ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Реставрация живописи - спасение или уничтожение?

Сара Уолден
...Кто древних авторов труды калечит столь,
Сколь им не пакостят ни время и ни моль.
Поп. Эссе о критицизме

Какие бы чувства охватили Тициана или Леонардо, если бы они вдруг оказались в одной из великих картинных галерей современности? Возможно, они поначалу не узнали бы некоторые свои произведения. А когда после тактичных расспросов признали бы их, то сперва они были бы потрясены, а затем возмущены. Они могли бы, вероятно, понять необходимость перемещения их работ из церквей и дворцов в художественные галереи. Здравомыслящие люди, они не были бы удивлены, что их картины пострадали, переходя из рук в руки. Они бы философски отнеслись к следам времени на холсте и красочном слое, а с потемнением лака они уже сталкивались. Но их ужаснуло бы, насколько пострадали их произведения от человеческого вмешательства.

Сюжеты картин узнаваемы: «истории», ими рассказываемые, все те же. Но наибольший интерес для великих мастеров представляло бы состояние живописной поверхности с искусными мазками, гармонией цвета и тона, нежными лессировками. И они бы воскликнули в испуге: что же случилось с самым драгоценным в их искусстве, на которое они щедро тратили свои чудесные таланты?

В самом деле, многие из их картин стали призраками, сохранившими очертания, но по сути превратившимися в далекое эхо оригиналов. Доходит до крайностей: иногда у них гораздо больше общего с репродукциями из музейного ларька, чем с великим искусством. Проницательный глаз великих мастеров отметил бы жутковатое сходство между некоторыми их творениями и фотографиями.

Те же яркие цвета, плоские планы и однородность фактуры, к которым тяготеет искусство двадцатого века. Порой кажется, что эти признаки отпечатались и на искусстве прошлого. Если у наших художников возникло бы подобное впечатление, оно было бы не игрой фантазии, а реальным фактом. Их собственный опыт, связанный с проблемой сохранности картин, позволил бы им вскоре различить деловую руку реставратора двадцатого века; и они не ошиблись бы.

Леонардо, увлекавшийся точными науками и придававший большое значение математическим расчетам, был бы сильно обескуражен. Всепоглощающее любопытство уводило его ум в область научных экспериментов и открытий. Сначала он был бы потрясен и обрадован успехами своих преемников в двадцатом веке. Но затем последовало бы горькое разочарование, т.к. новые достижения породили высокомерие, от которого ничто — включая произведения искусства — не защищено. Гуманистический союз искусства и науки, провозглашенный Ренессансом и подтверждаемый примером Леонардо, распался.

После всего увиденного Леонардо мог бы потребовать познакомить его с ответственными за судьбу произведений искусства знатоками. Представьте, как он был бы напуган, войдя в реставрационную мастерскую современной галереи. Его, одного из первых экспериментаторов в области анатомирования, вероятно, ошеломило бы сходство с операционной, а не с художественной студией. Картины, которые он в последний раз видел на своем мольберте или в месте, для которого они предназначались, теперь лежали ниц, словно пациенты: окруженные профессионалами и инструментами, медленно истекая кровью, умирая под скальпелем и от разъедающего воздействия едких химикатов. Создаваемая по крупицам, мазок за мазком, хрупкая живописная поверхность, воплощение видения художника, страдает от самонадеянного зондирования и непредвиденных превращений, обусловленных технологией двадцатого века.

Совсем мало принимаются во внимание более субъективные и не поддающиеся точным вычислениям факторы, имеющие особое значение для тончайшего живописного слоя: эффекты светотени и лак, оптические иллюзии, задуманные художником, или необратимые, вызванные временем, изменения в соотношении тонов. Наши художники могли бы с горечью заключить, что, судя по отношению к их произведениям, двадцатый век настолько же деспотичен к прошлому, насколько презирает будущее.

Первоисточник: 
Реставрация живописи - спасение или уничтожение? Уолден Сара - М.: Астрель: АСТ, 2007, с. 17-39
Информисточник: 

www.ec-dejavu.net

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.