ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА БУМАЖНОЙ ОСНОВЕ (1964)

МАЛЫШЕВ А.И.
А. И. МАЛЫШЕВ,
кандидат химических наук

Со времени М. Ф. Фармаковского[1] техника реставрации претерпела большие изменения, и для реставратора потребовался ряд специальных знаний из различных областей наук: органической химии, физики, физической химии и т. д.. Например, использование полимеров для ламинации, электромагнитного поля токов высокой частоты для дезинфекции[6,2]1 обесцвечивание красителя электрохимическим методом[3]. Не исключена возможность, что в дальнейшем реставрация потребует и специальный математический аппарат, как это. например, потребовалось в работе с письменностью майи.

В настоящей работе рассмотрены успехи классического метода реставрации, использующих наклеивание тонкой бумаги и мучной клей, применительно к документальным материалам на бумажной основе. Этот метод остается жизненным и в настоящее время.

Кратко остановимся на свойствах бумажной основы документального материала и красителей, которыми исполнен документ.

Бумага. Целлюлоза, из которой делается бумага, в чистом виде в природе не встречается. Ее источником может быть различное сырье, например, сосна, осина, солома ржи и риса, некоторые дикорастущие растения, а также хлопок, лен, конопля, джут.

Количество чистой целлюлозы больше всего в хлопковом волокне и доходит до 94%, в древесине целлюлозы содержится 45—50%, остальную часть составляют примеси (лигнин, пентозаны, красящие и клеящие вещества, смолы, минеральные соли).

Из хлопка несложными методами выделяют чистую целлюлозу, которая идет на химическую переработку. Из-за дефицитности тряпья тряпичная целлюлоза используется в производстве высокосортной бумаги. Зато древесина и солома являются дешевым и распространенным сырьем для получения целлюлозы, хотя и требуют сложного технологического процесса. Эта целлюлоза идет на приготовление обычных сортов бумаги2. Чтобы волокно бумаги образовало плотный слой, способный принимать чернила без расплывания, в бумажную массу вводят проклеивающие вещества. Для придания бумаге белого цвета и веса в нее вводят неорганические вещества — мел, сернокислый барий.

Со времени изобретения бумаги в Китае Чай Лунем технология бумаги во всем мире претерпела большое изменение[4]. В настоящее время целлюлозная промышленность выпускает самую разнообразную бумагу: бумагу писчую, бумагу для специальных назначений (папиросная, конденсаторная, оберточная, сахарная и т. д.), наконец, печатную бумагу, которая различается по номерам в зависимости от содержания в ней целлюлозы[13]. К печатным бумагам относится также документная бумага, из которой изготовляются и денежные знаки. Такая бумага вырабатывается исключительно из льно-пенькового волокна (тряпичной массы) и содержит большое количество целлюлозы. По своим качествам она соответствует высоким требованиям: быть долговечной, способной сопротивляться механическим воздействиям и износу, быть химически стойкой на свету. В момент отливки ее на бумагоделательной машине при помощи выпуклого изображения делают внутренние, видимые на просвет рисунки, называемые водяными знаками.

Примеси в бумаге уменьшают ее стойкость. Сильно ухудшает свойства бумаги лигнин, а также кислоты, плохо отмытые в свое время при получении целлюлозы. Например, высококислотная газетная бумага, состоящая на 90% из непереработанной древесной массы, в три дня «сгорает» от действия солнечного света. Нагревание целлюлозы возможно до 160°, свыше этой температуры целлюлоза разрушается[5]. Обзор о старении бумаги приводится в сборнике работ[2], там же можно найти сведения о бумагах, используемых для целей реставрации, с указанием их состава по волокну.

Красители. Красители по своей, природе можно разделить на минеральные (неорганические) и органические.

Неорганические красители — это красители несложного состава. Например, черным красителем является сажа (углерод), охра разных цветов содержит глинозем и кремнезем или глину, окрашенную окислами металлов, титановые белила — окись титана, синий ультрамариновый краситель содержит окисла натрия, алюминия, кремния, а также содержит серу[7].

Органические красители — сложные вещества. Они могут быть как синтетического, так и природного происхождения. По химической природе и свойствам эти красители делятся на основные, кислотные, прямые, сернистые, кубовые и т. д.[8].

Бурное развитие производства красителей началось после 1842 г., когда русским химиком Н. Н. Зининым впервые синтетически был получен анилин — простейший полупродукт первых синтетических красителей. Кроме органических аминов, каким является анилин, для красителей употребляется большое число соединений различного класса. Синтетические красители на основе таких полупродуктов вскоре вытеснили природные органические красители, так как имеют перед ними ряд преимуществ по химической стойкости и светопрочности. Возможность химической замены одного вида радикала в ядрах красителя на другой дала целый ряд красителей с широкой гаммой-переходных цветов.

Красители в документных материалах выполняют две роли. Одна — обеспечивание подцветки бумаги (тонирование). Другая — основная роль — нанесение внешнего изображения.

Цветная бумага получается или окрашиванием бумажной массы в процессе приготовления бумаги, или окрашиванием поверхности готовой бумаги. В зависимости от состава бумажной массы и вида красителя красители осаждаются на волокне или в виде нерастворимых лаков, или соединяются в силу сродства с бумажной массой. Наиболее прочное крашение получается при окрашивании бумаги в массе.

Для печатания употребляется типографская, или печатная краска[9]. Печатная краска представляет смесь пигментов3 и связующих веществ. Для изготовления черной краски служит сажа. Для цветной — применяются синтетические пигменты в смеси с наполнителями — сернокислым барием, гидратом окиси алюминия — улучшающими оптические и печатные свойства красок.

В полиграфической промышленности для цветных красок применяются азопигменты, например, ярко-красный 4Ж, лаки основные4 (фаналевые лаки), например, фаналевый желтый и красный, пигменты на основе моноазокрасителей, употребляются также фталоцианиновые красители, например, фталоциа-ниновый голубой и зеленый.

Закрепление печатной краски, нанесенной на бумагу, происходит за счет действия молекулярных сил взаимного притяжения частиц пигмента и бумаги.

Однако все неорганические и органические красители не абсолютно стойки и 'Неизменяемы от действия света, воздуха, влаги и химических реагентов. Исключение представляет сажа — рисунки в пещерах углем сохранились с палеолита до настоящего времени.

Относительная стойкость красителя должна всегда учитываться в реставрационной работе.

Для возвращения документальному материалу утраченных качеств его восстанавливают — реставрируют. Реставрацией называется последовательность операций по восстановлению механической прочности основы документа и придание его разрушенным; местам первоначального формата. При реставрации удаляются посторонние наслоения, устраняются причины и последствия разрушительных процессов. Для увеличения долговечности документального материала часто проводятся операции по его полной обработке, повышающие сопротивляемость вредным влияниям окружающей среды. Это называется консервацией. Реставрация и консервация взаимно связаны и дополняют друг друга в процессах обработки документального материала.

ДЕЗИНФЕКЦИЯ И ДЕЗИНСЕКЦИЯ

Прежде чем документальные материалы будут рассмотрены для определения характера дефекта и степени их разрушенности, что необходимо для последовательности их обработки, они должны пройти процесс обеззараживания для уничтожения в них плесневых грибов и их спор. Эта стадия называется дезинфекцией. Дезинфекция проводится в газовой фазе в специальных камерах с использованием обычно для этих целей формалина. Расход 40-процентного формалина на 1 ма камеры — 300 см3, вес обрабатываемых материалов — 40 кг, время обработки — 24 часа, температура — не ниже 24°.

В малых количествах документальные материалы целесообразно обрабатывать формалином в эксикаторе, вакуумных сушильных шкафах или ватным тампоном, смоченным 5— 10-процентным раствором формалина, хорошо отжатым. Увлажнение производится равномерно по всей поверхности, затем листы просушиваются при комнатной температуре. Если листы имеют плесневый налет, то он снимается сухой ватой перед увлажнением формалином.

Когда основа документа повреждена насекомыми и их надо уничтожить, этот процесс проводится, например, или в жидкой фазе 5-процентным раствором ДДТ в четыреххлористом углероде, или в газовой фазе парами диброметана (на 1 м3 объема камеры 75 г диброметана). Такое обеззараживание носит название дезинсекции. При дезинсекции или дезинфекции материалы в камере располагаются так, чтобы они имели свободный доступ паров химикалия ко всей поверхности документов.

Все работы, связанные с обеззараживанием, следует производить с соблюдением мер личной и общественной безопасности. Обзор о значении дезинсекции и дезинфекции для документов можно найти в сборнике статей 15, а также в сборниках работ[3,12,13].

РАСЦЕМЕНТИРОВАНИЕ5 ЛИСТОВ И МЕХАНИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ИХ ОТ ПЫЛИ И ДРУГИХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Процесс раскрытия сцементированных документов является сложным и ответственным. От этого процесса зависит сохранность документов и их содержания, поэтому работа эта производится весьма осторожно.

а) С помощью глазного скальпеля, осторожными колебательными движениями, стараясь не повредить текста и бумагу, скальпель передвигается между листами до полного их разъединения.

б) Применяется специальный ребристый валик, при прокатывании которого по диагонали происходит смещение листов. Дальнейшее расцементирование происходит с помощью скальпеля.

Механическая очистка от пыли и других загрязнений документального материала проводится в вытяжном шкафу ватным тампоном, кистью или чистой марлей поочередно с той и другой стороны. Механическая очистка документального материала от поверхностных наслоений (наслоения грибницы, плесневых грибов, засиженность насекомыми) проводится в сухом состоянии при помощи скальпеля и мягкой резинки.

ПРОМЫВАНИЕ

Если документальный материал нуждается в общей промывке или влажной обработке, то в таких случаях производится проба на неответственном участке документа на растекаемость текста. Затем документ промывается 25—30 минут в дистиллированной теплой воде в кювете. Основа освежается, наклейки отстают и отделяются, подтеки ликвидируются.

При ветхости реставрируемого материала он погружается в воду и вынимается из воды на оргпленке. При растекании чернил или печатной краски реставрируемого материала проводится предварительное их закрепление полимером или химическим путем, что является сложным процессом.

ПРОПИТКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

С целью увеличения механической прочности ветхие документы, выполненные на бумаге, не содержащей древесной массы, пропитываются обычно желатино-глицериновым составом. Укрепление бумажной основы рекомендуют также производить натриевой солью карбоксиметилцеллюлозы и другими средствами[14, 12].

ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Если документальные материалы требуют частичной химической обработки, то эта обработка проводится после процесса обеспыливания.

а. Удаление чернил. Чернила из красителей трифенилметанового ряда не стойки к окислителям и смываются «жавелевой водой», раствором перманганата калия[6]. Обесцвечивание красителей на бумаге дается в работе[12].

История происхождения чернил и их значение приводятся в работе [15].

б. Удаление пятен органического происхождения. В этом случае приемлемо правило: «Подобное удаляется подобным». Например, если документальный материал испачкан битумом (нефтью), то он может быть отмыт бензолом или ксилолом. Шеллачный лак смывается спиртом. Пятна от парафина удаляются толуолом, бензолом, серным эфиром; стеариновые пятна удаляются эфиром, спиртом или их смесью 1:1. Для масляных и жировых пятен применяются бензол, бензин, четыреххлористый углерод, пиридин10. Если жировое пятно этим способом не удаляется, то оно омыляется и удаляется обработкой 0,5—3-процентным раствором щелочи, нагретой до 30°. Удаление жирового пятна можно проводить только на чистом участке бумажной основы, так как текст часто тоже удаляется.

в. Удаление ржавых пятен. Ржавые пятна на документе могут быть продуктами жизнедеятельности погибших бактерий, аккумулировавшими окислы железа, внесенными в основу или печатную краску, а также образоваться от соприкосновения документа с железным предметом во влажном состоянии.

Для удаления ржавчины рекомендуется водный раствор щавелевой кислоты (до 5%), который лучше действует в подогретом состоянии. После удаления ржавчины с документа материал тщательно отмывается водой.

Химическая частичная обработка материала проводится на силикатном или на оргстекле, на которое по действуют выбранные химикалии.

При этом снизу под пятно документа подводится фильтровальная бумага.

После химической обработки неорганическими химикалиями или органическими кислотами, растворяющимися в воде, документальный материал, если это возможно, 2—4 часа промывается в проточной воде.

Кроме рассмотренных трех случаев химической обработки, могут быть и другие случаи.

РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ

Документальный материал после дезинфекции, обеспыливания и промывания водой, если такая промывка требовалась, кладется на реставрационный стол со стеклом, снизу которого помещается подсветка электролампами или лампами дневного света6. Материал, подлежащий реставрации, внимательно рассматривается и определяется последовательность его реставрации[6].

Если документы сильно разрушены, ветхие и имеют текст с двух сторон, то для упрочения их основы применяется конденсаторная бумага, которая наносится на документ, в данном случае с двух сторон. На реставрационный стол кладется документ, равномерно промазывается мучным клеем, и на него накладывают конденсаторную бумагу, предварительно слегка увлажненную водой и хорошо растянутую руками. Быстро прикатывают конденсаторную бумагу фотоваликом через фильтровальную бумагу, удаляя избыток клея. Хорошо прикатанные документ и конденсаторную бумагу перевертывают на другую сторону и производят ту же операцию.

Если документ имеет текстовые утраты или утраты вообще, то после перевертывания его на другую сторону вырезаются скальпелем заплаты встык, а если заплаты вырезаются не по тексту, то они делаются с допуском в 1—2 мм. После этого документ промазывают равномерно клеем и прикатывают фотоваликом конденсаторную бумагу.

При одностороннем тексте применяют микалентную бумагу, так же, как и при частичной реставрации. По тексту ее наклеивать не следует, т. к. снижается прозрачность.

Чтобы избежать деформации документального материала при реставрации, нужно учитывать направление и расположение волокон у конденсаторной бумаги, оно должно соответствовать фактуре документа.

Бумага для реставрации подбирается аналогично фактуре документа из чистых листов бумаги архивных материалов. Приготовление клея описано в работе Е. А. Костиковой и М. Е. Чернышевой п. Клеи, разрушающие бумажную основу, употреблять нельзя.

ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ (ПРЕССОВКА, ПОДРЕЗКА И Т. Д.)

После реставрации документального материала он, слегка увлажненный7, закладывается между листами гладкого картона в обжимной пресс, где выдерживается 24 часа. Для этих же целей можно употребить обычный переплетный пресс.

Увлажнение документа производится марлей, ватным тампоном, смоченным водой и отжатым, или пульверизацией. «Мягкое увлажнение» производится таким способом: смачивается лист фильтровальной бумаги и помещается между другими листами. Через некоторое время мокрый лист вынимают и на его место кладут отреставрированный материал. Степень увлажнения регулируют временем.

Документ вынимается из обжимного пресса и подрезается на резаке для бумаги или ножницами. Срезаются излишки конденсаторной и микалентной бумаги, размеры и особенности документа при этом сохраняются. Если бумага ручной отливки и имеет неровные края, эти неровные края сохраняются.

Документальный материал для ликвидации различных натяжений может быть снова помещен в обжимной пресс, где выдерживается в течение необходимого времени. После окончательной отпрессовки документы вынимаются, просматриваются и складываются по порядку.

Методы реставрации и консервации архивных документов исключают дорисовки и различные дополнения в документе, в отличие от методов восстановления художественных произведений, где этот принцип не соблюдается.

Для бумажных денежных знаков и бон8 на бумажной основе сохраняется тот же принцип реставрации и консервации, что и для документальных материалов на бумажной основе.

Боны и денежные знаки. Деньги бумажные впервые появились в Китае, вероятно, одновременно с появлением бумаги. В США бумажные деньги выпускались штатом Массачусетс с 1690 года, во Франции — с начала XVIII века, в Англии — с конца XVIII века. В России бумажные деньги появились как следствие войны с Турцией в 1769 году в царствование императрицы Екатерины II.

Ассигнации 1769—1843 гг. изготовлялись на тряпичной бумаге ручной отливки. Выпуск кредитных билетов после реформы Канкрина 1839—1841 гг. и до 1895 г., а также после новой денежной реформы Витте 1895—1898 гг. вплоть до 1917 г. проводился тоже на тряпичной бумаге высокого качества машинного изготовления. Между тем качество цветной печатной краски денежных знаков того периода низкое.

Плохого качества бумага и нестойкие красители употреблялись для выпуска денежных знаков и бон в нашей стране в период гражданской войны и в первые годы после нее. Эти знаки выпускались многими городами и местечками в, связи с тяжелым положением в стране, из-за нарушения общегосударственной финансовой системы и денежного обращения. Использовалась для этих целей самая различная бумага, часто цветная и даже такого качества, как газетная. Например, были выпущены на бумаге низкого качества некоторые знаки Украины, Белоруссии, Урала, Сибири, Северного Кавказа, Средней Азии. Плохого качества бумага употреблена также для изготовления военных денег9.

Военные деньги на территории России выпускались во время первой мировой войны военными властями кайзеровской Германии и Австро-Венгерской монархии, во время второй мировой войны гитлеровские захватчики во временно оккупированных областях — на территории Прибалтики, Украины, Белоруссии — выпустили оккупационные денежные знаки в марках, на Украине также выпустили денежные знаки в карбованцах, отпечатанные в Ровно в 1942 г. Наконец, была подготовлена эмиссия Киевских знаков в 1941 г. в рублях и червонцах, которые не были выпущены.

Сведения о денежных знаках и бонах того периода приводятся в литературе [16-21].

Автор приносит глубокую благодарность старшему реставратору ГИМа Т. Н. Ютановой за внимание к настоящей работе и ценные советы.

___________

1 Цифры в квадратных скобках указывают на соответствующую литературу в списке, помещенном после сообщения.

2 В России попытка получения бумаги из соломы была проведена в начале XVIII века на Богородицкой и Красносельской мануфактурах, а в середине XVIII века из соломы уже получали низкосортную бумагу. Промышленный выпуск бумаги на основе химической переработки древесины да Западе, был осуществлен в 1874 году шведом Экманом.

3 Пигменты — окрашенные неорганические или органические продукты различного класса, нерастворимые в воде и пленкообразующих веществах и дающие при растирании с последними краски.

4 Лаки основные — сложные комплексные органические соединения, в структуру которых входят ноны металлов, это прямые светопрочные красители.

5 Разъединение склеившихся между собой листов, подвергнутых действию плесени и пыли.

6 Для этих же целей можно сделать маленький клиновидный переносной ящик размером 110x310x410 мм. Угол основания ящика с освещаемой поверхностью примерно 30°. Подсветка — палочковые эл. лампы. Организация рабочего места и инструмент для реставрации см.[13].

7 Сушка документального материала производится на специальных рамах или сушильных вешалках при комнатной температуре. Лучше, когда документы закладываются в пресс недосушенными до конца, они лучше отпрессовываются.

8 Бонами называются все бумажные денежные знаки, вышедшие из употребления и ставшие предметом исторического изучения, а также виды денежных суррогатов и денежные знаки местной Власти а гады гражданской войны в России.

9 Часто коллекционеры-собиратели имеют поврежденные денежные знаки и боны, имеющие историческую ценность. Во избежание дальнейшего ухудшения состояния знака его целесообразно передать для реставрации специалисту.

ЛИТЕРАТУРА:

1. М. Ф. Фармаковский. Консервация и реставрация музейных коллекций. М., 1947.

2. Новые методы реставрации и консервации документов и книг. Изд. АН СССР. М — Л., 1960, стр. 33—82, 6—32, 92—105, 83—91.

3. Дезинфекция и реставрация библиотечных материалов. Сб. работ. Л. 1959.

4. Н. Н. Непенин. Производство целлюлозы. М., Гослестехиздат, 1940.

5. Б. А. Кирштейн, А. Н. Лебедев, Л. С. Шуб. Технология отбельного, красильного и набивного производства хлопчатобумажной промышленности. Гизлегпром. М., 1933.

6. Реставрация библиотечных материалов. Сб работ. Л., 1958, стр. 5—22, 23—32, 33—40.

7. И. С. Шапиро, И. В. Рискин. Технология минеральных пигментов, М.—Л., 1939.

8. М. А. Чекалин. Химия и технология органических красителей. Госхимиздат. М., 1956, стр. 543.

9. И. М. Коган. Химия красителей. Госхимиздат. М., 1956.

10. Джон Плендерлис. Хранение гравюр, рисунков и рукописей, Изд. Госмузея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. М., 1947.

11. Вопросы реставрации и консервации произведений изобразительного искусства. Изд. АН СССР. М., 1960, стр. 65.

12. Сборник материалов по сохранности книжных фондов, выпуск 3. Госбиблиотека СССР им. В. И. Ленина. М„ 1958, стр. 221—224, 134—148, 5—50, 80—79.

13. Сохранность книжных фондов, Пособие для областных, городских и крупных районных библиотек. Изд. 3-е, дополненное. М., 1960, стр. 7, 50—56,, 58—62.

14. Р. Яброва. «Библиотекарь», 4 апреля 1959, стр. 51.

15. 15.Реставрация и дезинфекция книг и бумаг, центральные реставрационные мастерские. М., 1939, стр. 68—91, 157—162.

16. И. Г. Спасский. Русская монетная система. Учпедгиз, 1957, стр. 93.

17. Козлов. Советские деньги. Госфиниздат. М., 1939.

18. Ф. Г. Чучин. Каталог бон и дензнаков России, РСФСР, СССР, окраин и образований 1769—1924. М., 3-е изд., 1927.

19. Н. Д. Мец. Наш рубль. Соцэкгиз. М., 1960.

20. Ю. Юров. Для удобства человека — «Огонек» № 1, 7(1961).

21. Каталог выставки ГИМа. Монеты и медали СССР. М., 1961, стр. 19.

Первоисточник: 
Из истории Калининской области. Статьи и документы. – Калинин : Калининское книжное изд-во, 1964. – С. 193-202.
Информисточник: 

www.bonistikaweb.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.