ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Рябушинский С.П.

Посвящается памяти Алексея Васильевича и Александра Алексеевича Тюлиных, моих реставраторов-иконописцев

Прошло двадцать пять лет с тех пор, как я начал смотреть на икону не только с Божественной точки зрения, но и с художественной ее стороны. С малых лет привыкши ежедневно посещать нашу моленную в Москве по Мало-Харитоньевскому переулку, разукрашенную почти одними древними иконами или точными копиями с них, с малых лет слушая рассуждения наших старообрядческих священников и начетчиков о древних иконах в сравнении с новыми их изображениями в православных храмах, слыша и читая хулы миссионеров православной церкви на древнее двухперстное сложение, у меня зародилась мысль определить значение перстосложения в иконописи и проследить изображение его по древним лицевым рукописям, фрескам, мозаикам и иконам.

Я усердно начал посещать древние хранилища церковной старины, кремлевские соборы, московские и другие храмы, старообрядческие моленные и, главное, Рогожское и Преображенское кладбища. Эти два кладбища, и в особенности первое, имели богатейшие собрания древних, чудных образов, из которых многие не тронуты были реставрацией. Тут впервые я решил собирать древнюю русскую икону.

Первая икона, которую я выменял для своего собрания, была икона "Смоленской Божией Матери". Выменял я эту икону у Ивана Лукича Силина, смотрел на нее и ничего не понимал. Икона была XV-XVI веков, новгородских писем; говорили, что она хороша, хорошей сохранности и мало поновлена. Меня это мало удовлетворило и захотелось самому разобраться в древней иконописи и понять, как поновляются древние иконы. Я начал искать себе помощника-иконописца. Через Ивана Лукича Сплина, великого знатока древней русской иконописи, который помогал покойному П.М.Третьякову составить небольшую, но чудную коллекцию древних икон, находящуюся в Третьяковской галерее в Москве, я познакомился с Алексеем Васильевичем Тюлиным.

Род Тюлиных издавна был известен и дал многих выдающихся иконописцев и знатоков древнерусского иконоиисания. Алексею Васильевичу Тюлину было тогда около 45 лет. Он всю свою жизнь, с малых лет, просидел в иконописных мастерских, и в конце концов главной его работой была расчистка икон, то есть снятие с них всякого наносного слоя как времени, так и реставрационного. Этот человек, как о нем отзывались все, был виртуозом в своем деле. Его познание нового и старого наслоения, его знание древней иконописи были колоссальными. Вот с этим человеком и свела меня судьба в самом начале изучения мною древнерусской иконописи.

Постепенно я начал приобретать древние нерасчищенные иконы и не знал, как приступить к их реставрации. Отдавать их в известные мне иконописные мастерские мне не хотелось, так как я к реставрации в этих мастерских относился очень критически. Неоднократно мне приходилось видеть, как они искажали и портили древность. Мое знакомство с Алексеем Васильевичем Тюлиным продолжалось, и в один прекрасный день мы сговорились с ним, и я открыл у себя в Москве на Малой Никитской свою собственную небольшую мастерскую для расчистки древних икон. Главой этой мастерской и моим учителем стал незабвенной памяти Алексей Васильевич Тюлин.

Через год с небольшим я сговорился с сыном Алексея Васильевича Тюлина - Александром Алексеевичем, членом-сотрудником императорского Московского Археологического института. Александр Алексеевич был выдающимся иконописцем и знатоком стилей и пошибов разных эпох иконописаний, и ему можно было поручить написать любую копию с древнего образца, и получалось так, что трудно было отличить копию от оригинала. В этих двух лицах я нашел себе удивительных учителей и помощников при приобретении древних, чудных икон для моего собрания. Все иконы, которые проходили через мою мастерскую, детально нами изучались, осторожно расчищались и приводились в такой порядок, где ясно было видно, что все новое, наносное снято и осталась, одна красота древнего письма. Те места или выпадины, которые мешали полноте впечатления, поправлялись и реставрировались Александром Алексеевичем в полутон. Выдерживая точный рисунок оригинала, поправка делалась таким образом, что утраченные места ясно были видны и икона не носила характера сплошной записи. Благодаря этим лицам я научился смотреть в глубь старины и разбираться во всех стилях древнерусского иконописания.

История реставрации в России икон и фресок относится к глубокой древности. В летописях сохранились некоторые имена святителей, которые уделяли свои досуг этому делу. Древнейшая икона "Владимирской Божией Матери", по преданию писанная евангелистом Лукою и находящаяся в Московском Успенском соборе, была поновлена в 1514 году митрополитом Варлаамом, а в 1566 году - митрополитом Афанасием.

На одном из полей образа святого великомученика Дмитрия Солунского, находящегося тоже в Московском Успенском соборе, сохранилась следующая надпись: "Благословением Божиим и молитвами святого великомученика Христова Димитрия Мироточца и славного чудотворца поновлен бысть сей святый образ его благословением господина преосвященного Варлаама митрополита всея России, Божией милостию и повелением благоверного и христолюбивого великого князя Василия Иоанновича, государя [и] самодержца всея России в лето 7025 (1517). и 13-е лето государства его. месяца июля".

Тот же митрополит Варлаам в 1518 году поновляет образ Спаса, сидящего на престоле, "греческого письма вельмо чудна" (Никон., VI. стр. 214, 225), принесенного из Владимира. Внизу на окладе надпись:

"В лето 7026 (1518) повелением благоверного Василия. Божиею милостью государя и самодержца всея России и великаго князя, по совету Варлаама митрополита всея России принесены святые иконы от града Владимира в славный град Москву, образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Вседержителя, греческаго письма, образ Пречистых Богородицы, построиши и поновлиши многими летами обветшавшаго и украсив их сребром и златом, Пречистыя Богородицы образ проводиша ко граду Владимиру, а сию святую икону велел князь великий поставить в соборныи церкви Пречистыя Богородицы на Москве в лето 7028 в пятоенадесят лето государство его".

Да на той иконе в подножии написано:

"Лета от сотворения мира 7028, от Рождества Бога Слова 1700, при державе благочестивейшего великого государя и великого князя Петра Алексеевича всея Великая и Малыя и Белыя России самодержца, благословением же великого господина святейшего кира Андриана архиепископа Московского и всея России и всех северных стран патриарха, при благородном государе царевиче и великом князе Алексее Петровиче поновлен сей снятый чудотворный образ Спасителев греческого письма вовторые изографом Георгием Терентьевым сыном Зиновьевым".

Митрополит Макарий, написавший для Успенского собора в Москве икону Успения Пресветыя Богородицы, в 1551 году поновляет образ Николы Великорецкого вместе с протопопом Благовещенского собора Андреем. Еще раньше, в 1528 году, тот же митрополит Макарий. будучи епископом, поновил в Новгороде образ Знамения Пресвятыя Богородицы.

Древняя икона Тихвинской Божией Матери была возобновлена игуменом Тихвинского монастыря Герасимом в начале XVII века. Работа игумена Герасима была известна царю Михаилу Феодоровнчу, и эта икона была возобновлена с его разрешения.

Все эти реставраторы не умели поновлять святые иконы иначе, как записывая всю икону сплошь по старой олифе, хотя и придерживались старого рисунка и прорези, но манера работы была уже своего времени.

Реставраторы-иконописцы второй половины XVII века даже не сохраняют древнего рисунка и прорези при реставрации икон, а сплошь их записывают по-новому.

Образ Спаса, сидящего на престоле, находящийся по правую сторону царских врат в Успенском соборе в Москве, переписан в конце XVII века Кириллом Улановым. Этот образ, но преданию письма Mануила, царя греческого, в 1576 году перенесен из Великого Новгорода царем Иоанном Васильевичем и поставлен "в первом месте" по правую сторону царских врат Успенского собора. Прорезь с этого образа еще до реставрации, или, правильнее сказать, до переписи его Кириллом Улановым, была снята и зафиксирована подлинником Антониева Сийского монастыря в начале XVII века. На прорези сохранилась надпись: "Перевод с иконы Спасов, что в большом Успенском соборе на право руки царския двери, еже золотая риза, письма царя Мануила греческого".

Если мы сравним эту прорезь с тем, что сейчас изображает этот Спасов образ, то увидим, что Уланов ничего не оставил от древнего рисунка, а весь образ переписал вновь, и нет уже тон богодухновенной красоты лика, нет той грации положения, нет той изящной пропорции древнего рисунка, а получилась бездарная икона Ушаковской школы и других последователей Запада конца XVII века, та школа, которая свела на нет древнерусскую иконопись как искусство.

В начале XVIII пека в том же Успенском соборе Кириллом Улановым вновь переписывается образ "Царь Царем", или "Предста Царица", по преданию письма первого русского иконописца св. Алимпия, Печерского чудотворца.

Икона Казанской Божией Матери, находящаяся в Московском Казанском соборе, реставрирована несколько раз, и сохранились две подписи реставраторов. Первая подпись относится к 7146 (1638) году: "146 года ceй пречистый образ поновлял Михаил Малютин", а вторая - к 1754 году: "А сего 754-го паки сей святый образ поновляла госпожа баронесса Прасковпя Ивановна Строгонова". Реставраторы, как Малютин, так и баронесса Строгонова, собственно говоря, не реставрировали иконы, а только заделали утраченные места. Там, где рука этих реставраторов не коснулась иконы, видны следы древнего московского письма XVI века.

На выставке древнерусского искусства в 1913 году в Москве были выставлены "Деисусы", новгородских писем XV века, из собрания Вл.П. Рябушинского. Эти иконы имели несколько наслоений реставрации, " самая последняя относилась к сороковым годам XIX века; под ней была запись в московской манере, а внизу и другие. При снятии всех реставрационных наслоений иконы оказались новгородских писем XV века, хотя сильно утраченные.

Примеров различных реставраций древних икон в XVIII и XIX веках можно привести очень много и только от этой реставрации станет на душе очень грустно. Д.А. Ровинский пишет: "Известно, что при поновлении в прежнее время иконники переписывали по большей части иконы заново, замазывали прежние подписи, перекрашивали свет и поля, покрывали другими красками ризы, переписывали лица и нередко делали на иконах приписи. Очень ясно, что после двух-трех подобных поновлений не остается никакой возможности судить о первобытном состоянии иконы".

Такую же участь, если даже не худшую, пришлось испытать и древнерусскому стенному письму. Стены храмов с древними фресками заштукатуривались, забеливались и замазывались масляной краской. В 1885 году все стены собора св. Софии в Новгороде; были сплошь закрашены масляной краской, и только в 1893 году было преступлено к расчистке и открыты древние фрески, а в 1827 году в новгородской кладбищенской церкви Рождества (Христова) по указанию архимандрита Макария древние фрески, покрывавшие все стены храма, были забелены и закрашены.

Фрески киевского Кириллова монастыря были под штукатуркой скрыты и только в 1881-1883 годах открыты и реставрированы, хотя н неудачно. Фрески церкви св. Георгия в Старой Ладоге, шедевр древнерусского искусства, тоже чуть не все погибли от реставрации храма. "В 1847 году ревнители благолепия храма начали исправлять его и отбили множество фресок; отбили бы все, если бы какое-то лицо, случайно посетит нем; церковь, не остановило эту варварскую затею приходского священника, задавшегося целью по отбитии всех фресок заштукатурить стены вновь" (Н.Е. Брандербург. Старая Ладога. СПб., 1896).

И таких примеров можно привести "несть числа".

Ввиду того большого интереса, который появился в начале этого столетия к древнерусской иконе, везде старались с любовью, с осторожностью и вниманием найти, открыть и расчистить древние иконы и очень часто наталкивались на ужасные и губительные проявления реставрации XVIII и XIX веков. Под словами "реставрация святых икон" в XVIII и XIX веках, и даже до последних дней, понимали и понимают у нас - счистить старое темное изображение как никуда не годное и написать на старой же; доске новую, уродливую, кричащую и чувственную икону. Это делали настоятели наших храмов и монастырей до последних дней в угоду благотворителен и по своей инициативе. Редкая икона уцелела от этих реставраторов, и если некоторые уцелели, то только благодаря сплошным металлическим ризам, которыми за последние двести лет одевают иконы.

В XVIII и XIX веках древнерусская икона, кроме того, была по многим причинам не в фаворе, и даже более того - подвергалась гонению. Она слишком много напоминала новаторам древнеправославные догматы, а потому старинные иконы уничтожались, и из храмов выкидывались, у старообрядцев отбирались и складывались на чердаках, колокольнях, в подвалах и погребах, где они от сырости, птиц и других причин гибли, а храмы заменяли древние иконы новыми, но большей части бездарными произведениями современного иконописания.

Мне вспоминается один ужасный пример вандализма в конце- прошлого столетия. В самом центре Москвы сторожа церкви 12 Апостолов в Кремле, в подвале которой были сложены древние иконы, в 1896 году кололи их на дрова п топили ими печи.

Гонение на древнерусскую икону меня не удивляет еще и потому, что русская древняя иконопись до последнего времени даже великими учеными совершенно не признавалась как искусство. Они не любили древней иконы, потому что не знали ее: они думали, что в древнерусской иконе не было искусства, красоты и красок. Они не видели красоты иконы за темнотой слоя веков и не предполагали, что за красота скрыта под старой, закоптелой олифой. А понятие в массе народа о древнерусской иконописи до сих пор самое наивное. Черные, темные, закоптелые, с едва видимым изображением образа принимались и принимаются до сих пор за древнерусское искусство. Такие образа назывались "старообрядческими". Но что скрывалось под старой олифой, под пылью времени, какие красоты содержала та или иная икона, это знали и понимали старообрядцы, и только благодаря им мы можем гордиться, что еще не все иконы уничтожены, не все они записаны и что осталось еще много шедевров древнерусского искусства. В старообрядческих моленных и домашних церквах не записывались и не замазывались древние иконы, а бережно сохранялись и умело, с любовью расчищались и реставрировались.

Реставрация икон требует глубокого понимания времени написания каждой иконы и возможности отнести ее к той или иной школе и эпохе. Одна и та же икона бывает записана и переписана по несколько раз. Это разные реставрации и время, их надо уметь разбирать, что, конечно, достигается только долголетней практикой. Очень часто под старою московской или северной записью XVI и XVII веков, не говоря уже про более позднюю, при расчистке оказываются иконы более древние, других эпох и школ, хорошо сохранившиеся, с небольшими выпадками и изъянами.

Благодаря тому что иконописцы в древности не умели зачинять выпадки и изъяны на иконах и относились к иконе как к святыне, не осмеливались дотрагиваться до нее, чтобы не счистить святого изображения, как это делалось в XVIII и XIX веках, предпочитая по старой олифе переписать всю икону, могло сохраниться столько дивных памятников древнехристианского искусства.

Реставратор в иконописном деле должен быть очень образованным человеком. Чтобы реставрировать, надо понимать, что реставрируешь. Держать кисть и уметь рисовать - этого мало. Реставратор должен в совершенстве знать всю технику иконописного искусства. Он должен понимать икону, научиться смотреть в глубь ее веков, он должен знать все особенности той или иной школы и манеры различных писем в различные их эпохи и должен быть знатоком древнехристианской палеографии. Знающий в совершенстве стили и манеры разных школ и эпох при расчистке иконы никогда не счистит, при снятии слоев записи и олифы, старое древнее письмо. Расчистка состоит в том, чтобы, не трогая древних красок, удалить с иконы все накопившиеся от времени наслоения и реставрации.

На расчистку древних икон надо обращать самое серьезное внимание, потому что она представляет собой труд далеко не такой легкий, как может показаться с первого взгляда. Расчистка икон требует много времени, знания, опытности, аккуратности и громадного терпения.

После расчистки иконы наступает момент восстановления утраченных мест. Эта работа должна быть в руках знающих, опытных и толковых людей. Древние иконы должны приводиться в полный порядок, хотя утраченные места не должны вполне записываться, а только прописываться в полутоне, чтобы ясно видны были места реставрации и ярче бы выступала красота древних красок. Со стороны реставратора требуется знание древних красок, их составов и применения. Новые химические краски нельзя употреблять при реставрации древних икон и примитивов; они не выдерживают времени, меняют свой цвет, тускнеют н чернеют. При реставрационных работах надо употреблять те краски, которыми иконописцы писали в древности.

В наших церквах и домах очень часто, даже; до сих пор, протирают иконы деревянным маслом, не сознавая, что этим губят иконы. Деревянное масло временно дает свежесть красок и ясность изображения иконы, но последствия от деревянного масла ужасны: краски меняют свой цвет, тускнеют, а левкас промасливается, желтеет, мякнет и отваливается. Левкас - это грунт всякой иконы. Он должен быть чистым и прочным. Чистый, белый левкас дает возможность реставратору ближе подойти своими красками к краскам древности при возобновлении иконы.

Реставраторов древних икон в России было очень много, но не многим можно было доверить эту работу. Много икон у нас на Руси испорчено плохими реставраторами, которые часто в угоду заказчикам даже переписывали иконы и переделывали из одного святого другого. Но были и есть у нас на Руси чудные мастера-иконописцы. Эти иконописцы живут из рода в род, из поколения в поколение. Род Тюлиных, Чириковых, Гурьяновых и другие дали много знаменитых иконописцев и реставраторов. Таких художников своего дела и знатоков древней иконописи нет на Западе. На Западе не знают тех приемов и способов расчистки, которыми пользуются наши иконописцы, и если бы их допустили до реставрации древних византийских икон и итальянских примитивов, то можно было бы сделать много интереснейших открытий.

***

Реставрацию древних икон надо разделить на несколько отделов и приемов, а именно: 1) закрепление досок, 2) припаривание, 3) расчистка, то есть удаление с икон копоти, записи и вообще всего того, что только есть наносного на ней, 4) залевкашение утраченных мест, 5) восстановление иконописи на утраченных местах.

1) Доски, на которых с самых первых времен иконописания изображались святые иконы, приходили в ветхость от сырости, червоточины и многих других причин. Большинство древних икон приходится выпрямлять или переводить на новые доски. Способ перевода икон, примитивов и картин на новые доски или полотно очень хорошо известен на Западе.

2) Древние иконы часто от времени, сырости и от других причин покрываются вздутиями, и грунт (левкас) местами начинает отставать и грозить даже полным отпадением, а вследствие этого и полным уничтожением древнего изображения. Для того чтобы предохранить иконопись от дальнейшего разрушительного действия необходимо сначала припарить икону. Способ припаривания иконы состоит в следующем: доску иконы по лицевой ее стороне сплошь покрывают только что разведенным, негорячим, чистым рыбьим (осетровым) клеем неособенно густо, сверху покрывают в несколько слоев тонкой бумагой и после этого водят по иконе горячим утюгом, стараясь прогладить и поставить на место ее вздутия и отставший грунт. После того как все будет приглажено, иконе дают совершенно просохнуть в течение нескольких дней. Этот способ применяется к тем иконам, которые залевкашены прямо на доску, а не на паволоку. На иконе с паволокой, которая отстает от доски вместе с грунтом (левкасом), делают надрезы в паволоке и вливают туда горячий чистый рыбий клей, которым также покрывают всю икону. Дальше же поступают так, как сказано выше, то есть берут горячий утюг, которым проглаживают вздутия и т. д. Когда икона совсем высохнет, бумага, наклеенная на икону, отмачивается, и все частицы красок, которые отставали от грунта, снова видим на своих местах, а самый грунт является прикрепленным к доске. Таким образом начавшееся разрушение иконы предотвращено.

3) После того как икона припарена, можно приступить к самой ответственной части реставрации, а именно к расчистке иконы, то есть удалению всего наносного слоя. Есть несколько способов и приемов при расчистке древних икон: сухой способ, на политуру, на нашатырный спирт, на огонь, на винный спирт со скипидаром, на воду.

Ранее чем приступить тем или иным способом к расчистке иконы, надо сделать пробу, каким способом легче; и лучше будет производиться расчистка.

Сухой способ состоит в следующем: записанную или загрязненную икону смазывают подсолнечным маслом и приступают к аккуратному соскабливанию старой олифы и наносного слоя острым ножичком; этот способ расчистки иконы употребляется очень редко.

Самым общепринятым является способ расчистки иконы на политуру. Состав политуры состоит из винного спирта и шеллака (смолы с примесью эфирного масла). Преимущество этого способа заключается в следующем: политура дает прозрачность и травит олифу и наносный слои не сразу, а постепенно. Расчистка политурой производится следующим образом: место на иконе, где предстоит снять слой старой олифы или записи, смазывается подсолнечным маслом, а потом это место небольшой кисточкой смачивают политурой и дают олифе и наносным краскам растравиться. Для этого достаточно небольшого количества времени, всего несколько секунд. После этого место опять обильно смазывается подсолнечным маслом, чтобы растрава не пошла дальше и не коснулась бы древних красок. После каждого приема подсолнечное масло стирают патом и старую олифу пли наносным слон красок аккуратно соскабливают ножичком. Эти приемы проделываются последовательно до тех пор, пока не будет удален с древней иконописи весь наносный слой.

Когда реставратор заметит, что расчистка совсем не идет па политуру, что бывает при слишком твердом слое застарелой олифы масляных красок, тогда прибегают к третьему способу расчистки - на нашатырный спирт. Приемы этого способа расчистки те же что и при расчистке посредством политуры. Способ расчистки иконы нашатырным спиртом очень серьезный и с ним надо обращаться очень аккуратно. Как в том, так и в другом случае надо обильно смазывать икону во время работы подсолнечным маслом, чтобы умалить силу спирта и политуры. Способы расчистки древних икон, известные до сего времени в России, очень просты, но в то же время требуют громадной, абсолютной аккуратности, и все приемы должны производиться последовательно.

Четвертый способ расчистки икон - это расчистка на огонь. Этот способ употребляется, когда старая олифа и масляные краски или лаки совершенно не поддаются и не травятся ни на один из вышеупомянутых способов. В прежнее время этот способ состоял в следующем: место, которое должно было быть расчищено, смачивали нашатырным спиртом и нагревали на свечке. Когда это место достаточно было нагрето, его обильно смазывали подсолнечным маслом, чтобы уничтожить силу спирта, и после уже осторожно и аккуратно счищали наносный слой ножичком. Гораздо более принятый способ расчистки иконы на огонь состоял в следующем: место для расчистки смачивали политурой и поджигали. При этом надо особо строгое внимание обращать на то, чтобы, как только наносная краска или олифа начнут закипать, немедленно гасить политуру и это место обильно смазать подсолнечным маслом. Этот прием повторяется до тех пор, пока наносный слой красок или старая олифа не размякнут, и только тогда уже прибегают к другим способам расчистки иконы: или на политуру, или на нашатырный спирт, как было указано выше.

Известен еще, способ расчистки - это винным спиртом со скипидаром. Винный спирт и скипидар берутся в равных частях. Способ расчистки тот же самый, как политурой или нашатырным спиртом, но надо знать, что этот состав гораздо сильнее всех предыдущих, а потому он требует абсолютной осторожности и внимания. Способ расчистки на воду применяется к иконам, которые покрыты так называемой тягучей олифой, которая тянется и липнет к ножу при расчистке. Эта олифа чаще всего встречается не на очень древних иконах, а именно на так называемых "столетниках". Способ расчистки на воду состоит в следующем: смочив место, предполагаемое к расчистке водой, приступают к соскабливанию олифы ножичком. Если это место будет белеть от воды, то его надо смазать подсолнечным маслом, и бель пропадет. Когда тягучая олифа будет снята, в дальнейшем при расчистке иконы поступают так же, как я писал раньше.

Когда расчистка иконы оканчивается, приступают к залевкашиванию утраченных мест, то есть выпадин. Левкас - это грунт всякой иконы. Он приготовляется из чистого мела на рыбьем клеевом растворе. Покрывают выпадины левкасом постепенно, в несколько слоев, причем первые слои должны быть на более жидком клеевом растворе. Когда реставрируемая икона залевкашена, ей дают несколько дней просохнуть, потом залевкашенные места пемзуют, то есть заглаживают, и тогда уже приступают к восстановлению древней иконописи на утраченных местах.

Первоисточник: 
Рябушинский С. П. Заметки о реставрации икон. Seminarium Kondakovianum. IV. Prague, 1931
Информисточник: 

www.rusicon.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.