ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ЮФТЬ. БУЛГАРО.

Аватар пользователя Магделена Стоянова

Познание технологии изготовления и состава материалов артефакта даёт незаменимую информацию, помогающую не только делать заключение о месте и предположительном времени изготовления предмета, но и принять правильные решения о удачнейших условиях его хранения и о методах эвентуальной реставрации. К сожалению, о некоторых ценных произведениях ремесленных техник прошлого такие познания все еще полностью отсутствуют: такой казус является например кожа, называемая булгаро.
Термин булгаро очень часто встречается в венецианских архивах, особенно в описях внутреннего убранства особняков 16-18 вв. Обозначает вид кожу, применяемую для облачения  ·
ящиков, http://foto.mail.ru/mail/mag... ·
стульев, http://foto.mail.ru/mail/mag... ·
кресел (“careghe in bulgaro”)(1), http://foto.mail.ru/mail/mag... ·
для занавес шкафов (“armeri alla pretina”), ·
как кожух или защитная оболочка музыкальных, измерительных, а наверно и военных и медицинских инструментов.

Венеция, аукционный дом Семенцато, архив.
Кажется что кожу булгаро, накрытой метальной фольгой и расписанной масляными красками в так называемой технике "куори дорати" иногда применяли и для облачения стульев: из-за недостаточного познания ее технических параметров, это до сих пор не было возможно установить точно.

Венеция, аукционный дом Семенцато, архив.
Хотя в имущественных перечнях кресла и другие изделия из булгаро всегда занимают одно из первых мест, видимо из-за большой стоимости, изделия из этой кожи были довольно распространены, и не только в жилищах самых богатых прослоек. В виду этого логично предположить, что они торговались не только в Италии, но и в соседних областях Западной Европы.
В некоторых документах Державного Архива Венеции термин булгаро встречается и в диалектных формах больгери, болцери, которые напоминают известного тирольского города Болцен / Болцано. Могла ли быть какая нибудь связь с износом этой кожи, ее имитации или использовании в местных ремеслах, для облачении карет например – пока невозможно установить. Автор известной немецкой 80-томной экономической энциклопедии Г. Крюниц тоже не знает ее, но сообщает о безуспешных попытках имитировать юфти в Польши и в Германии, как и о сходных, но не идентичных по технологии изделиях в Швеции. Сведения о вносе булгаро в Венеции довольно скудные, все таки в одном документе 1680г., опубликованном Домеником Селлой, вместе с другими экзотичными и дорогостоящими товарами привезенными из Востока через Стамбул, как индейки(2), упомянуты и 50 пучки кожи булгаро(3). Вид и характеристики кожи булгаро сегодня практически неизвестные западным специалистам, она никогда не была объектом каких бы то ни было технических исследований, хотя образцов можно встретить как в больших национальных художественных музеях так и почти в каждой ретроспективной выставке прикладного искусства Северной Италии или Западных Альпах, и несмотря на то, что такие часто выставляются на западноевропейских аукционах: в удивительно хорошей сохранности.
В Болгарии и в соседних балканских державах, известия о "бугаринах" (коррумпированная сербохорватским итальянская форма названия) более чем спорадические и прежде всего исторического характера. Эту кожу, именно под ее итальянским названием булгаро, хорошо знали и ценили на ярмарках Османской империи в периоде ее экспансии в странах Западной Европы. Она упоминается вместе с изделиями из юфти черного и красного цвета, следовательно не тождественна с ними. Кстати, сведения о юфти в итальянской историографии до момента мне неизвестны, их только в русских ссылках(4). Османские письменные источники перечитают булгаро среди самых редких и дорогостоящих кожевенных изделий как, например, кожа красного цвета полученного из пурпурного. До сих пор никто не осмелился идентифицировать изделия этой кожи стопроцентной уверенностью, все же на основе информации об ее характерном приятном запахе и светло коричневом-желтоватом цвете, турецкие специалисты предполагают, что это материал, из которого обычно вырабатывали седла турецкой кавалерии(5).
Единственные известные в Зап. Европе упоминания технических особенностей и приемов выделки „русской“ (юфть) и „болгарской“ (булгаро) кожи восходят к эпохе французского просветительства, точнее к программу Энциклопедии, способствованной министром Кольбером, в чьих рамках был развернут масштабный индустриальный шпионаж. Именно тогда Королевской академией было возложено астроному Жером де ла Ланд собрать и пояснить все названия разных видов выделанной кожи, употреблявшихся в дубильной промышленности и сродных ее отраслях. Его работы, изданные в Париже в 1744 и 1767 годов и до сегодня являются ценными источниками из-за того, что приняли во внимание ряд уже безвозвратно исчезнувших или неопубликованных рукописей и сведений. Собственно русской и болгарской кожей де ла Ланд занимается в книге L’Art du Corroayeur (1767 г.) посвященной более чем дублении окончательной отделке так называемых специальных кож. По его свидетельствам, русская кожа была предназначена прежде всего военным целям и ее технология, вскрытая каким-то немчином Тейбером, даже успешно воссоздана в парижском пригороде Сэн Жэрмен эн Ле. При обработке впервые третировали ее квасцами и растительными дубильными веществами одновременно, а потом, для окончательной выделки употребляли „эмпиревматичные“ масла, экстрагированные дистилляцией листьев и ветвей руты и можжевельника казацкого, которые придавали ее особый специфический аромат. Красили бразильским деревом. По настоящем исторические данные, восходящие как к балканским державам производителям булгаро, так и к восточным территориям России – к Волжской Болгарии, „стране мехов“ и родине самых лучших видов юфти - еще необработанные; кроме того, пока эти исследования не затронули и оттоманские, армянские и еврейские архивы, заключений о характере и истории технологии булгаро нельзя делать. Все таки, используя более подробные знания накопленные о юфти в России, можно уже фиксировать некоторые неоспоримые положения.

Венеция, аукционный дом Семенцато, архив.
Информация о специальных кож приведенная автором L’Art du Corroayeur довольно ограниченная и затрагивает исключительно русскую кожу, а на счет булгаро утверждает только некоторый параллелизм в двойной обработки: таннинами и "эмпиревматическими" маслами, но какие точно - остается неизвестно. Из-за ограниченного познания юфти и булгаро, итальянские специалисты и реставраторы третируют их как кордованы.


Франция, частное собрание. Стулья венецианского происхождения расписанные в технике “куори дорати”.
Производство юфти установилось в разных территориях российской империи, но самые качественные виды, которые экспортировали за рубежом, от Швеции до Китая и в оттоманскую Турцию, были усовершенствованной в течении тысячелетий специальностью Казанской и Астраханской области, чьей торговой центр становился Ярославль. Впервые сведения о технических характеристиках и методах выработки юфти в России появились на страницах Русского Технологического Журнала в начале 19 века. В действительности ее обрабатывали смесью дубильными и другими вспомогательными веществами среди которых кора березы, дуб, каштан, красная ела, сумах, щавель, ревень, лаванда, разные паразитные растения. При жировании добавляли и березовый или хвойный деготь. Красили не только бразильским деревом, но и сандалом, кошенилью и пр., а травили Al и Fe содержащими квасцами. Индустриализация кожевенной промышленности конца 19 – начало 20 века привела к ряду технологических нововведений и в выделке юфти как, например, дубление хромотаннинами и синтаннинами, постоянно расширяя применение синтетичных заменителей дорогостоящих растительных продуктов. Многие научные труды о ее химии и обработки, о веществах, предпочитаемых в местных производственных традициях, вышли в советской эпохи, но они, как и публикации изданные до 1917г. не упоминают кожу булгаро засвидетельствованную в венецианских, хорватских, болгарских и турецких (а вероятно и в австрийских, венгерских, генуэзских, французских) архивах. Это подтверждает гипотезу, что производство булгаро было хронологически и территориально ограниченно в рамках Османской империи. Не подлежит сомнению и факт, что это - кожа танинового дубления. О маслах применяемых при ее жировании и о дубителях можно только делать гипотезы: первая публикация о кожевенном промысле Турции, изданная в начале 20 в., где собраны и рецептуры кожевников из балканских территорий работавших в Анатолии, показывает преимущественное употребление разных рыбных жиров из черноморских специй, дубильных и других вспомогательных веществ из местных хвойных видов. Могли ли быть монотерпены хвойных ответственные для приятного запаха булгаро (6) или при его отделке вводили дорогостоящие эфирные масла лаванды или розы – на настоящей фазе исследований невозможно установить. Интерес представляет обстоятельство, что период экспансии этой кожи на зарубежных рынках совпадает с внедрением в Болгарии первых дистилляторов для экстрагирования розового и лавандового масла, как и с активной деятельностью еврейских и армянских международных торговых компаний, установившихся на территории страны. Эрминии иконописцев и иконопись, сохранившихся в Болгарии с этой эпохи, показывают исключительное обогащение арсенала художников и ремесленников многими новыми экзотическими материалами: пигменты растительного происхождения, смолы и гуммы, импортированные с Востока, вещества полученные дистилляцией или гидролизом хвойных, некоторые нефтяные продукты и пр. Трудно поверить все таки что – как при жировании юфти – при отделке булгаро добавляли деготь: его запах характерный, но не собственно приятный.

Венеция, аукционный дом Семенцато, архив.
Независимо от всех остающихся неизвестных, высокая механическая и химическая устойчивость так называемых специальных кож, юфти и булгаро, доказанная в течении столетий, показывает перспективность дальнейшего изучения их технологии из „пред- индустриального“ периода в виду вырабатывания более эффективных средств для консервации и реставрации и других видов исторических кож, по настоящему третированные синтетичными препаратами, чьи последствия не всегда можно предвидеть.


1 Письменные источники и вид сохранившихся экземпляров подсказывают, что по всей вероятности вышеуказанные кресла из булгаро могли быть облеченные гладкой, тисненной или расписанной кожей.
2 Хлопчатые изделия из Индии раскрашенные набойкой.
3 Все библиографические даны указаны в моей работе “I cuoi “bulgari” a Venezia.” In: L’Europa Centro-Orientale e la Penisola italiana: quattro secoli di rapporti e influssi intercorsi tra Stati e civiltà (1300-1700), a cura di C. Luca e G. Masi. Brăila-Venezia (Istituto Romeno di ricerca umanistica) 2007, 309-322, ISBN: 9789739469975, see: http://docs.google.com/filev...
4 Веселаго, Ф. Очерк русской морской истории, т.1, 1875, р 302. Материалы для истории русского флота, 2, № 1727, 1729, 1730 и 1736, с.2721 275. Архив Коммерц-Коллегии, дело №291.
5 Necdet Sakaoğlu, Nuri Akbayar, The thousand-year-old story of leather in Anatolia, Istanbul 2002, p. 188. Там и многие примеры изделий из юфти. См. тоже AA. VV., Государственная Оружейная Палата M. 1990, 387-394, илл. 270.
6 “Функциональные производные ациклических монотерпенов представлены в природе широким набором кислородсодержащих соединений, спиртов в первую очередь. Это и естественно, поскольку уже при гидролизе GPP, этой простейшей биохимической реакции in vivo, образуются аллильные спирты, гераниол, нерол и линалоол, столь распространенные компоненты эфирных масел цветов. Они формируют запаховый букет таких растений, как роза, ландыш, пион, бергамот, лаванда и многих других» (см. Племенков, В.В.Bведение в химию природных соединений для химических, биологических и медицинских специальностей ВУЗов и университетов. Казань 2001.Племенков, В.В. Химия изопреноидов. Калининград – Казань – Барнаул (Издательство Алтайского Университета) 2007.)

Средняя оценка
(4 голоса)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.