ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 
Крылова Е.М., Козлова М.О., Лебедев В.Н.
Е. М. Крылова, реставратор высшей категории Государственного Эрмитажа
М. О. Козлова, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат химических наук
В. Н. Лебедев, художник-реставратор витражей Государственного Эрмитажа

В хранилище витражей Государственного Эрмитажа с 1946 года находятся сто одиннадцать витражей из трех окон церкви Девы Марии во Франкфурте-на-Одере, датируемые концом XIV века. Данная коллекция все эти годы находилась в одном и том же помещении со стабильным температурно-влажностным режимом. Регулярно (один раз в три года) проводилась визуальная проверка ее сохранности для выявления возможных изменений в состоянии памятника. Сравнительный анализ при этих проверках с описанием сохранности витражей при поступлении в Государственный Эрмитаж не выявил изменений в их состоянии. Все повреждения, которым подвергались стекла и свинцовый переплет, были зафиксированы при их поступлении.

Шесть веков витражные стекла находились на своих местах, на открытом воздухе. Они подвергались не только воздействию неблагоприятных атмосферных явлений, но страдали от нападений вандалов, от проносившихся над Германией войн, в частности последней, самой разрушительной — Второй мировой, — во время которой они были демонтированы германской стороной.

13 апреле 2002 года в Государственном Эрмитаже организована выставка витражей из Мариенкирхе. Несмотря на то, что стекла более пятидесяти лет находились в специально оборудованном хранилище, что, несомненно, послужило «передышкой» утомленному сокровищу, необходимо было обеспечить высокий уровень реставрационных работ по подготовке их к экспонированию. Для этого в 2001 году в Государственном Эрмитаже было оборудовано специальное помещение — Лаборатория по реставрации витражей. Была также создана группа из трех реставраторов-витражистов, трех научных сотрудников — специалистов по средневековому искусству, и химика — специалиста по стеклу — для осуществления данного проекта, включающего в себя выставку и публикации, под непосредственным руководством директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского.

Работа над проектом началась в июле 2001 года, и к октябрю 2001 года были проведены подготовительные мероприятия, необходимые для собственно реставрации и консервации витражей и подготовки их к экспонированию. Эти предварительные мероприятия включали:

1) визуальный осмотр памятника с описанием сохранности;

2) фотофиксацию;

3) выполнение прорисовок и чертежей с точным указанием утрат, разбитых стекол, а также стекол и свинца, появившихся в процессе предшествующих реставрационных работ;

4) анализ литературных данных по исследованию современного международного опыта по реставрации витражей и применяемых материалов;

5) проведение лабораторных исследований (микроскопических, микрохимических и биологических) для вынесения общего заключения о состоянии памятника:

а) коррозии стекол;

б) состоянии свинца.

Для хранения документации была создана компьютерная база данных.

В итоге предварительных работ было выработано совместное заключение специалистов об объективном состоянии памятника, в соответствии с которым был предложен план необходимых реставрационных работ. Этот план был представлен на заседании реставрационной комиссии по витражам.

Эксперты выявили основные разрушения, характерные для всей группы, а также некоторые детали, присущие каждому из витражей в отдельности.

Все витражи разбиты во многих местах (от 35 до 70 трещин в каждом).

Все стекла XIV века с внешней стороны покрыты многослойной атмосферной коррозией с цветовыми градациями от белого до почти черного. Коррозия присутствует и с внутренней стороны стекол, но в меньшей степени.

Во всех витражах часть стекол с внешней стороны была подвергнута механической очистке металлическими щетками, следы которых явственно видны на поверхности стекол. Вероятно, эта операция проводилась во время реставрации 1830 года.

Во всех витражах имеются различные типы коррозии, хорошо различимые под бинокулярным микроскопом: кратерная, пластинчатая (иризация), точечная. Во многих случаях коррозия послужила причиной ухудшения состояния гризайли, хотя, в основном, четкость и выпуклость линий сохранилась.

Разнообразие цветов стекол, а, следовательно, и их химического состава, также отразилось на их состоянии. Наиболее разрушительное воздействие коррозия оказала на фиолетовые и синие стекла, особенно подверженные химической деструкции из-за атмосферных загрязнений на их внешней поверхности.

На основании сохранившейся документации известно, что витражи из Мариенкирхе были отреставрированы в мастерской Карла Фридриха Шинкеля в 1830 году. Комплексное изучение коллекции показало, что свинец при этом был полностью заменен и в целом сохранился неплохо, за исключением отдельных утрат, точечного распаивания, разрывов в некоторых местах, а также частичного разрушения внешнего свинцового обрамления и свинцовых полосок-завязок, наиболее сильно прокорродировавших в результате взаимодействия с железной крепежной арматурой.

Во всех витражах сохранились остатки белой мастики, очевидно, использованной реставраторами в XIX веке для скрепления разбитых стекол, заполнения небольших утрат и щербин между стеклами и свинцовым обрамлением. Проведенные микрохимические исследования показали, что по своему составу мастика XIX века представляет собой композицию, составленную на основе мучного клея в качестве связующего и мела в качестве наполнителя.

В настоящее время мастика состарилась и почти полностью выкрошилась. Разбитые стекла во многих витражах скреплены также свинцовыми пломбами с обеих сторон. Применение подобных пломб характерно для соединения разбитых стекол в XV—XVI веках.

Кроме авторских стекол XIV века во всех витражах присутствуют стеклянные вставки, выполненные в XIX веке.

На основании всего вышеизложенного комиссия решила:
1) провести реставрацию, не демонтируя витражи;

2) использовать склейки и мастики на основе материалов и методик, подобранных и разработанных совместно реставраторами и научно исследовательскими лабораториями Государственного Эрмитажа, поскольку данные материалы прошли дополнительную проверку временем (более двадцати лет), обратимы, удобны в использовании и, главное, не оказали отрицательного воздействия на отреставрированные с их помощью экспонаты;

3) сохранить свинец и стеклянные вставки XIX века, за исключением случаев глубокой коррозии и необратимой деформации свинца, а также стекол, грубо искажающих целостное восприятие памятника и не соответствующих по толщине и структуре подлинным стеклам XIV века, что изменяет их прочностные характеристики;

4) утраченные фрагменты стекол восполнить подобранными по цвету и толщине стеклами без нанесения рисунка, но с тонировками стекольными красками и обжигом в муфельной печи;

5) коррозионные наслоения, после проведения микроскопических, микрохимических исследований, а также инфракрасной спектроскопии решено оставить нетронутыми, дабы не подвергать витражи дополнительному риску нарушения стабильного состояния стекол.

При микроскопическом и микрохимическом исследовании стекол было выявлено несколько типов коррозии. Поверхность стекол XIV века c уличной стороны покрыта минеральными наслоениями — до пяти слоев разного цвета. По химическому составу это карбонаты, силикаты и сульфаты щелочных и щелочноземельных металлов, сульфиды свинца и меди, оксиды железа и меди, оксид кремния в виде частиц мелкого песка и в аморфном состоянии. Л.С. Гавриленко провела подробнейший микрохимический анализ коррозионных наслоений с нескольких стекол, принадлежащих витражам инв. № Пр. Фд. 262, 349, 333, 356, подтвердим и уточнив наши выводы. Все эти минералы образуют толстую, до 0,5 мм, многослойную непрочную кирку на поверхности изъязвленного коррозией стекла и являются продуктами процесса «выветривания» стекла. Слоистая структура коррозионной корки и различная окраска слоев обусловлены различием п скоростях миграции солей и окислов металлов, образовавшихся в результате химической деструкции стекла. Так, черный и коричневый цвет некоторых верхних слоев коррозии на многих стеклах содержит окислы железа, сульфиды свинца и меди. Цветовая градация слоев коррозии определяется соотношением и концентрацией вышеуказанных соединений.

Коррозия на стеклах XIV века.
Илл. 1. Кавернчатая коррозия на обратной стороне стекол XIV века
Коррозия на витражах Мариенкирхе.
Илл. 2. Структура кавернчатой коррозии
Коррозия на витражах Мариенкирхе. Кристаллическая минеральная фаза коррозийного слоя
Коррозия на витражах Мариенкирхе. Зона микрокристаллитов, имеющих переходную структуру между стеклообразным и кристаллическим веществом
Коррозия на витражах Мариенкирхе. Неразрешенное стекло
Структура стекол витражей Мариенкирхе.
Илл. 3. Структура иризационного слоя
Структура стекол витражей Мариенкирхе. Иризационный слой состоящий из отделившихся от неразрешенного стекла тончайших пластинок этого же стекла, но разделенных микрокристаллической фазой
Структура стекол витражей Мариенкирхе. Микрокристаллическая фаза
Структура стекол витражей Мариенкирхе. Неразрешенное стекло
Иризация стекол на витражах XIX в.
Илл. 4. Иризация стекол XIX века
Витраж из Мариенкирхе до реставрации.
Илл. 5. Витраж до реставрации
Трещины на витражах Мариенкирхе.
Илл. 6. Трещина на набедренной повязке Христа
Коррозия стекла на витражах Мариенкирхе.
Илл. 7. Коррозия стекла на обратной стороне витража
Реставрация витражей из Мариенкирхе.
Илл. 8. Следы расчистки коррозии стекла на обратной стороне витража. ХIХ век.
Прорисовка витражей из Мариенкирхе.
Илл. 9. Цветная прорисовка (акварель), не включающая стекла ХIХ века

Агрессивные среды атмосферных загрязнений, сорбируясь во влаге, сконденсировавшейся на поврежденной песком и другими абразивными частицами рыхлой поверхности, все глубже разъедали стекла, делая их все тоньше и тоньше. Кроме того, шестьсот лет — это вполне достаточный срок для того, чтобы процесс старения, так называемое расстекловывание, стал заметно влиять на структуру и свойства стекла. В результате этого процесса возрастает хрупкость и снижается химическая устойчивость стекла вследствие нарастания кристалличности и уменьшения содержания стеклообразной фазы.

Стекла витражей Мариенкирхе относятся, по современным меркам, к классу химически неустойчивых стекол. В качестве красителей для стекла в Средние века использовали, в основном, соли меди, марганца, железа, серебра и золота в различных комбинациях и концентрациях для получения желаемого цвета и насыщенности. Добавление некоторых из них, в частности солей марганца и меди, еще больше снижало коррозионную устойчивость стекол (5,9). Это хорошо видно на примере сине-зеленых, синих и фиолетовых стекол витражей Мариенкирхе, окрашенных этими солями.

По данным предыдущих исследований группы античных стекол, по химическому составу и технологии производства довольно близких к средневековым витражным стеклам, подобные состав и структура стекольной матрицы предполагают развитие коррозии по следующему механизму: нарастающая во времени при старении стекла кристалличность вызывает разрушение непрерывной трехмерной стекольной матрицы с образованием микрозон, имеющих один и тот же химический состав, но различное структурное состояние. Микрозоны разделены четко различимыми под микроскопом (увеличение в 200—500 раз) границами. По этим границам раздела зон (зерен микрокристаллитов), имеющим структуру, переходную от стеклообразного к кристаллическому веществу, и происходит разрушение стекла, так как эти структуры менее устойчивы к действию влаги и содержащихся в ней агрессивных агентов (например серная кислота, образовавшаяся при растворении в атмосферной влаге окислов серы). При этом для химически нестойких античных и средневековых стекол характерно очень глубокое изъязвление поверхности (так называемая кратерообразная, кавернчатая коррозия). За счет образования сферических микрокристаллитных зерен (илл. 1), которые затем под действием атмосферной (вероятно, биологической) деструкции переходят в полностью микрокристаллические или аморфные структуры соответствующих солей и окислов, образуется хрупкая, осыпающаяся коррозионная корка.

Состояние наружной и внутренней поверхностей стекол XIV века витражей Мариенкирхе полностью подтверждает предположения о вышеописанном механизме образования коррозии (илл. 2). На внутренней поверхности стекол после удаления слоя копоти и пыли видны следы начинающейся кратерообразной коррозии. Характер этой коррозии еще локальный или точечный, но структура образовавшихся сферических микрокристаллитных зерен и открывающейся под ними кратерообразной поверхности такие же. Глобальность коррозионных разрушений на уличной стороне стекол обусловлена агрессивным действием атмосферных загрязнений.

При реставрации 1830 года коррозионная корка на многих стеклах была удалена механически щетками. Расчищенная поверхность этих стекол за последующие сто пятнадцать лет продолжала интенсивно разрушаться, что видно по образовавшемуся мелящему слою.

Стекла XIX века, появившиеся после реставрации 1830 года, по химическому составу и технологии изготовления отличаются от средневековых стекол. Их химическая стойкость гораздо выше, они имеют иную структуру стекольной силикатной матрицы. В соответствии с этим, механизм коррозионных разрушений иной, характерный для химически устойчивых стекол. Поверхность стекал этого типа покрыта иризационной пленкой, образованной тончайшими пластинками отслоившегося стекла, по толщине сравнимыми с длиной волны падающего света. Преломляя и отражая падающий на них луч света под различными углами, эти пластинки стекла дают радужные разводы на поверхности витражных стекол XIX века. Под слоем иризации стекло сохраняет первоначальные структуру и свойства (илл. 3 и 4).

В условиях хранения в Эрмитаже при тщательном соблюдении чистоты и постоянства температурно-влажностного режима процесс коррозии стекол и свинца прекратился. Стекла и свинец витражей пришли в равновесное состояние со слоями коррозии и патины, и вся система стабилизировалась.

Проблемы, связанные с удалением и стабилизацией коррозии, являются наиболее больным и сложным вопросом при работе со средневековыми стеклами. В данном случае исключением являются наслоения пыли и грязи, смешанные с продуктами коррозии свинца и разложившейся мастики, не связанные плотно с поверхностью стекла и слоем атмосферной коррозии. Их удаление можно провести, ограничиваясь сухой чисткой мягкими щетками, ватными тампонами и скальпелями, работая под лупами и микроскопом;

6) недостающий свинец выполнить по аналогии со свинцовым профилем XIX века и в соответствии с химическим составом свинца XIX века, определенным по данным рентгенофлюоресцентного анализа;

7) сохранить вместе со свинцовым переплетом и систему крепежа, выполненную в XIX веке, заменив корродированные свинцовые завязки новыми, изготовленными аналогично свинцовым завязкам XIX века. Отсутствующие железные прутья крепежа заменить титановыми — нейтральными по отношению к свинцу;

8) для возможности экспонирования вставить витражи в рамы из дерева, нейтрального по отношению к свинцу.

Дальнейшая работа по реставрации витражей проводилась в соответствии с реставрационным заданием, утвержденным комиссией Государственного Эрмитажа. В случаях возникновения спорных вопросов собиралась рабочая группа, состоящая из реставраторов, научных работников и научно-технических экспертов. Решения в этих случаях принимались коллегиально.

На примере реставрации одного витража мы проиллюстрируем все реставрационные процессы, произведенные в течение работы по подготовке к выставке.

Витраж «Распятие» (I, 8b) 83 х 47 см Инп. № Пр. Фд. 342

На выставке он представлен в окружении двух витражей со сценами из Ветхого Завета, с изображением сюжетов, иллюстрирующих события и пророчества из Ветхого Завета, предсказавшие распятие Мессии. Это витражи «Жертвоприношение Авраама» и «Медный змей». Так же. как и в остальных четырнадцати витражах, сохранность «Распятия» не представляла возможности его экспонировать до проведения реставрационных работ (илл. 5).

В поле витража шестьдесят трещин, причем двадцать четыре из них со следами почти полностью выкрошившейся мастики. Ширина этих трещин со сколами и щербинками по краям колеблется от 0,5 до 2,5 мм (илл. 6).

Между стеклами и свинцовым обрамлением имеются зазоры, прежде также заполненные мастикой. Эти зазоры, трещины и многочисленные разрывы в свинцовом обрамлении привели к тому, что стекла расшатались и многие с трудом удерживаются на своих местах. Четыре стекла выпали и лежат отдельно.

Отсутствуют: один кусок стекла на теле Христа (XIV век); один маленький кусок стекла на лице Христа (XIV век); четыре темно-красных (почти черных) стекла обрамления (XIX век).

Стекла потерты и поцарапаны, с частичным повреждением гризайли. На внутренней стороне большинства стекол XIV века коррозия.

Часть внешнего свинцового обрамления (свинец полностью заменен в XIX веке) утрачена. Сохранившийся свинец, обрамляющий витраж по периметру, деформирован и порван в нескольких местах. Отсутствует кусок свинца в левой верхней части витража. Свинцовый прокат, обрамляющий витраж по периметру, более широкий (12 мм) и светлый, чем прокат внутренней части витража (5—6 мм) — матовый и темный.

Все стекла с оборотной стороны витража, кроме девяти стекол XIX века, покрыты многослойной цветной коррозией (илл. 7). На части стекол с оборотной стороны видны следы расчистки (илл. 8).

Сохранились шесть свинцовых полосок-завязок, припаянных к свинцовой арматуре. Завязки искорежены, расслаиваются, покрыты ржавчиной, продуктами коррозии свинца и утратили свои функциональные крепежные свойства.

Все повреждения были отмечены на кальке и на чертеже. Выполнена прорисовка-реконструкция с восстановлением той формы и расположения стекол, которую витражи приобрели после реставрации 1830 года. Для более полного представления о первоначальном облике памятника была выполнена цветная прорисовка, не включающая стекла XIX века (илл. 9).

Результаты этих исследований, вместе с данными, полученными при визуальном изучении памятника, позволили нам дать максимально объективную оценку состояния памятника и провести его реставрацию в соответствии с реставрационным планом.

Последовательность реставрационных мероприятий:

1) Поверхность витража, трещины и зазоры между стеклами и свинцовым обрамлением тщательно очищены от пыли и состарившейся, легко отделяющейся мастики мягкими щетками, кистями, деревянными стеками с использованием в некоторых случаях глазных скальпелей. Вся работа проводилась под лупами и бинокулярным микроскопом.

2) Затем витраж, был размещен на деревянной доске, в соответствии с прорисовкой-реконструкцией, для выявления формы и размеров утраченных стекол и изготовления их шаблонов.

3) По решению реставрационной комиссии три белых прозрачных стекла XIX века, находящихся и нижней части витража и разбитых на семь кусков, были удалены, как искажающие целостное восприятие памятника и ослабляющие прочность конструкции витража, поскольку их толщина составляет всего 1 мм, а толщина авторских стекол XIV века колеблется от 2 до 3 мм; установленные внизу, тонкие стекла не в СОСТОЯНИИ выдержать тяжести опирающихся на них стекол и свинца.

4) В соответствии с решением реставрационной комиссии удалены также шесть свинцовых завязок, деформированных и разрушенных коррозией, утративших способность выполнять крепежную функцию, и скрученная прокорродировавшая часть свинцового обрамления.

5) Склеивание разбитых стекол было решено проводить с помощью клеев не основе поливинилбутираля, разработанных и приготовленных в лаборатории Государственного Эрмитажа (в основу выбора реставрационных методов и материалов легли совместные разработки авторов).

В состав этих клеев входят: поливинилбутираль низковязкий ПВБ (НВ); поливинилбутираль высоковязкий ПВБ (ВВ); спирт этиловый 96%; спирт изопропиловый; стекло измельченное.

В таблице приведены усредненные значения нагрузки, выдерживаемой клеевым швом, которые были получены в результате испытаний на пяти образцах для каждого состава.

Результаты испытаний на прочность разработанных нами реставрационных клеев и мастик приведены в таблице № 1.

Таблица № 1.

Состав
Клей 1
Клей 2
Клей 3
Мастика 1
Мастика 2
ПВБ (НВ) - 10 ч.
ПВБ (НВ) - 18 ч.
ПВП (ВВ) - 20 ч.
ПВБ (НВ) - 20 ч.
ПВБ (ВВ) — 20 ч.
Стекло толченое — 4 ч.
Стекло толченое — 6 ч.
Стекло толченое — 10 ч.
Стихло тплчемое — 3 ч.
Стекло толченое — 15 ч.
Этанол — 43 ч.
Этауюл — 38 ч.
Этанол — 35 ч.
Этанол — 38 ч.
Этанол — 32 ч.
Изопропанол — 43 ч.
Изопропанол — 38 ч.
Изопропанол — 35 ч.
Изопропанол — 38 ч.
Изопропанол — 32 ч.
     
Графит — 1ч.
Графит — 1ч.
Нагрузка в момент разрыва клеевого шва кг/см2
3,8
4,2
4,6
4,9
5,3

Процесс склейки стекол проводился в несколько этапов:

а) Все трещины с лицевой стороны витража были заклеены клейкой лентой.

б) Потом витраж был перевернут и с помощью шприцев щели были заполнены клеем в три приема с постепенным наращиванием концентрации поливинилбутираля и толченого стекла.

Первый состав клея

10 весовых частей ПВБ (НВ)

4 весовых части толченого стекла

43 весовых части этилового спирта

43 весовых части изопропилового спирта

Второй состав клея

18 весовых частей ПВБ (НВ)

6 весовых частей толченого стекла

38 весовых частей этилового спирта

38 весовых частей изопропилового спирта

Третий состав клея

Для завершающего третьего слоя клея использован высоковязкий поливинилбутираль и более густой раствор

20 весовых частей ПВБ (ВВ)

10 весовых частей толченого стекла

35 весовых частей этилового спирта

35 весовых частей изопропилового спирта

с) После полного высыхания клея витраж был вновь перевернут лицевой стороной вверх. Клеящая лента осторожно удалена. Места, окружающие склейки, протерты 96% этиловым спиртом. Затем витраж проклеен с лицевой стороны третьим густым составом клея.

При склеивании цветных стекол в клей, при проклеивании с лицевой стороны, были добавлены измельченные цветные стекла вместо бесцветных и стекольные краски соответствующих цветов. Примененный нами реставрационный клей на основе поливинилбутираля и толченого стекла обладает необходимыми механическими прочностными свойствами, прекрасным сцеплением со стеклом. Является абсолютно нейтральным и обратимым материалом. Кроме этого, обладая низким удельным весом, клей почти не утяжеляет памятник. Благодаря пластичности и упругости защищает края авторских стекол от дополнительных сколов и трещин.

6) Зазоры между стеклами и свинцовым обрамлением были заполнены мастикой на основе применявшегося для заполнения трещин клея, но с добавлением графита. Мастика наносилась шприцами с толстыми иглами и шпателями в два приема с увеличением густоты раствора.

Состав мастики для первого слоя

20 весовых частей ПВБ (ВВ)

3 весовых частей толченого стекла

38 весовых частей этилового спирта

38 весовых частей изопропилового спирта

порошок графита в количестве, необходимом для придания мастике нужного цвета и тона

Состав мастики для второго слоя

20 весовых частей ПВБ (ВВ)

15 весовых частей толченого стекла

32 весовых частей этилового спирта

32 весовых частей изопропилового спирта

графит толченый в количестве, необходимом для придания мастике желаемого цвета

Реставрационная мастика обладает всеми качествами клея, на основе которого она приготовлена. Кроме того, благодаря своей способности глубоко проникать в пористые материалы, она укрепляет сохранившуюся авторскую мастику, что также способствует увеличению прочности памятника.

7) Утраченный фрагмент стекла на лице Христа заполнен третьим составом клея на основе поливинилбутираля с добавлением светло-коричневого стеклянного флюса. Остальные недостающие стекла восполнены новыми, вырезанными по изготовленным шаблонам, из стекол соответствующего цвета с тонировками стекольными надглазурными красками и обжигом в муфельной печи при температуре 520' С.

8) Изготовленные таким образом стекла были либо вставлены, либо вклеены на свои места третьим составом клея на основе поливинилбутираля.

9) Недостающий свинцовый прокат и новые свинцовые полоски-завязки выполнены художником-реставратором В.И. Лебедевым. Им были проведены обмеры профилей, из которых витражи собирались, и крепежных элементов — «закруток», соединявших витраж с рамой. Конструкция свинцовых профилей в данных витражах такая же, как и в современных, различие лишь в деталях (илл. 10).

Свинцовый профиль витражей из Мариенкирхе.
Илл. 10.
Изображение микроструктуры свинца на витражах Мариенкирхе.
Илл. 11. Схематическое изображение микроструктуры свинца протяжек витражей
а) свинец из пролуженных протяжек середины витража
б) свинец внешнего обрамления
в) свинец в крепежных завязках
Изображение микроструктуры свинца на витражах Мариенкирхе. — микрокристаллические зерна
Изображение микроструктуры свинца на витражах Мариенкирхе. — межкристаллитное пространство
Изображение микроструктуры свинца на витражах Мариенкирхе. — кристаллические продукты коррозии свинца
Рабочая прорисовка витража из Мариенкирхе.
Илл. 12. Прорисовка тушью
Рабочая прорисовка витража из Мариенкирхе. — оригинальные стекла
Рабочая прорисовка витража из Мариенкирхе. — стекла, замененные во время последней реставрации
Рабочая прорисовка витража из Мариенкирхе. — стекла, замененные во время недокументированной реставрации
Рабочая прорисовка витража из Мариенкирхе. — свинец XIX века
Рабочая прорисовка витража из Мариенкирхе. — свинец, замененные во время последней реставрации
Рабочая прорисовка витража из Мариенкирхе. — трещины

Если внимательно рассматривать иллюстрацию, то можно обнаружить, что паз под стекло равен примерно 2,5 мм. И это несмотря на то, что стекла в витражах очень разные по толщине и рельефу. Интересно, что вследствие коррозии на стеклах появились углубления, причиной чему является длительное воздействие атмосферы (ветра, дождя и т. д.) на стороне А.

По краям стекла, защищенные свинцом, не так сильно корродировали. Сторона Б, находившаяся внутри кирхи, сохранила в некоторых местах даже свою естественную полировку.

При первом же взгляде на старую корродированную поверхность переплетов обнаруживается полуда. По цвету она мало отличима от потемневшего свинца. По краю, где мы предполагали произвести замену свинца на новый, на некоторых витражах полуда легко отходила при прикосновении руки. Но в целом она достаточно прочно держалась за свинец. В тех местах, где верхний слой отходил, обнаруживался свинцовый профиль.

Фактом, подтверждающим наличие полуды, может являться сам «чистый» непролуженный профиль по краям витража, где олово встречается только на местах стыков. Это является большим упущением реставрации 1830 года: было бы более правильным пропаять оловом как раз края, особенно низы витражей для большей жесткости.

10) Рентгенофлюоресцентный анализ поверхности свинцовой протяжки, проведенный А. В. Сизовым и С. В. Хавриным, указывает, что свинец в середине в основном пролужен, а по краям — нет.

Микроскопические исследования шлифов образцов свинца из внешней и внутренней частях протяжки выявили различия в структуре свинца. Свинец в тонких пролуженных протяжках из середины витража имеет более мелкозернистую структуру, чем свинец во внешнем обрамлении (илл. 11).

Свинец в крепежных завязках очень хрупкий, сильно корродированный из-за контакта с железными монтажными прутьями, служившими для крепления витражей в железные рамы собора до 1943 года. Микроструктура этого свинца более крупнозернистая, с более упорядоченным расположением микрокристаллов металла в зернах и четко видными зонами продуктов коррозии. В этом случае можно говорить о глубокой электрохимической коррозии при контакте свинца и железа. Старые, потерявшие из-за коррозии прочность свинцовые завязки XIX века было рекомендовано заменить новыми. На некоторых витражах (например, «Распятие», инв. N° Пр. Фд. 342) при контакте свинца со стеклами, содержащими катионы меди, вероятно, также в результате электрохимической коррозии на поверхности свинцового переплета, образовалась зеленоватая коррозионная пленка, окрашенная солями меди (сульфат меди). Подобные пленки коррозии было рекомендовано осторожно убирать механически.

Но вернемся к «чистому», нелуженому свинцу. Поверхность оплетки при его производстве формируется из литых заготовок в специальном станке. Он снабжен колесами, подающими заготовку в фильеры, где им придается форма свинцового профиля. Нет необходимости описывать летали, существуют чертежи и наработки, это тема отдельной публикации. Оплетка в результате получается четкой геометрической Н-образной формы по всей длине.

Полуда, кроме защиты свинца и укрепления витража, несет в себе еще одну важную функцию. Она скрадывает характерные для профиля края (утолщения), где-то огрубляет его, но в целом смягчает его угловатость, на просвет линии витража выглядят как в наброске, с живой и трепетной линией.

В витражах много крепежных элементов. В каждом из пятнадцати, находящихся сейчас в работе, их по шесть штук. Это свинцовые ленты, припаянные в определенных местах с тыльной стороны витражей. Ленты скатаны из того же Н-образного профиля, предварительно сформированного в ленту. Одна сторона этих лент имеет выпуклую диагональную насечку, а другая имеет дугообразный профиль. Размеры в сечении примерно 1,8 х 5,5 мм.

Крепежные элементы нарезались определенной длины. Места, подлежащие соединению, облуживались, а затем припаивались «всухую», чистым паяльником элемент в месте пайки нагревался с наружной стороны ленты и происходило их соединение. Дополнительно место спайки укреплялось вокруг прокладкой более толстого слоя олова.

Разрывы свинцового обрамления на внутреннем поле витража были не запаяны, а склеены в два приема реставрационными мастиками, о составе которых было сказано выше. Таким же образом укреплен и утраченный фрагмент свинца внутри витража. Изготовленные новые части внешнего свинцового обрамления и новые крепежные завязки припаяны к основе XIX века припоем ПОС-61 с использованием в качестве флюса пчелиного воска.

11) Витраж промыт этиловым спиртом и протерт мягкой замшей и с обеих сторон.

12) Выполнена прорисовка тушью с обозначениями времени изготовления каждого куска стекла и частей свинцового обрамления. На этой прорисовке также обозначены имеющиеся трещины в поле витража (илл. 12).

13) Проведена фотофиксация отреставрированного витража.

14) Круглые крепежные титановые прутья, 6,2 мм. в диаметре, прикреплены к витражу свинцовыми завязками.

15) Витраж вставлен в специально изготовленную деревянную раму из хорошо выдержанного дерева.

Реставрационная комиссия нашла результаты проведенных реставрационных мероприятий выполненными на высоком уровне и в соответствии с поставленной задачей. Реставраторам удалось ограничиться минимальным при внесением новых материалов при реставрации витража, так как все склейки и мастиковки были произведены на основе одного, абсолютно обратимого полимера. Произведена реконструкция с восстановлением формы витража. Восполнены утраты. Укреплены все ослабленные места. Витраж может быть экспонирован на выставке в Государственном Эрмитаже.

В данной статье мы постарались осветить малую часть работы, ведущейся над большим проектом возвращения к жизни средневековых витражей, скрытых от глаз зрителей почти шесть десятков лет. Мы выражаем огромную благодарность всему коллективу сотрудников Государственного Эрмитажа, возглавляемому М. Б. Пиотровским, принимающему участие в этой трудной и интересной работе.

Первоисточник: 
Реставрация витражей из Мариенкирхе. Е.М. Крылова, М.О. Козлова, В.Н. Лебедев
Информисточник: 

www.vitroart.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.