ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Вывески антикварных магазинов представляют нам наполовину очищенную картину, внушая, что профессионалы могут творить чудеса и что существует волшебный раствор, способный смыть все, кроме «оригинала», который и проявится вновь и станет таким, как будто только что создан. Подобные предположения основаны на принципах ведения домашнего хозяйства. Но картины — не пластиковые поверхности. Это нежнейшие слои искусно созданной иллюзии со своими собственными критериями чистоты. Подход домашней хозяйки вряд ли здесь уместен.

Одна из главных опасностей сегодня — представлять реставрацию простым механическим действием. В прошлом, когда вокруг нашего предмета кипели споры, подобный взгляд был редок. Даже такой человек, как Гете, серьезно интересовался реставрацией и со знанием дела призывал к осторожности. Художники проявляли большой интерес, глубоко вникали в вопросы ухода за собственными картинами и картинами их предшественников. Их взгляд на реставрацию интереснейшая и в значительной степени неисследованная часть истории искусства. Тициан подретушировал картины Мантеньи. Себастьяно дель Пьомбо подправлял работы Рафаэля после того, как им был причинен ущерб во время разграбления Рима. Маратта был так потрясен, когда его попросили записать обнаженные тела на картинах Гвидо Рени, что сделал это темперой, дав возможность впоследствии легко снять этот слой. Делакруа так чувствительно относился к нашему предмету, что порвал старую дружбу с главным реставратором Лувра после яростного и продолжительного публичного спора о методах реставрации.

Сегодня редко найдешь реставраторов, имеющих образование по истории искусства не хуже научно-технического. Для большинства из них картина — прежде всего структура и вещественные составляющие, а не эстетическое явление. Миф о нейтральном воздействии науки сильнее всего опровергается именно в этой области. Несмотря на очевидность, мы так и не можем постигнуть простую истину: что бы мы ни делали с произведением искусства, доставшимся нам в наследство, — мы будем подгонять его под наше представление о нем. Мы настолько привыкли к нашим предрассудкам, что в буквальном смысле не понимаем того, что делаем.

Чтобы осмыслить давление сегодняшних взглядов, мы должны оглянуться назад. Скрытые мотивы или вкус эпохи нашли отражение в истории реставрации. Один только простой факт служит достаточным доказательством: в восемнадцатом столетии реставраторы высветляли картины, в девятнадцатом — делали их более темными. И тут даже не надо специально подчеркивать связь с эстетикой данного времени.

Но лучшее доказательство мимолетности вкуса — история подделок. Оглядываясь на экстраординарный эпизод с поддельными «Вермеерами» ван Меегерена, нам сейчас трудно понять, как международные эксперты того времени могли обмануться. Но мы все видим не потому, что ван Меегерен был безграмотным пройдохой; напротив, он проявлял большую осторожность и изобретательность. Просто для нас очевиден в его подделках отпечаток времени, воспроизведение того, что представлялось главным в Вермеере субъективному (и потому предвзятому) взгляду в тридцатых и сороковых годах. Обладая преимуществом нашей точки зрения, мы видим, что женские лица несут печать сходства с Марлен Дитрих. Если нужно еще какое-то доказательство колебания моды в искусстве, то уместно добавить, что гаагская «Девушка в тюрбане» Вермеера в девятнадцатом веке была продана в Амстердаме — именно как вермееровская — за два флорина.

Важность для реставраторов подобных колебаний вкуса самоочевидна — или должна быть таковой. Сегодняшние практики не могут отрицать влияние моды и предрассудков. Мы готовы высмеивать пристрастия прошлого: дополнения и изменения, вносившиеся в картины старых мастеров художниками и реставраторами восемнадцатого и девятнадцатого столетий — закат здесь, пасущиеся животные там или другие модные мотивы. Мы с жалостью относимся к лицемерию, притворной стыдливости и похотливости Викторианской эпохи, когда к порче оригиналов приводила чувствительность той поры к вопросам секса. Но, кажется, мы меньше осознаем наши собственные предрассудки, которые в общем и целом таковы: применение радикальных способов, недостаточное осмысление делаемого, стремление к «удобочитаемости» и «удобоваримости». Инфекция, проникающая в культуру, почти всеобща, а в случае реставрации еще и незаметна. Очертания фигур и предметов на картинах Тициана будут чуть-чуть, незаметно, но неуклонно изменяться так, чтобы они оказались хоть на несколько лет ближе к нашим идеалам, лучше всего выраженным Мондрианом с его сухими квадратами, окрашенными в первичные цвета. Простой тест — сравните оригинал с фотографией: вам может показаться, что настоящему Тициану недостает яркости цветов и четкости силуэтов. Преподаватель истории искусства, как-то предложивший студентам подобный тест, обнаружил, что они отдают предпочтение более ярким слайдам, а не более достоверным.

Картины старых мастеров уязвимей всего — это ясно. Но и современная живопись может пострадать. Пожалуй, самый разительный пример — работы кубистов. Они зачастую выглядят скучными и монотонными: контрастность и неожиданность сопоставления фактур — выражение самой сути кубизма — исчезли. Диссонанс между провалами бархатисто-черного и заплатами голубого также исчез, уничтоженный восковой пропиткой с задней стороны холста и лаком с передней. Остроумие художников, их игры с восприятием удушаются, как в тисках, работа подгоняется под устоявшееся понимание музейной живописи. Цель у этого приведения к единообразию та же, что и у нянюшкиных правил, касающихся того, как подобает одеваться при выходе в общество: пожертвовать характерным ради внешних приличий. Картины кубистов часто начинали портиться еще при жизни их создателей. Как заметил Марсель Дюшан, картина умирает через определенное количество лет, как и ее создатель4. После этого она становится частью истории искусства.

_______________

4 Pierre Cabanne. Entretiens avec Marcel Duchamps. Paris, 1967.

5 Hogarth. Analysis of Beauty // Works, ed. Y. Nichols and G.Stevens, 1810.

Первоисточник: 
Реставрация живописи - спасение или уничтожение? Уолден Сара - М.: Астрель: АСТ, 2007, с. 17-39
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.