 шт., гирлянда - 1 шт. - 20 фрагментов, розетка потолочная - 1 шт. - 3 фрагмента); число, месяц, год, кто демонтировал. Внутри тары закладывается фотография, а также технорабочая документация на склейку фрагментов и акт на демонтаж за подписью архитектора и заказчика (ответственный - производитель работ).

В случае раскладки фрагментов лепнины на стеллаж их также следует маркировать, причем на стеллаже указывается место, откуда снят тот или иной фрагмент, и их общее количество. В отдельный конверт или папку вкладывается фотография лепного декора до разборки я вся необходимая для работы документация.

Необходимо помнить, что разборка, подбор и оклейка фрагментов лепного декора относятся только к подлинной, снятой с памятника лепнине. Все, что снято и склеено, должно быть вновь установлено на место. К выполнению лепнины заново, так же как отливок и новых моделей, эти операции не относятся.

8. Демонтированный лепной декор может быть склеен и докомпонован на плинтах и затем установлен на место вместе с плинтом либо без него методом склейки фрагментов на месте. В каждом отдельном случае вопрос решается индивидуально автором проекта реставрации. При установке лепнины с применением крепежных деталей составляется акт на скрытые виды работ с указанием количества склеенных фрагментов.

9. Проведение укрепления гипса, гидрофобизация и флюатирование также оформляется актом на скрытые виды работ.

10. По окончании всех этапов реставрации лепного декора подлинные фрагменты, приведенные в модель, с которых было отлито необходимое количество копий, устанавливаются на место, о чем составляется соответствующий акт. Модели, выполненные заново, сдаются заказчику по акту в целях удешевления последующих ремонтов и реставраций.

11. Запрещается при изготовлении моделей расценивать их по элементам. Все модели, как правило, подпадают под определенную Рубрику ССН и расцениваются в зависимости от вида, сложности и размера. Например: "изготовление модели коринфской капители такой-то высоты"; модель должна быть расценена только по этой рубрике, несмотря на то, что она состоит из ряда деталей - волют, стилизованных листьев, абаки и астрагала.

12. Когда при утрате отдельного фрагмента подлинной лепнины не представляется возможным воспользоваться прямой расценкой, можно осуществлять оценку "применительно" к похожему по конфигурации фрагменту, о чем составляется акт архитектором и заказчиком. Например: если отбитую волюту капители нельзя привести в модель, она выполняется в виде новой модели и может быть расценена "применительно", как "кронштейн" и т.д.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА. Производство работ и оформление документации. Методические рекомендации. М., 1993
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.