ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Лепной декор, наряду с произведениями монументальной живописи и прикладного искусства, является важнейшим элементом декоративного оформления различных архитектурных сооружений.

Утрата какого-либо элемента декора или его фрагмента, причиненная неумелыми или неосторожными действиями реставраторов, может нанести памятнику непоправимый вред.

Реставрация и воссоздание лепного декора - сложный технологический процесс, включающий в себя различные виды работ.

Основным скульптурным материалом для отделки фасадов и интерьеров являются гипс и алебастр. Свое название гипс получил от греческого названия мела, а слово алебастр (тот же гипс, но другой температуры обжига и помола) - от названия египетского города Алебастрон, где в древние времена добывали гипсовый камень. Гипс представляет собой двуводный сернокислый кальций CaSO4-2H2O (его как вяжущее вещество знали в Древней Греции, Индии, Египте и других странах за 200 лет до н.э.).

В Европе в средние века гипс использовали как строительный материал и вяжущее. Почти половина средневековых домов во Франции построена на гипсовом растворе. В Древней Руси гипс в качестве строительного материала вместе с известью был известен о XII-ХIII вв., а как скульптурный материал применялся со второй половины XVII в. Так, в 1658 г.. впервые при строительстве царского дворца в Измайлове (подмосковная вотчина Алексея Михайловича Романова) были выполнены резные гипсовые украшения. С XVIII в. известно применение алюмокалиевых квасцов для упрочнения гипса (объемная масса современного гипса составляет 800-1100 кг/см3, а уплотненного -1250-1450 кг/см3). Свойства формовочного гипса и прочность строительного гипса зависят от обжига, тонкости помола, а также от сроков схватывания.

Существует 3 сорта гипса, определяемых степенью предела прочности на сжатие через 1,5 часа после изготовления образца: I сорт - не менее 55 кг/см2, II сорт - не менее 45 кг/см2, III сорт -не менее 35 кг/см2. Начало схватывания гипса должно быть не менее 4 мин. от момента затвердения; конец схватывания - не ранее 6 мин, но не позже 30 мин. ("размолаживание" - размешивание гипса после начала схватывания ведет к нарушению его прочности).

В XVIII в. гипс активно ввозится в Россию из Франции, Австрии, Италии и др. стран, по фактуре и цвету, он отличен от российского (при реставрации особенно искусственного мрамора и лепных деталей резко отличается по цвету).

Качество гипса на объекте можно определить "полевым" методом: завеcти гипс до густоты сметаны в гипсовке; лепщицкой заводной лопаткой выложить гипсовую массу в виде лепешки на стекло или глазурованную керамическую плитку, затем проследить время схватывания и степень нагрева - при отверждении; отделить отвердевшую лепешку от стекла или плитки (тыльная поверхность образца должна легко, без отмелки отделяться от стекла, сохраняя идеально гладкую поверхность, и ломаться с хрустом).

Лепной декор является художественным произведением, которое выполняется в сочетании творческого труда архитектора и мастера-лепщика.

В конце XVII в. лепной декор "резался" по гипсу вручную так называемыми снецарями (т.е. лепщиками) и имел плоскостной рельеф. В первой половине XVIII в. декор уже формовался и лишь затем подрезался вручную. В середине ХVIII в. лепной декор в стиле Елизаветинского барокко, которому был свойствен, как правило, асимметричный рисунок орнамента, нередко "отмазывался" из гипса на фасадах и в интерьерах зданий без предварительной лепки в глине.

Прямо по месту установки, на стенах или карнизах, на заранее вбитые штыри наносился алебастр как подлепок, а затем из гипса окончательно лепился декор. Для облегчения веса изделий и улучшения отсоса влаги в алебастровый подлепок часто закладывались куски березового угля (колокольня церкви Троицы в Серебрениках, "Дом Апраксина" в Москве, а также некоторые памятники этого периода в Санкт-Петербурге).

С середины ХVIII и вплоть до начала XXвв. лепные украшения формовались с помощью кусковых и клеевых форм "на выход" без поднутрений. Затем детали лепнины тщательно подрезались и зачищались лепщиками вручную. Тем самым обеспечивалась тончайшая проработка орнамента, превращавшая его в высокохудожественное "авторское" произведение прикладного искусства, частичная утрата которого совершенно невосполнима.

Значительную роль в развитии орнаментального лепного искусства в России сыграли приглашенные в XVIII в. на строительство Петербурга такие архитекторы, как Д.Трезини, Ж.Б.Леблон, А.Шлютер, Б.Растрелли, Н.Микетти, Д.М.Фонтана, Г.Медель. Декоративную архитектурную лепку в своем творчестве широко использовали русские архитекторы М.Земцов, П.Еропкин, И.Зарудный и др. В конце XVIII в. славились мастера-лепщики братья Михаил и Василий Зимины, Илья Саевич, выполнившие сложнейший лепной декор в стиле Елизаветинского барокко в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря и в Успенском соборе Переславля-Залесского. В Останкинском дворце в конце XVIII в. талантливо работали лепщики Лука Жилкин и С.Хожбин. В XIX в. лепные работы в Москве выполняли известные скульпторы И.Мартос, И.Витали, Г.Замараев и др. Высокохудожественные лепные композиции создали архитекторы М.Казаков, Д.Кваренги, Д.Ухтомский и др.

В зависимости от художественной ценности скульптурного рельефа автором проекта реставрации совместно о искусствоведом и представителем заказчика перед началом производства реставрационных работ должен определяться уровень мастерства реставраторов, допускаемых к работе на конкретном памятнике. Исполнителем может быть лепщик определенного разряда, либо реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий, или же скульптор-реставратор (в силу особой скульптурно-художественной ценности рельефа, например, выполненного И.Витали или Г.Замараезым). Привлечение специалистов художественного профиля подтверждается искусствоведческим обоснованием и отражается в акте перед производством реставрационных работ, в реставрационном задании, а также в технологической части проекта реставрации.

Условием успешной реставрация лепного декора на памятниках архитектуры является четкое определение всех элементов технологического процесса и специальной терминологии. Без этого невозможно правильное описание работ и определение их стоимости.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА. Производство работ и оформление документации. Методические рекомендации. М., 1993
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.