ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

К методике консервации и реставрации кожаных изделий

Насырова Н.Ш., Станюкович А.К.
Н.Ш. Насырова
Звенигородский историко-архитектурный
и художественный музей
А.К. Станюкович, д.и.н.
Журнал "Древности и Старина"

Публикация посвящена авторским разработкам в области консервации, реставрации и атрибуции кожаных изделий археологического происхождения. В качестве примера подробно рассмотрена найденная в 2004 г. погребальная обувь святого благоверного князя Олега Брянского.

Корпус ранее изученных авторами памятников

Обувь прп. Никиты Столпника. В мае 2000 г. было проведено освидетельствование места захоронения преподобного Никиты Столпника († 1186), одного из семи святых г. Переславля-Залесского (Станюкович А.К., 2001). Кожаные сандалии, обнаруженные в изножии гробницы прп. Никиты, были изготовлены из хорошо выделанной и сравнительно тонкой кожи, окрашенной солями железа в черный цвет. Каждая сандалия представляет собой двухслойную подошву с открытым носком и закрытым задником. Внешний слой скроен из цельного куска кожи трапециоидальной формы. Задник напоминает нос ладьи и сформирован при помощи выреза типа «ласточкин хвост», края которого сшиты выворотным швом. Носок заострен. Внутренний слой (вкладыш) имеет аналогичный крой с той разницей, что у правой сандалии он составлен из трех, а у левой – из двух кусков кожи. Оба слоя сшиты между собой по обводам потайным швом. В передней части вкладыши имеют отходящие к внутренней стороне стопы язычки для прикрепления матерчатых лямок, которыми сандалии подвязывались к ноге. В многочисленных публикациях древнерусской кожаной обуви из археологических раскопок какие-либо аналогии сандалиям преподобного Никиты отсутствуют.

Обувь из погребений в Московском Спасо-Андрониковом монастыре. В 2000–2001 гг. авторами проведена реставрация средневековых кожаных изделий из четырех захоронений XIV – начала XV в. под алтарем Спасского собора московского Спасо-Андроникова монастыря. Во всех захоронениях на ногах погребенных находились остатки кожаной обуви. Обувь изготовлена из цельного куска двухслойной (в погребении 3 – однослойной) хорошо выделанной кожи, окрашенной растительными красителями в разные оттенки коричневого цвета. Слои склеены между собой животным клеем. Задник сформирован при помощи выреза типа «ласточкин хвост», края которого сшиты выворотным швом. Носок сформирован при помощи выреза более сложной формы, края выреза также сшиты выворотным швом. Как на заднике, так и на носке в упомянутые швы вшиты кожаные ранты. Для раскроя, очевидно, применялись лекала, которые накладывались на сложенный вдвое кусок кожи. Затем кожа разворачивалась и получалась осесимметричная заготовка. Обувь из погребений № 1 и № 4 практически идентична по форме и размерам и, вероятно, изготовлена по одному лекалу. После монтажа обувь приобрела вид тапочек ладьевидной формы с закрытыми носком и задником. Следов ношения на них не отмечено, то есть они, очевидно, были изготовлены или использованы специально для погребения (Насырова Н.Ш., Станюкович А.К., 2003, с. 94–95).

Фрагмент обуви схимонахини Пелагии Старицкой. В июле 2002 г. в руинах Вознесенской церкви г. Старицы было обнаружено захоронение подвижницы веры и благочестия схимонахини Пелагии († в начале XVII в.). На костях правой стопы скелета были найдены фрагментированные остатки погребальной обуви, состоявшие из нескольких кожаных лоскутов различных размеров. После монтажа кожаных лоскутов из захоронения выяснилось, что они представляют собой часть сандалии, изготовленной из цельного куска тонкой хорошо выделанной кожи, окрашенной с наружной поверхности в темно-коричневый цвет. Сохранившаяся часть составляет приблизительно 1/3 памятника. Судя по крою сохранившейся части, задник сандалии был сформирован при помощи выреза типа «ласточкин хвост», края которого были сшиты выворотным швом, а носок был открытым. К ноге сандалия подвязывалась при помощи двух лямок из растительного волокна, которые полностью истлели, но на коже сохранилась двойная прорезь, в которой некогда была закреплена одна из лямок (Насырова Н.Ш., Станюкович А.К., 2003, с. 94).

Фрагмент обуви из захоронения в Московском Зачатьевском монастыре. Фрагментированная кожаная обувь была найдена в 2004 г. при археологических исследованиях в средневековом погребении на территории Московского Зачатьевского монастыря. После консервации и монтажа обувь приобрела вид тапочки ладьевидной формы с закрытым носком. Ее размеры после частичной реконструкции составили 23,5 см по длине (от носка до пятки) и 7,5 см по ширине (в передней половине). По типу кроя обувь очень близка погребальной обуви из захоронений под алтарем Спасского собора Андроникова монастыря (Заключение…, 2004 г.).

Фрагмент обуви св. блгв. князя Андрея Смоленского. Фрагмент кожаной погребальной обуви был обнаружен в изножии могилы и исследован авторами. Он представляет собой часть задника, сформированного при помощи выреза «ласточкин хвост» и сшитого выворотным швом. Обувь изготовлена из хорошо выделанной однослойной кожи, окрашенной солями железа в черный цвет. Судя по фрагменту, обувь состояла из нескольких деталей и относилась к одному из описанных здесь типов, имеющих закрытый задник (Насырова Н.Ш., Станюкович А.К., 2003, с. 95).

Этнографические сведения. В. Даль приводит этнографическое название погребальной обуви, скроенной из цельного куска кожи, – калигвы, калиги, калички, калижки (с ударением на первом слоге). Этот тип обуви не следует путать с близкими по крою и часто публикуемыми средневековыми поршнями, предназначенными для повседневной носки. Последние всегда имеют по верхнему обрезу ряд отверстий для продевания ремешка, стягивающего края поршня на щиколотке.

Погребальная обувь святого благоверного князя Олега Брянского

Руинированные остатки еще одной пары калигв были найдены в мае 2004 г. в подклете главного алтаря Введенского храма Брянского Петропавловского монастыря при повторном освидетельствовании места прежнего захоронения мощей святого благоверного князя Олега Брянского († в конце XIII или в начале XIV в.; мощи обретены в 1995 г.). Консервация и реставрация калигв проведена авторами в период с мая по ноябрь 2004 г.

Консервация кожаных фрагментов. До начала работ остатки обуви представляли собой два загрязненных комка, состоящих из смятых и ссохшихся кожаных фрагментов (рис. 1А). В лабораторных условиях эти комки, слегка увлажненные смесью спирт-вода-глицерин, удалось без повреждений разделить на отдельные кожаные детали и фрагменты, после чего они были сразу же помещены на одни сутки в кювету с эмульсией из стружки дегтярного мыла и антисептического мыла «Safeguard» в смеси этилового спирта (40%), дистиллированной воды (50%) и глицерина (10%), что обеспечило удаление из кожи избыточных дубильных веществ, мигрировавших в ее структуру из деревянного гробовища. Тем самым были также обеспечены первичная пластификация кожи, размягчение ее собственных жирующих компонентов, дезинфекция и частичный переход из кожи в раствор гуминовых загрязнений. После завершения процесса раздубливания и длительной промывки в дистиллированной воде с параллельной механической очисткой была проведена дополнительная пластификация кожи смесью спирт-вода-глицерин. Кожа стала мягкой, ее поверхность приобрела естественный темно-коричневый цвет. Затем фрагменты были подвергнуты длительной сушке при комнатной температуре под легким прессом между периодически заменяемыми слоями фильтровальной бумаги, что позволило в основном распрямить морщины и складки кожи без возникновения дополнительных деформаций из-за неравномерного высыхания отдельных участков.

На следующем этапе все детали и фрагменты были прожированы эмульсией из жиро- и воскосодержащего крема «Велюр» (70%), взбитого в этиловом спирте (30%) с добавлением природных антисептиков и консервантов – березового дегтя и барсучьего жира. Это позволило остановить дальнейшее пересыхание кожи и в какой-то степени восстановить ее первоначальные механические свойства. После жирования кожа стала намного прочнее и приобрела некоторую эластичность.

Осмотр и предварительная стыковка прожированных фрагментов показали, что в наличии имеются остатки пары погребальной обуви, скроенной из цельных кусков кожи и имеющей закрытые носок и пятку. Как уже отмечалось, подобная обувь имеет народное название «калигвы», «калиги», «калички», «калижки». Обе калигвы сохранились фрагментарно, но фрагменты в совокупности давали полное представление об их первоначальном крое, выполненном по одному и тому же лекалу. На калигве № 1 в прорези на одной из боковых сторон сохранились остатки кожаного ремешка, которым она закреплялась на ноге. Выяснилось также, что для одной из калигв (№ 2) не хватило цельного куска кожи, в связи с чем к боковой стороне готовой выкройки некогда был подшит дополнительный кожаный сегмент, в настоящее время утраченный. Добавим также, что кожа, из которой была выполнена калигва № 2, отличалась от кожи калигвы № 1 более темной окраской.

Монтаж памятника. Монтаж калигв был начат после длительной (два месяца) сушки прожированных кожаных деталей и фрагментов, за время которой из кожи ушли остаточная влага и летучие компоненты жирующей смеси, что не привело к потере эластичности и прочности. Произошла лишь небольшая естественная усадка кожи.

На первом этапе производился подбор сохранившихся деталей и фрагментов, соответствующих калигвам № 1 и № 2 по цвету и фактуре, после чего было проведено восполнение утрат и частичное дублирование сохранившейся подлинной кожи жесткой льняной канвой согласно реконструированному крою. Дополнительный кожаный сегмент, некогда подшитый к калигве № 2, а затем утраченный, нами не восстанавливался. На втором этапе все вставки из канвы были декорированы с двух сторон тонкой шелковой тканью, выкрашенной растительными красителями в цвет памятника. Той же тканью были усилены некоторые ветхие и непрочные участки подлинной кожи. Как на первом, так и на втором этапах применялся полимерный клей А-45К, обеспечивающий хорошее скрепление деталей и обратимость процесса склейки.

На третьем этапе было выполнено восстановление всех первоначальных швов навощенными хлопчатобумажными нитями, причем на подлинных фрагментах восстановление велось по имеющимся проколам. На четвертом этапе были выполнены необходимые тонировки дублировочных материалов растительными красителями, после чего на обе калигвы было равномерно нанесено защитно-декоративное покрытие из пчелиного воска, растворенного в пинене с добавлением масла ливанского кедра.

В результате принятых мер подлинные материалы калигв получили необходимую механическую прочность и достаточную эластичность, а их поверхность приобрела естественный темно-коричневый цвет и легкий глянец. Реконструированные детали по цвету и фактуре поверхности мало отличаются от подлинника, поэтому в экспозиционном плане памятник выглядит цельным и полностью соответствует своему первоначальному облику (рис. 1Б).

Описание и атрибуция. Каждая калигва первоначально была изготовлена из цельного куска тонкой (около 1 мм) хорошо выделанной кожи, окрашенной растительными красителями в темно-коричневый до черного цвет. Задники сформированы при помощи вырезов типа «ласточкин хвост», края которых были сшиты выворотным швом. Носки сформированы при помощи вырезов более сложной формы, а их края также сшиты выворотным швом.

После монтажа калигвы приобрели вид тапочек ладьевидной формы с закрытым носком. Длина калигвы № 1 после окончания реставрации составила 23,0 см от носка до пятки. Длина калигвы № 2 составила 22,7 см. По сведениям профессора В.Н. Звягина, проводившего медико-антропологическое освидетельствование мощей святого благоверного князя Олега Брянского, длина его стопы равнялась 25,1–25,5 см. То, что реальная длина калигв после реставрации оказалась несколько меньше, объясняется необратимым усыханием кожи, из которой они были изготовлены.

Наиболее известные из ранее выявленных в средневековых захоронениях образцов погребальной обуви датируются последней третью XIV в., происходят из раки прп. Сергия Радонежского (Балдин В.И., Манушина Т.Н., 1996, рис. 72), имеют закрытые носки и относятся к тому же типу, что обувь из Брянска, а также из Андроникова и Зачатьевского монастырей. В публикации Т.А. Кривенко (2000, с. 174) воспроизводится внешний вид кожаной погребальной обуви с закрытыми носками из некрополя XI–XII вв. Киевского Зверинецкого монастыря. Несмотря на схематичность рисунков, в некоторых образцах можно узнать тот же тип, к которому принадлежит обувь из Андроникова и Зачатьевского монастырей и обувь прп. Сергия Радонежского. Близка к ним и обувь, обнаруженная в 1832 г. в белокаменном саркофаге домонгольского времени на территории городища Старая Рязань и известная по рисунку Ф.А. Солнцева. Сам Ф.А. Солнцев называет ее «монашескими башмаками», но авторы публикации его рисунков считают, что она происходят из захоронения не монаха, а священника (Богатская И.А., Панова Т.Д., 1999, с. 176–177, 179, рис. 4). При раскопках усыпальницы бояр Романовых в Московском Новоспасском монастыре обувь этого же типа была найдена в четырех погребениях мирян XVI–XVII вв. (Насырова Н.Ш., Станюкович А.К., 2003, с. 96).

В многочисленных публикациях средневековой кожаной обуви из русских поселенческих комплексов какие-либо аналогии данного типа отсутствуют, если не считать экземпляр Новгородского музея (Изюмова С.А., 1959, рис. 7, 1). В средневековых городских некрополях она, напротив, встречается сравнительно часто. Обычна она и в монастырских некрополях. Согласно исследованию Д.О. Осипова, в Москве такая обувь встречается исключительно в погребальных памятниках конца XIV–XVI вв., никогда не имеет следов износа и конструктивно непригодна для повседневного применения (Осипов Д.О., 2003, с. 21–25).

По типу кроя калигвы, найденные в месте перезахоронения мощей святого благоверного князя Олега Брянского, близки погребальной обуви преподобного Сергия Радонежского, четырем экземплярам из захоронений под алтарем Спасского собора Андроникова монастыря и экземпляру из Зачатьевского монастыря. Поэтому в данном случае мы еще раз имеем дело со специфической погребальной («покойницкой» или «ритуальной», по Д.О. Осипову) обувью, причем свойственной как монашествующим, так и мирянам.

Находка в подклете главного алтаря Введенского храма Брянского Петропавловского монастыря является не только вновь выявленным образцом специфической погребальной обуви, распространенной на Руси на протяжении XI – начала XVII в., но и святыней Русской Православной Церкви. В настоящее время она находится в распоряжении Брянской епархии, где осенью 2004 г. начато формирование церковно-исторического музея.

ЛИТЕРАТУРА

Балдин В.И., Манушина Т.Н., 1996. Древнерусское искусство Троице-Сергиевой Лавры. М.

Богатская И.А., Панова Т.Д., 1999. Новый источник по истории городища Старая Рязань // РА, № 1.

Заключение по консервации и реставрации кожаной погребальной обуви из захоронения № 204 в Московском Зачатьевском монастыре, Звенигород, 2004 г.

Изюмова С.А., 1959. К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого // МИА, № 65. М.

Кривенко Т.А., 2000. Сказание о преподобномучениках Зверинецких. Киев.

Насырова Н.Ш., Станюкович А.К., 2003. Кожаные изделия из погребальных памятников русского средневековья // Проблемы комплексного изучения церковных и монастырских некрополей. Звенигород.

Осипов Д.О., 2003. Кожаная обувь: информационные возможности археологических коллекций (по материалам раскопок в Москве) // РА, № 2.

Станюкович А.К., 2001. Гробница преподобного Никиты Столпника, Переславского чудотворца. Звенигород.

Первоисточник: 
К методике консервации и реставрации кожаных изделий. Н.Ш. Насырова, А.К. Станюкович
Информисточник: 

www.kriptoistoria.com

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.