ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Реставрация живописи - спасение или уничтожение?

Сара Уолден
...Кто древних авторов труды калечит столь,
Сколь им не пакостят ни время и ни моль.
Поп. Эссе о критицизме

Какие бы чувства охватили Тициана или Леонардо, если бы они вдруг оказались в одной из великих картинных галерей современности? Возможно, они поначалу не узнали бы некоторые свои произведения. А когда после тактичных расспросов признали бы их, то сперва они были бы потрясены, а затем возмущены. Они могли бы, вероятно, понять необходимость перемещения их работ из церквей и дворцов в художественные галереи. Здравомыслящие люди, они не были бы удивлены, что их картины пострадали, переходя из рук в руки. Они бы философски отнеслись к следам времени на холсте и красочном слое, а с потемнением лака они уже сталкивались. Но их ужаснуло бы, насколько пострадали их произведения от человеческого вмешательства.

Сюжеты картин узнаваемы: «истории», ими рассказываемые, все те же. Но наибольший интерес для великих мастеров представляло бы состояние живописной поверхности с искусными мазками, гармонией цвета и тона, нежными лессировками. И они бы воскликнули в испуге: что же случилось с самым драгоценным в их искусстве, на которое они щедро тратили свои чудесные таланты?

В самом деле, многие из их картин стали призраками, сохранившими очертания, но по сути превратившимися в далекое эхо оригиналов. Доходит до крайностей: иногда у них гораздо больше общего с репродукциями из музейного ларька, чем с великим искусством. Проницательный глаз великих мастеров отметил бы жутковатое сходство между некоторыми их творениями и фотографиями.

Те же яркие цвета, плоские планы и однородность фактуры, к которым тяготеет искусство двадцатого века. Порой кажется, что эти признаки отпечатались и на искусстве прошлого. Если у наших художников возникло бы подобное впечатление, оно было бы не игрой фантазии, а реальным фактом. Их собственный опыт, связанный с проблемой сохранности картин, позволил бы им вскоре различить деловую руку реставратора двадцатого века; и они не ошиблись бы.

Леонардо, увлекавшийся точными науками и придававший большое значение математическим расчетам, был бы сильно обескуражен. Всепоглощающее любопытство уводило его ум в область научных экспериментов и открытий. Сначала он был бы потрясен и обрадован успехами своих преемников в двадцатом веке. Но затем последовало бы горькое разочарование, т.к. новые достижения породили высокомерие, от которого ничто — включая произведения искусства — не защищено. Гуманистический союз искусства и науки, провозглашенный Ренессансом и подтверждаемый примером Леонардо, распался.

После всего увиденного Леонардо мог бы потребовать познакомить его с ответственными за судьбу произведений искусства знатоками. Представьте, как он был бы напуган, войдя в реставрационную мастерскую современной галереи. Его, одного из первых экспериментаторов в области анатомирования, вероятно, ошеломило бы сходство с операционной, а не с художественной студией. Картины, которые он в последний раз видел на своем мольберте или в месте, для которого они предназначались, теперь лежали ниц, словно пациенты: окруженные профессионалами и инструментами, медленно истекая кровью, умирая под скальпелем и от разъедающего воздействия едких химикатов. Создаваемая по крупицам, мазок за мазком, хрупкая живописная поверхность, воплощение видения художника, страдает от самонадеянного зондирования и непредвиденных превращений, обусловленных технологией двадцатого века.

Совсем мало принимаются во внимание более субъективные и не поддающиеся точным вычислениям факторы, имеющие особое значение для тончайшего живописного слоя: эффекты светотени и лак, оптические иллюзии, задуманные художником, или необратимые, вызванные временем, изменения в соотношении тонов. Наши художники могли бы с горечью заключить, что, судя по отношению к их произведениям, двадцатый век настолько же деспотичен к прошлому, насколько презирает будущее.

Первоисточник: 
Реставрация живописи - спасение или уничтожение? Уолден Сара - М.: Астрель: АСТ, 2007, с. 17-39
Информисточник: 

www.ec-dejavu.net

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.