ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Гурьев М.

1. Часы сегодня

Изначально механические часы были созданы как прибор для измерения времени. Первые из них, башенные, а затем их уменьшенный вариант - интерьерные часы, представляли собой открытые конструкции. Поскольку миниатюрные механизмы были чувствительнее к пыли, их стали закрывать футляром, а футляр (корпус) - декорировать. В таком виде они дошли до наших дней. Сегодня механические часы постепенно исчезают из жизни, вытесняемые кварцевыми, более точными, дешевыми и удобными. Более того, часы все реже встречаются, как самостоятельный объект, переходя на экраны мобильных телефонов, компьютеров и телевизоров. Соответственно меняется и отношение к ним. Если в 17 веке часы были царской диковинкой, в 18-м - предметом роскоши, в 19-м - функциональным украшением интерьера, то сегодня это банальная, многоликая, сугубо утилитарная и достаточно дешевая часть повседневной жизни. Такое восприятие проецируется, в целом, и на старинные часы, поэтому от них ждут такой же точности, надежности, неприхотливости. Что, естественно, не верно. Механические часы, а старинные в особенности, требуют внимания и уважения, а также специфических знаний и навыков в обращении с ними. Если этого нет, часы остановятся, и надолго.

Многие молодые люди сегодня просто не слышали, как часы тикают и бьют. Поэтому вопросы их грамотного хранения, реставрации и экспонирования становятся еще более актуальными.

2. Часы, как музейный объект

Задача художественного музея, в нашем понимании, - воспитывать людей на лучших образцах человеческой культуры. Для будущих поколений музей сохраняет и изучает свои экспонаты, для современников - показывает и комментирует их. Первой группой вопросов занимаются, главным образом, хранители. Для них одна из основных задач - сохранить предмет, и в первую очередь от посетителя, который, порой, варварски относится к экспонатам. В этом смысле целесообразнее всего было бы просто закрыть музей. Практически диаметральную позицию занимают сотрудники, связанные с приемом посетителей. Для них первостепенна привлекательность музейных экспозиций для публики, в частности, чтобы показывалось как можно больше объектов, в том числе и механических часов. В этом противостоянии

имеется значительный конструктивный момент: необходимость постоянно осмысливать и аргументировать принимаемые решения.

В музеях к часам относятся по-разному, поскольку это пограничный объект, одновременно памятник и художественной, и технической культуры. В изготовлении часовых корпусов участвовали лучшие художники и скульпторы своего времени, в конструкциях механизмов использовались последние достижения науки и техники. Соответственно, в художественных музеях основное внимание уделяется внешнему оформлению часов; в технических музеях акцент делается на особенностях механизмов; в исторических музеях часы рассматриваются как свидетели определенных эпох или конкретных событий.

Особенность часов в том, что это практически единственный вид музейного экспоната, который имеет сложную и высокоорганизованную внутреннюю структуру, самостоятельно двигается и звучит. А живому существу, и человеку в том числе, свойственно замечать движение краем глаза, и оборачиваться на звук. Так формируется первый импульс движения к предмету, особенно сильный в случае музыкальных и анимационных часов (когда заводят часы «Павлин», публика мгновенно собирается вокруг клетки с часами). То есть работающие, тикающие, звенящие часы повышают привлекательность музея. Особенно для детей. А дети - наше будущее. Если для ребенка музей не интересен сегодня, он не приведет сюда своих детей завтра - и все! Цепочка прервется, зачем и для кого тогда все это хранить и изучать?

Работающие часы вносят жизнь в музейные интерьеры, придают им новое измерение, звуковой акцент, находятся в постоянном, порой неосознанном, диалоге с человеком. Являются мостиком, связывающим с прошлыми хозяевами этого дома: мы слышим одни и те же звуки. Если часы остановлены - это знак беды: кто-то в доме умер. Кроме того, остановившиеся часы, с утраченными декоративными элементами, чужими стрелками, разбитыми циферблатами рождают ощущение бутафории, подспудной фальши происходящего: не должно быть в царской коллекции ломаных часов!

3. Реставрация

Существует мнение, что часы сохранятся лучше, если их не заводить. Да, эксплуатация часов приводит к их износу. Изнашиваются трущиеся пары (цапфы осей и опорные отверстия в платах, палеты спуска, боевые штифты), обрываются заводные пружины и подвесы маятников. Но реставраторы уже давно научились устранять эти поломки безо всякого ущерба для часов. При этом качественный механизм при грамотном обслуживании может десятилетиями работать без серьезного ремонта. И вред, намного больший, чем непрерывная эксплуатация, наносит небрежное к ним отношение, неграмотное обслуживание, непрофессиональная реставрация.

Особенности нашей истории отразились на состоянии часов в музеях. Встречаются неправильная сборка корпусов, утрата или замена целых механизмов, разбитые эмалевые циферблаты, отсутствуют декоративные элементы корпусов, маятники, колокольчики, стрелки, стекла иколпаки, заводные ключи. То есть поле деятельности реставратора практически безбрежно. Но профессиональная реставрация дорога и труднодоступна. Поэтому часто приглашают какого-нибудь любителя, который за символическую плату, а то и просто «из любви к искусству», фактически калечит вещь. Ведь даже если он часовщик, этого мало: часовщик-ремонтник восстанавливает только функцию. Форма и оригинальность деталей, художественный образ часов для него второстепенны. При таком ремонте пропускается информация (например, надписи на пружинах и платах), утрачиваются оригинальные детали. Часовщик не виноват, еготак учили. И хранитель, не виноват, т.к. не может полностью оценить качество работы. А результат плачевен.

То есть опасения хранителей обоснованы, - как и с любым видом музейного экспоната, непрофессиональная реставрация портит вещь.

Особенности реставрации часов в музее определяются, с одной стороны, спецификой часов, как музейного экспоната, с другой стороны - общими представлениями о целях и задачах музея, и вытекающими из этого целями и задачами реставрации. Что же считать целью реставрации такого объекта, как механические часы, каковы критерии оценки результатов работы реставратора? Обратимся к определениям.

Реставрация (от позднелат. restauratio- восстановление), восстановление, возобновление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (архитектурные памятники, произведения искусства, звукозаписи, кинофотодокументы, рукописи и т.д.).

© 2001 «Большая Российская энциклопедия»

Реставрация - это деятельность, предпринятая для того, чтобы сделать разрушившийся или поврежденный объект понятным, минимально жертвуя его эстетической и исторической целостностью.

Этический кодекс консервационного комитета ICOM

Учитывая сказанное, в качестве цели реставрации часов, и основного критерия оценки ее результатов, предлагается повышение уровня сохранности и художественной ценности экспоната. Для этого процесс реставрации должен включать в себя:

1. всестороннее историко-техническое изучение экспоната,

2. обязательное сохранение оригинальных частей и деталей,

3. консервационные работы, то есть проведение комплекса мероприятий, нацеленных на прекращение разрушения экспоната,

4. возможно более полное, научно обоснованное восполнение утрат,

5. четкую маркировку вновь изготовленных деталей,

6. фиксацию изменения состояния в соответствующих документах,

7. составление подробного описания экспоната и проделанной работы,

8. выдача рекомендаций по обслуживанию и экспонированию. Отдельно - о корпусах. Часовые корпуса представляют собой, как правило, сборные, многоэлементные конструкции. Отдельные детали со временем утрачиваются. И если мы работаем в художественном музее, и хотим донести до зрителя художественный образ предмета, а не печальные свидетельства небрежного к нему отношения, есть смысл постараться произвести полную реконструкцию утрат. Тут возможны и простейшие задачи, например, изготовление отсутствующей ножки путем копирования сохранившейся; возможны и более сложные, когда речь идет о воссоздании утраченных элементов по стилевым аналогам. Последний вариант более трудоемок, сложен и уязвим для критики, но все-таки музей не должен быть кладбищем! А предмет с утратами (мы же не перечисляем на этикетке утраченные ножки, накладки, навершия и т.п.), обманывает зрителя больше, чем отреставрированный и снабженный соответствующей этикеткой. То есть реставрация повышает уровень достоверности и художественной ценности экспоната, повышает его привлекательность, как объекта постоянных и временных выставок, его коммерческую ценность. Экспонату уделяется больше внимания, уважения и заботы, поэтому он лучше сохраняется.

При этом следует помнить, что любое прикосновение к предмету - уже вмешательство. То есть требования по соблюдению принципов реставрации (обратимость реставрационного вмешательства, обоснованность восполнения утрат, полное документирование вносимых изменений) должны носить осмысленный характер и не загонять реставратора в угол.

Профессиональная реставрация подразумевает дифференцированный подход к каждому объекту. Мера вмешательства определяется индивидуально, после всестороннего изучения экспоната, и согласуется с хранителем и реставрационной комиссией. Диапазон может быть широк - от чисто консервационных мероприятий, направленных на фиксацию текущего состояния объекта и предотвращения его дальнейшего разрушения, до реконструкции большого объема утрат и, в особых случаях, изготовления полных копий. Индивидуально решается вопрос о постановке часов на ход: в общем случае, это не имеет смысла для наручных и карманных часов.

Часы всегда были высокотехнологичным изделием, в изготовлении которого могли участвовать десятки различных специалистов: художников, инженеров, технологов, ремесленников. Те же специалисты необходимы для реставрации. Для того, чтобы облик вновь изготавливаемых деталей соответствовал оригинальным, реставратор должен работать по технологиям, соответствующим авторским. Он должен совмещать знания искусствоведа и квалификацию часовщика, разбираться в особенностях конструкции механизмов и оформления корпусов часов разных стран и эпох. Очевидно, что такая совокупность требований чрезмерна для одного человека (на практике это означает, что тот, кто в одиночку берется за эту работу, либо выполнит ту часть, в которой он компетентен, либо схалтурит). Практический выход - работа в дружной команде, коллективные знания которой закрывают все вопросы, с использованием кооперации.

С кооперацией и снабжением - отдельные проблемы. В связи с сокращением производства механических часов сокращается ассортимент и падает качество запчастей и материалов. Трудно достать нестандартные часовые пружины, колокольчики, стекла для циферблатов. Серьезным фирмам с хорошей производственной базой и опытным персоналом не выгодны мелкие музейные заказы. Небольшие фирмы не всегда могут обеспечить достойное качество, и неохотно идут на договора по разовым заказам. Практически единственный выход -личные контакты, энтузиасты, наличный расчет с непосредственным исполнителем.

Самостоятельный вопрос - подготовка кадров. Раньше, например, в Англии восемнадцатого века, обучение часовщика занимало 7 лет, и потом еще два года он ходил в подмастерьях. Это еще раз говорит о большом объеме знаний и практического опыта, необходимых для овладения профессией. Современные зарубежные часовые школы (в России их нет) дают хорошую профессиональную подготовку, но для реставратора это может служить только технической базой. А дальнейшее обучение, видимо, может проходить в форме стажировки в серьезной реставрационной мастерской. При этом стажер должен получать соответствующие историко-художественные знания и технологические навыки, но самое главное - в нем должны сформироваться уважительное отношение к объекту и умение работать с документами («вживаться» в часы). Единственным учреждением, готовящим реставраторов часов, является Вест Дин Колледж в Англии (также рекомендующий, по завершении, стажировку в реставрационной мастерской).

В музеях мало русских часов, в основном представлены работы часовщиков Франции, Англии, Германии. Тем важнее контакты с зарубежными коллегами - они лучше знают свои часы. Современные средства связи (такие, как электронная почта), позволяющие передавать и текст, и изображение, и звук, могут способствовать эффективному взаимодействию (для этого, а также для чтения специальной литературы и журналов, и публикации своих статей, нужно знать иностранные языки). Появление единой международной организации, способной организовать такое сотрудничество, создать единую и доступную базу данных по часам, позволило бы поднять реставрацию часов на качественно новый уровень - международного центра реставрации часов. Задача такого центра - создать возможность ознакомления с аналогами реставрируемых часов там, где они хранятся, а также совершенствование методики реставрации, наладив контакты между часовыми школами, реставрационными мастерскими, объединив знания и опыт специалистов разных стран.

4. Экспонирование

Специфика часов проявляет себя и в вопросах, связанных с их экспонированием. Опыт работы в музее позволил сформировать ряд требований и пожеланий, которые следует учитывать при установке на экспозицию:

Часы должны устанавливаться (подвешиваться) на устойчивое, надежное основание. Для напольных или консольных часов следует предусмотреть страховочное крепление к стене.

Желательно восстановить футляры, защищавшие часы от пыли и постороннего вмешательства. Обычно используют стеклянные колпаки: цельные для малых часов, составные с бронзовой рамой и передней дверцей на замке - для больших. Под колпаком должна быть деревянная подставка с канавкой или ступенькой для ориентации стекла. Чтобы стеклянный колпак не царапал подставку, ему на нижнюю кромку наклеивают защитную бумагу.

Если в часах есть бой или музыка, надо предусмотреть в подставке соответствующие отверстия для прохода звука. При необходимости возможно звукоусиление.

Освещение, желательно, иметь общее плюс фронтальное, на циферблат и видимые движущиеся детали (маятники, секундные стрелки, анимация).

Если у часов интересная задняя сторона (например, гравированные платины), желательно организовать круговой обзор, или ставить их перед зеркалом (но не вплотную), и соответственно организовывать освещение.

Карманные часы - сложный для экспонирования объект. По своему замыслу они должны рассматриваться с разных сторон. Хочется показать и циферблат, и заднюю крышку, и механизм. Для этого часы можно подвешивать в раскрытом виде на вращающуюся подставку, или помещать над зеркалом (с зазором в 3-4 см), или перед зеркальным углом (чтобы видеть с двух сторон), и показывать как можно ближе (на уровне глаз).

Для часов с музыкой или анимацией необходимо использовать видеозапись их работы. Она может сопровождаться историческими и художественными комментариями, показом интересных деталей часов, особенностей работы, которые посетитель иначе не увидит.

5. Обслуживание

Работающие часы, как любые работающие механизмы, нуждаются в обслуживании. Это понятие включает в себя:

Обход (обычно еженедельный) и завод часов. При этом, как правило, производится визуальный контроль состояния, подправляется ход, календарь, осуществляется перевод на летнее (зимнее) время;

Профилактический ремонт механизма - один раз в 3-5 лет, в зависимости от состояния (или в случае нештатной ситуации, например, при обрыве пружины). Работа включает в себя разборку механизма, выявление дефектов и утрат, их исправление, чистку, сборку, смазку и постановку на ход.

Для часов с музыкальными устройствами отдельный этап - настройка (интонировка). Периодичность зависит от особенностей конкретного устройства. Например, для механических органов это может проделываться два раза в год.

6. Хранение

Если часы после реставрации направляются в хранение, механизм должен быть законсервирован. Это значит:

Все пружины следует полностью распустить;

Маятник должен быть зафиксирован. Если в часах предусмотрено фиксирующее устройство, воспользоваться им. Если маятник съемный - снять его и, завернув, хранить вместе с заводными ключами и ключами от корпуса, если таковые имеются.

Желательно целиком накрыть часы от пыли. В особенности это относится к отдельным механизмам, скелетным часам, часам с утраченными стеклянными колпаками.

Следует отметить, что на сегодняшний день вопрос хранения часовых механизмов (находящихся в корпусе или хранящихся отдельно) до конца не решен: хранители различных объектов ДПИ (бронза, фарфор, мебель и т.д.) не являются специалистами в часовой механике. Учитывая размеры и качество эрмитажной коллекции часов, приходишь к мысли о целесообразности выделения часовых механизмов в самостоятельное хранение. Это не предполагает их территориального перемещения, но позволяет лучше решать вопросы хранения, реставрации и эксплуатации. А также приступить к созданию единого каталога - базы данных по часовым механизмам. По мере развития он может дополняться информацией о корпусах, циферблатах и часовых мастерах.

Это поможет раскрыть потенциал коллекции часов в области истории техники (на примере часовых механизмов - прообраза всех последующих механизмов, вплоть до компьютеров), как части общечеловеческой культуры, развивающейся вместе с художественной, и поддерживающей ее. Сегодня знания о механизмах, получаемые во время реставрации часов, остаются с реставратором. А ведь во многих часах механизмы не менее интересны, чем корпуса. Отсюда вытекает идея самостоятельной часовой выставки, показывающей развитие и разнообразие стилей, конструкций и технологий, роль и место часов в истории человечества. При этом нет необходимости брать часы с экспозиции. Но организовывать выставку, учитывая специфику предмета, следует с применением видеозаписей, мультимедийных средств, компьютерной анимации. При популярном, но технически грамотном уровне подачи информации, она привлекла бы новый слой посетителей, интересующихся техникой - а это большая часть мужчин.

7. Заключение

1. Специфика часов, как памятника одновременно и художественной, и технической культуры, имеющего сложную многокомпонентную структуру, двигающегося и звучащего, определяет особенности подхода к реставрации, экспонированию и хранению.

2. Многообразие типов механизмов, применяемых технологий, вариантов оформления корпусов заставляет активно собирать информацию по этим вопросам, налаживать контакты с хранителями других музеев, антикварами, часовщиками, реставраторами различных специальностей.

3. Работающие часы, требуют постоянного внимания и регулярного грамотного обслуживания, но существенно повышают привлекательность музея.

Первоисточник: 
Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.